Оцените материал

Просмотров: 47100

Что такое удачный кураторский проект?

06/10/2009
OPENSPACE.RU объявил конкурс на лучший кураторский проект в рамках параллельной и специальной программы Московской биеннале. Итоги будут подведены в конце октября, но для начала мы попросили членов жюри сформулировать свои критерии удачного кураторского проекта

Имена:  Анна Зайцева · Виталий Пацюков · Дмитрий Гутов · Екатерина Дёготь · Елена Сорокина · Игорь Макаревич · Милена Орлова · Ярослава Бубнова

©  Игорь Макаревич

Выставка «Шизокитай», фрагмент. 1990. На первом плане работа Н. Паниткова. Куратор Иосиф Бакштейн

Выставка «Шизокитай», фрагмент. 1990. На первом плане работа Н. Паниткова. Куратор Иосиф Бакштейн

1. Какой кураторский проект на вас в свое время (или недавно) произвел сильное впечатление?
2. Каковы ваши критерии удачной кураторской работы?
3. Что, как вам кажется, сейчас происходит с кураторской деятельностью?


На вопросы отвечали:

ЯРОСЛАВА БУБНОВА, куратор, директор — основатель Института современного искусства в Софии;

ДМИТРИЙ ГУТОВ, художник;

ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ, куратор, критик, шеф-редактор раздела «Искусство» портала OPENSPACE.RU;

АННА ЗАЙЦЕВА, независимый куратор, лауреат премии «Инновация» за 2008 год в номинации «Кураторский проект»;

ИГОРЬ МАКАРЕВИЧ, художник;

МИЛЕНА ОРЛОВА, критик, главный редактор журнала «Арт-Хроника»;

ЕЛЕНА СОРОКИНА, независимый куратор, Брюссель;

ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ, куратор, Государственный центр современного искусства.


Ярослава Бубнова
1. Первый проект, который мне открыл, что такое куратор, — это выставка «Шизокитай», сделанная Иосифом Бакштейном в каких-то павильонах для показа официальных достижений, на Фрунзенской набережной, которую я увидела в далеком 1990 году. Чем именно она произвела на меня впечатление: «слиянием» с идеями авторов; верой в значительность их высказываний; умением перевести на визуальный, композиционный язык внутренне-групповой нарратив (т.е. язык «для посвященных». — OS), что есть также и уважение по отношению к зрителю. Смелостью — по тем временам — экспозиционных приемов. В целом абсолютной убежденностью, что огромные усилия по устройству выставки стоят того.

2. Идеальный вариант, это когда получается общее целое — выставка, а не набор предметов, даже очень качественных, когда при уважении к объектам и их авторам видим общий смысл, зачем они собраны вместе. Очень ценю экспозиционную завершенность. Эти качества чаще очевидны в больших проектах. В индивидуальных выставках в коммерческих галереях их добиться труднее — там подача материала имеет другую цель.

3. Кураторам сейчас трудно — надо быть cool и одновременно с этим ориентироваться в доминирующем дискурсе времени экономической депрессии. Хотя когда им было легко? Я расспрашивала Харальда Зеемана (выдающийся куратор, о котором мы еще напишем. — OS), ему тоже было «трудно», но ему верили художники, что, по-моему, все еще важнее (или, по крайней мере, должно быть так), чем если верят спонсоры и организаторы. Сейчас кураторская профессия находится в сложной системе разных зависимостей — от денег и тех, кто их обеспечивает, от актуального (модного) международного дискурса, от локальных интересов, от политической корректности и, надеюсь, от собственных убеждений и знаний. Поэтому в лучшем случае профессия узко профилируется на тех, кто делает большие международные выставки (биеннале), государственные репрезентативные проекты, «гламурные» проекты частных коллекций и галерей и т.д. Подразумевается, что все эти люди имеют опыт «экспериментальной» работы — в альтернативных пространствах, с ассоциациями художников, с художниками своего поколения и своего «места». В идеальном варианте, в этих «домашних» условиях, куратор уже открыл хотя бы одного художника, с которым они становятся взаимным ракетоносителем в международном арт-пространстве. Иногда одни и те же кураторы делают все эти важные выставки, но тогда они деликатно скрывают это даже от себя самих.
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:4

  • vorobei· 2009-10-06 16:52:29
    Позвольте поправить, Центральноазиатский павильон в 2005 году в Венеции выставку «Искусство Центральной Азии. Актуальный архив» курировал только Виктор Мизиано
  • actual· 2009-10-06 19:37:00
    Грандиозный эпилог.
  • nikto001· 2009-10-23 16:20:28
    Это не Третьяковка, В.Пацюков "явно переживает инфляцию".
  • nikto001· 2009-10-23 16:23:08
    ....скорее не Третьяковка "невостребованная", а сам Пацюков.
Все новости ›