Довольно неожиданно раздеваться догола в музее – можно сказать, это освежает.

Оцените материал

Просмотров: 43408

Письмо из Нью-Йорка: горошек, белочки и грибы

Анна Пантуева · 28/02/2012
Этой зимой в Нью-Йорке прошли ретроспективы вчерашних enfants terribles – Дэмиена Херста, Маурицио Каттелана, Карстена Хёллера

Имена:  Дэмиен Херст · Карстен Хёллер · Маурицио Каттелан

©  Benoit Pailley

Carsten Höller. Giant Triple Mushrooms. 2010

Carsten Höller. Giant Triple Mushrooms. 2010

Матерьяльчик в горошек
Наиболее экстремальные (или успешные, кому как нравится) проявления международной системы актуального искусства — корпоративные годзиллы, связки инвестор — галерея — художник. Недавнее глобальное шествие Дэмиена Херста по планете — пример такого слияния, или полного тождества корпоративного искусства и рынка инвестиций. В 11 франчайзинговых заведениях бизнесмена Ларри Гагосяна (Риме, Париже, Лондоне, Беверли-Хиллз и так далее) прошел одновременный показ «кружочков» бизнесмена Херста — полотен с разноцветными равномерно распределенными кругами, которые мастер, как нам напоминают организаторы, писал с 1986-го по 2011 год. Наконец-то мир увидел шедевр во всей его совокупности: тут были и крупные, и помельче, и прямоугольником, и пирамидкой, и даже в виде фирменного приложения для iPad-3.

©  Damien Hirst and Science Ltd. DACS 2011

Damien Hirst. Spot Painting. 1986

Damien Hirst. Spot Painting. 1986

На днях по долгу службы мне пришлось пройти через непростой культурный опыт и посмотреть пародийный боевик Kick Ass (2011). В фильме квартира главного злодея, убийцы и бандита, с роскошным видом на Нью-Йорк была обставлена «кружочками» Херста и другими работами поколения «юных британских художников». Являя метафору своей знаменитой скульптуры, Херст представляется мелкой акулой, живущей за счет больших. Выставка Херста в галереях Гагосяна — не только пример убийственной пафосности, цинизма и тупости, но также анахронизм докризисного мира, когда можно было мариновать морских жителей, препарировать коров, лепить брюлики на черепа и продавать это на аукционе так называемым международным консорциумам (бог знает, каким). Удивительно, что Херст будто не заметил, что происходит вокруг. Не случайно критики в своих отзывах на парад «кружочков» как один написали о смерти, художественной и физической. Кризисы в искусстве способствуют рождению прекрасной прозы — по теме можно почитать виртуозные эссе Кэти Сигель на сайте Artforum и Кристиана Виверос-Фона в газете Village Voice.


Любительская комедия
Ретроспектива Маурицио Каттелана в Музее Соломона Гуггенхайма знаменует уход Каттелана из искусства на пенсию, по заявлению самого художника (ему сейчас 51). Каттелан — сын уборщицы и водителя грузовика, вырос в Падуе, занимался то тем, то этим, некоторое время проработал в морге, а в конце 80-х начал делать нестандартный дизайн (точнее, нечто между скульптурой и дизайном), рассылая сотни заявок о себе на ломаном английском в галереи и журналы. Как ни странно, его заметили, и его карьера состоялась — шуточные произведения Каттелана выскакивали как грибы на всех международных биеннале 90-х и 2000-х.

©  David Heald / Solomon R. Guggenheim Foundation

Вид экспозиции «Маурицио Каттелан: Всё» в музее Соломона Гуггенхайма

Вид экспозиции «Маурицио Каттелан: Всё» в музее Соломона Гуггенхайма

Рискуя получить гнилой помидор от читателя, признаюсь честно — на выставку Каттелана я не ходила. И это мой сознательный выбор. Не потому, что работы плохие, а потому, что смотреть на них как на произведения искусства, когда они собраны одним архивом в мраморном зале музея, совсем не хочется. О них можно прочитать, поскольку рассчитаны они на шутку и эпатаж, а не демонстрацию эстетических качеств, и большинство из них имеет смысл только в своем изначальном контексте. Например, когда в 2008 году обескураженные посетители центрального павильона биеннале в Венеции опасливо косились на сотни грязных городских голубей, присевших на балки под крышей (а вдруг нагадят?), — это были чучела, которые «рассадил» Каттелан.

©  www.bkrw.com

Вид экспозиции «Маурицио Каттелан: Всё» в музее Соломона Гуггенхайма

Вид экспозиции «Маурицио Каттелан: Всё» в музее Соломона Гуггенхайма

Не обязательно идти смотреть, как именно или насколько реалистично сделана миниатюрная кукла самого Маурицио, какой там колор и как натурально наложен парик. Достаточно знать, что он пустил разъезжать эту куклу на заводном велосипеде в Венеции в 2003-м. Или повесил табличку «Ушел, скоро буду» на закрытых дверях галереи, где должна была якобы состояться его выставка, — не табличку же идти смотреть в Гуггенхайме. Или сделал из пластика реалистичную копию поверженного папы римского Иоанна Павла II, на которого внезапно упал метеорит. Или придумал миниатюрную скульптуру застрелившейся белки, оставившей на кухонном столе предсмертную записку мелким почерком.

©  Maurizio Cattelan / Photo: Attilio Maranzano

Maurizio Cattelan. La Nona Ora. 1999

Maurizio Cattelan. La Nona Ora. 1999

Мне уже смешно. И мне такие анекдоты более интересны, чем созерцание их материальных воплощений в «храме музея». Работы Каттелана не концептуальны, а дискурсивны, как дискурсивна карикатура в газете. И если судить не только о «Моне Лизе», но и вообще об изобразительном искусстве по электронным или печатным репродукциям недопустимо, то в случае с Каттеланом это имеет смысл. Каттелан обходится без феноменологии и тонкого колора. Исключительно вредный вопрос «искусство ли это?» здесь также имеет смысл, поскольку ответ на него — твердое «нет» с поправкой: это нечто другое, чем изобразительное искусство. Это комедия. Это анекдот. В музей идти не обязательно, да и вообще музей не нужен, что и требовалось доказать.


©  Maurizio Cattelan

Maurizio Cattelan. Bidibidobidiboo. 1996

Maurizio Cattelan. Bidibidobidiboo. 1996

Музейные аттракционы
Другое дело Карстен Хёллер. Одними рассказами тут не обойтись. Тут дела посложнее, тут не белочка застрелилась. Тут мощные устройства перевернутого видения, подписка об отсутствии претензий, добровольная сдача личных финансовых документов, может, даже ЛСД.

Хёллер — немец, получил техническое образование (он сельскохозяйственный энтомолог) и в своих работах часто обращается к химическим реакциям, физическим опытам, проблемам перцепции и прочим научно-популярным вопросам. На ретроспективе в Новом музее под названием «Опыт» (Experience) Хёллер попытался представить аналоговые версии цифровых эффектов в кино и психотропных в жизни, насколько это возможно (невозможно), а также запустил в буквальном смысле карусель развлечений, залепив пощечину тем, кто считает, что развлечениям не место на выставке.

Развлечения начинались прямо у входа: купив билет, цена которого была $16 вместо обычных $12, приходилось становиться еще в две очереди: чтобы подписать длинный юридический документ, в котором музей снимал с себя ответственность в случае физических увечий посетителя, и чтобы сдать личную кредитную или банковскую карту (невиданное в Штатах требование), подписать бумагу о штрафе в случае порчи имущества и получить оное — шлем с оптическим устройством.

©  Benoit Pailley

Carsten Höller. Swinging Curve. 2009

Carsten Höller. Swinging Curve. 2009

Новый музей — не самый дорогой в Нью-Йорке, МоМА и Музей Гуггенхайма берут за вход в два раза больше, но так своевольно поднять цену на билет музеи здесь обычно не решаются. Ценовая политика музеев в Нью-Йорке выверена по строгим маркетинговым критериям — если цена выше определенного уровня, музей рискует потерять значительную часть целевой аудитории (поэтому для студентов и журналистов делаются скидки или бесплатный вход). Но также по критериям институциональным и политическим — Метрополитен-музей советует заплатить $25, но позволит посетителю приобщиться к ценностям мировой культуры за любые деньги, хоть один цент. То же самое делает низкобюджетный Музей Баррио, когда запрашивает за вход $5, но позволяет пройти и за меньшую сумму. В Баррио ценят свою многолетнюю преданную аудиторию, многие представители которой — люди с низким доходом.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:18

  • monika_sosno· 2012-02-28 18:04:13
    iPad-3?!!
  • monika_sosno· 2012-02-28 18:08:39
    "когда в 2008" - эта работа была разве не в 2011 году показана?!
    или он участвовал в архитектурной?
  • monika_sosno· 2012-02-28 18:13:03
    в "Bidibidobidiboo" на столе стоит стакан, нет там оставленной "предсмертной записки мелким почерком"
  • monika_sosno· 2012-02-28 18:18:50
    ну и - почему Хёллер, но Херст?
  • Valentin Diaconov· 2012-02-28 19:51:49
    Моника, согласитесь, однако, что главное здесь - интонация. Презрительная, я бы даже сказал, мещанская.
  • zAdorno· 2012-02-28 21:01:57
    Валентин, почему мещанская? Нормальная интонация.
    Не всем дано понять стратосферу институциональной критики.
  • Valentin Diaconov· 2012-02-28 22:37:53
    Да, вы правы. Я вообще с трудом уже понимаю, что такое институциональная критика. Мне, наивному, кажется, что эта статья - что-то вроде возмущенных смотрительниц Пушкинского, которые на выставке графики из собрания Deutsche Bank спрашивали зрителей: "Ну что вы смотрите на эту ерунду? Стыд и позор!"
  • zAdorno· 2012-02-28 23:41:45
    Девушка слишком трезво воспринимает. Сто грамм 20летних виски и холсты Херста замерцали бы пространством. Черт,… и правда, мерцают.
  • MAREMAN· 2012-02-29 01:04:52
    Только ром!
  • zAdorno· 2012-02-29 01:22:21
    Простите, прочитал - только ртом.
    А про белочку, что она по-напридумывала? Ужас какой-то. Белочка же…Шутки в сторону. Белочка, вообще, – наш человек.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-29 01:27:57
    Холлер - это мой герой в мире актуального искусства... я тоже пытаюсь работать в примерно похожем направлении. И я тоже биолог по образованию. Видимо поэтому мне очень хорошо понятны его работы и идеи которые за ними стоят... Он - просто блеск.

    http://www.saatchionline.com/VladimirGent
  • zAdorno· 2012-02-29 01:35:21
    Теперь Вы - мой герой.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-29 02:33:06
    Spasibo
  • anklav· 2012-02-29 16:38:17
    2zadorno
    :) жжоте
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-29 19:54:35
    Холлер уникально совершенно меняет восприятие пространства. Видимо все-таки вдохновение у него из мира насекомых. Он специалист по их социальному поведению. То есть какие-то очевидные простые вещи из мира насекомых он переносит в мир человека и получается нечто другое. Экспириенс.

    Кстати он вырос в Брюсселе в Бельгии и художником стал уже будучи весьма взрослым и работая в Вене . У него дача в Гане на пару с другим художником , где он по-полгода живет, вдали от мирской суеты... Я бы тоже так хотел.
  • actual· 2012-03-01 02:39:12
    Теперь, за изобразительное искусство можно не переживать.....
  • Elena Khokhlova· 2012-03-02 10:05:33
    Про непередаваемый и приобретенный, но тут же стирающийся опыт - оглушительно. Спасибо, что познакомили с Джорджо Агамбеном!
  • valerik· 2012-03-02 12:14:14
    Как пишется текст? Он должен быть бивалентным, компаративным, неаприорным, одновременно острым и тупым, а этот - лишь тупой. Вся ответственность за такую безответственность лежит на OS.
Все новости ›