OPENSPACE.RU объявил конкурс на лучший кураторский проект в рамках параллельной и специальной программы Московской биеннале. Итоги будут подведены в конце октября, но для начала мы попросили членов жюри сформулировать свои критерии удачного кураторского проекта
1. Какой кураторский проект на вас в свое время (или недавно) произвел сильное впечатление?2. Каковы ваши критерии удачной кураторской работы?
3. Что, как вам кажется, сейчас происходит с кураторской деятельностью?
На вопросы отвечали:
ЯРОСЛАВА БУБНОВА, куратор, директор — основатель Института современного искусства в Софии;
ДМИТРИЙ ГУТОВ, художник;
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ, куратор, критик, шеф-редактор раздела «Искусство» портала OPENSPACE.RU;
АННА ЗАЙЦЕВА, независимый куратор, лауреат премии «Инновация» за 2008 год в номинации «Кураторский проект»;
ИГОРЬ МАКАРЕВИЧ, художник;
МИЛЕНА ОРЛОВА, критик, главный редактор журнала «Арт-Хроника»;
ЕЛЕНА СОРОКИНА, независимый куратор, Брюссель;
ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ, куратор, Государственный центр современного искусства.
Ярослава Бубнова
1. Первый проект, который мне открыл, что такое куратор, — это выставка «Шизокитай», сделанная Иосифом Бакштейном в каких-то павильонах для показа официальных достижений, на Фрунзенской набережной, которую я увидела в далеком 1990 году. Чем именно она произвела на меня впечатление: «слиянием» с идеями авторов; верой в значительность их высказываний; умением перевести на визуальный, композиционный язык внутренне-групповой нарратив (т.е. язык «для посвященных». — OS), что есть также и уважение по отношению к зрителю. Смелостью — по тем временам — экспозиционных приемов. В целом абсолютной убежденностью, что огромные усилия по устройству выставки стоят того.
2. Идеальный вариант, это когда получается общее целое — выставка, а не набор предметов, даже очень качественных, когда при уважении к объектам и их авторам видим общий смысл, зачем они собраны вместе. Очень ценю экспозиционную завершенность. Эти качества чаще очевидны в больших проектах. В индивидуальных выставках в коммерческих галереях их добиться труднее — там подача материала имеет другую цель.
3. Кураторам сейчас трудно — надо быть cool и одновременно с этим ориентироваться в доминирующем дискурсе времени экономической депрессии. Хотя когда им было легко? Я расспрашивала Харальда Зеемана (выдающийся куратор, о котором мы еще напишем. — OS), ему тоже было «трудно», но ему верили художники, что, по-моему, все еще важнее (или, по крайней мере, должно быть так), чем если верят спонсоры и организаторы. Сейчас кураторская профессия находится в сложной системе разных зависимостей — от денег и тех, кто их обеспечивает, от актуального (модного) международного дискурса, от локальных интересов, от политической корректности и, надеюсь, от собственных убеждений и знаний. Поэтому в лучшем случае профессия узко профилируется на тех, кто делает большие международные выставки (биеннале), государственные репрезентативные проекты, «гламурные» проекты частных коллекций и галерей и т.д. Подразумевается, что все эти люди имеют опыт «экспериментальной» работы — в альтернативных пространствах, с ассоциациями художников, с художниками своего поколения и своего «места». В идеальном варианте, в этих «домашних» условиях, куратор уже открыл хотя бы одного художника, с которым они становятся взаимным ракетоносителем в международном арт-пространстве. Иногда одни и те же кураторы делают все эти важные выставки, но тогда они деликатно скрывают это даже от себя самих.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
Позвольте поправить, Центральноазиатский павильон в 2005 году в Венеции выставку «Искусство Центральной Азии. Актуальный архив» курировал только Виктор Мизиано
-
Грандиозный эпилог.
-
Это не Третьяковка, В.Пацюков "явно переживает инфляцию".
-
....скорее не Третьяковка "невостребованная", а сам Пацюков.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17859431
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6731480
- 3. Норильск. Май 1293667
- 4. ЖП и крепостное право 1117501
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907063
- 6. Закоротило 837201
- 7. Не может прожить без ирисок 832343
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791005
- 9. Коблы и малолетки 766250
- 10. Затворник. Но пятипалый 507981
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441961
- 12. «Роботы» против Daft Punk 409921