Оцените материал

Просмотров: 29776

Художественная школа с массажным уклоном

Диана Мачулина · 11/02/2009
Страницы:
Все хорошо, прекрасная маркиза?

В 1994 году в школе упразднили представительства учащихся и родителей, а вскоре последних (в наказание за вызов санэпидстанций) вообще перестали пускать на порог — им приходилось ждать детей во дворе или в фойе бассейна, куда может зайти каждый желающий. Но в конце концов родительское сообщество сорганизовалось, создало блог в ЖЖ, пополнило собой ряды граждан, стоящих в пикетах и пишущих письма в вышестоящие организации (основными требованиями были возвращение статуса школы и увольнение директора, не желающего этот общеобразовательный статус менять), и даже привлекло внимание Российской академии художеств, учредителя школы. Впрочем, представители РАХ утверждают, что всё знали и без родителей, которые только мешают, и давно собирались принять меры.

Президиум РАХ в ноябре 2008-го проголосовал за увольнение директора пятнадцатью голосами за против трех против. Параллельно вроде бы выяснилось, что и сносить школу (а также переность в Южное Бутово, чего боялись родители) никто не собирается. Таким образом, вопрос решен?

По поводу застройки могу сказать вот что: в проекте школа пока присутствует, хотя при закрытом показе работникам Третьяковки сказали, что ее «немного передвинут». Я на плане пока заметила, что граница нового здания ЦДХ проходит где-то у забора школы, ее угол нелепо втыкается в центр стены новостроя. И это именно та сторона школы, на которой располагаются мастерские живописи и рисунка. С момента завершения будущего ЦДХ ученикам придется рисовать только в тени, вернее, в рассеянном свете. Но это далеко не все. Как сказал мне в частной беседе один из ведущих архитекторов России, сохранение школы — «кость, которую застройщики готовы кинуть общественности, чтобы утвердить нынешний план реконструкции района». После того как этот план начнет осуществляться (а школа в нем выглядит негармонично), процесс станет необратимым и, возможно, настанет и очередь МСХШ. Тем более что школа теперь значится не уникальным образовательным учреждением, а просто средней и полностью безоружна перед законодательством. Защитить школу можно, только вернув ее бывший статус.

Что касается Куник, то в январе этого года она продолжала работать как ни в чем не бывало. Третьего февраля работники РАХ сказали мне, что она все-таки уволена, так как были «найдены некоторые нарушения», и пока и.о. директора назначен ректор МГАХИ имени Сурикова, полковник и скульптор А.А. Бичуков.

Правда, на следующий день родителям, звонившим в юротдел РАХ, сказали, что никакого приказа об увольнении не существует. Более того, в тот же день директор собрала на совет преподавателей по общеобразовательным предметам (преподаватели необязательных дисциплин вроде живописи не принимаются во внимание) и сообщила, дабы пресечь распространение вредных слухов, что ее никто не увольнял, что она будет работать так же, как и работала, а если кому-то из учителей или детей и их родителей что-то не нравится, они могут покинуть школу. В самой Академии ходят слухи, что, если Куник и уволят, пойдет она на повышение, то есть будет руководить той же самой школой, но с более высокой точки.

Ну ладно, должно быть, Куник куда-нибудь да денется — четыре массажных салона, кажется, произвели впечатление на руководство Академии. Но что будет дальше? Будет ли использован исторический шанс?

Что могло бы быть

Как известно, у нас в стране с высшим художественным образованием все очень плохо, один из примеров чему вышеупомянутый МГАХИ имени Сурикова. Это сугубо консервативное учреждение по уровню преподавания искусства, особенно живописи, находится на уровне XIX, если не XVIII века. Его студенты никогда не слышали фамилию «Уорхол». Чем-то похожим на современное искусство там заниматься запрещено, и преподаватели, пытающиеся его ввести (например, Айдан Салахова), сталкиваются с большими трудностями. Настоящей арт-школы, которую можно было бы поставить в один ряд с аналогичными школами других стран, у нас просто нет. Молодые художники приходят откуда угодно, только не из Суриковского института.

Как ни странно, в среднем художественном образовании в начале 1990-х возникла, напротив, ситуация позитивного прорыва. На волне либерализации МСХШ допустила в свои стены перемены, на которые не решились институты. В 1990-е ученикам разрешили выбирать одну из трех разных мастерских, одно из трех направлений. Первое ориентировалось на композицию, эксперимент; оно было дальше от «живописи и рисунка ради них самих» и ближе к современному искусству и созданию смыслов. Второе было более академическим. Третье сочетало в себе черты двух других. Каждая из мастерских стала сообществом, в котором ученики и учителя как единомышленники вместе развивали свою теорию и практику искусства. Для всех трех мастерских существовали общие просмотры в качестве как критики независимых наблюдателей. На них сторонники одного направления корректировали оценки учеников из другой мастерской. В результате возникала полемическая энергия, педагоги думали, как совершенствовать свою систему, исходя из противного мнения. Ученикам давалась возможность получить более объективную оценку их  произведений — «чужие» смотрели относительно непредвзято.

Куник третью мастерскую упразднила как лишнюю, общие просмотры тоже. Будет ли теперь прогрессивный порядок восстановлен? Нет такой уверенности. Напротив, можно опасаться, что мастерские упразднят вообще, ведь это «не полагается» в школе для детей.

Но МСХШ не просто школа для детей. Она даже в советском прошлом готовила так, что и вуз был не всегда нужен. А уж тем более консервативный вуз, где есть опасность убить творческое начало. Будь у МСХШ сейчас прогрессивный директор, связанный и с современной художественной сценой, и с традиционной (а такие люди есть среди художников), она могла бы стать зачатком той самой арт-школы, новой арт-академии, об отсутствии которой мы все сокрушаемся.

В МСХШ сейчас наконец-то произойдет запоздалая «перестройка». На аналогичной волне в странах Восточной Европы сами студенты потребовали прихода новых ректоров и победили — теперь там отличные арт-школы. Но тут дети — не взрослые. От них этого ждать невозможно, да и на родителей это перекладывать неправильно. Может быть, самой Академии задуматься о своем будущем?

Автор просит бывших учеников школы и других заинтересованных лиц высказываться в комментах.


Еще по теме:

Екатерина Кронгауз. ПТУ: Писательское Техническое Училище, 5.12.2008
Зинаида Пронченко. Злокачественное образование, 5.12.2008
Денис Мацуев: «Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери», 5.12.2008
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • DiMa· 2009-02-11 16:57:54
    Академия уже задумалась! На днях в школу назначили нового директора. Не вместо старого, а дополнительного. На специально созданную должность "ДИРЕКТОР ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ В ШКОЛЕ".Его обязанности, судя по первым действиям, будут заключаться в охране душевного спокойствия директора Куник.
  • NotaBene· 2009-02-11 19:07:53
    Как видно из плана реконструкции парка "Музеон", представленного сейчас в ЦДХ на обсуждение избранных москвичей,МСХШ (МАХЛ) окажется в тени новой постройки ЦДХ,которая практически вплотную примкнет к северо-западному крылу школы и, нарушив инсоляцию, полностью перекроет свет в мастерские.Да будет тьма! (сказал инвестор проекта), а также угарный газ и другие вредности в легкие детей от увеличившегося потока машин к многоместной подземной парковке под новым строением ЦДХ. А ведь юные, но уже профессиональные художники, как взрослые трудятся за мольбертом целый рабочий день. Никто не подумал, что им нужен свет,воздух и зелень, а не стена во дворе.
  • tasjakorotkova· 2009-02-12 10:19:14
    самое ужасное в этой истории ,как абсолютно правильно
    заметил автор статьи -то,что школа по документам-общеобразовательная.первый раз за всю историю этого учреждения директором стал не художник,а дама,в прошлом,видимо связанная с Суворовским училищем(судя по суворовцам,которых приводили строем на наши дискотеки).
    Вот и результат. А уникальность этой школы была в том,что с 11-ти лет человек попадал в жёсткую профессиональную среду,в арт-сообщество,где все всех знают,и в будущем чувствовал себя не одиноким воином.
    Не все выпускники этой школы поступали в Суриковский и становились живописцами -кто-то шёл в МГИМО, Литературный институт, ВГИК на режиссёрский и актёрский-
    Школа давала высочайший уровень всесторонней
    подготовки в области культуры,и с этим багажом было проще входить во взрослую жизнь.
    Где ещё дети читали Эсхила и Софокла,Данте и Микеланджело в 12-13 лет?
    Где ещё историю икусства(которой сейчас вообще в школе НЕТ)преподавали так,что в Суриковском экзамены сдавались ещё по старым записям и профессор Третьяков ставил 5+,радуясь,что студенты так хорошо разбираются в Русской иконе?
    При этом -школа то-бесплатная,там могли учится как дети известных деятелей культуры(в третьем поколении!и это говорит о престижности)так и просто талантливые дети,не из художественной среды,и на выпуске -все они были на едином уровне высочайшей профессиональной подготовки.
Читать все комментарии ›
Все новости ›