Но неужели прессе, которая вас защищает, нравится то, что вы делаете?

Оцените материал

Просмотров: 17610

Письмо из Варшавы: машина демократии

Екатерина Дёготь · 30/03/2011
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ об искусстве и политике – в Польше и в России

Имена:  Артур Жмиевски · Вильхельм Саснал · Дорота Ярецка · Збигнев Либера · Иоанна Мытковска · Катажина Козыра · Моника Сосновска · Павел Альтхамер · Петр Пиотровский

©  Rex Features / Fotobank

Письмо из Варшавы: машина демократии
1.

Посреди улицы, в стратегическом месте на перекрестке двух важных трасс, стояла высокая пальма. Это было в Варшаве, пальма была пластмассовая. С моим московским опытом я не то что подумала – я просто немедленно поняла, что это реклама мобильных телефонов.

Тем не менее это оказалось произведение современного искусства. Оно отсылало к Иерусалиму (название одной из улиц было Иерусалимская), еврейской теме (в Варшаве вопрос болезненный и далеко не забытый, что, в частности, заслуга художников), а также тоске по лучшей климатической доле, которую поляки делят с нами.

– Фестиваль какой-нибудь открылся? – поинтересовалась я без особого интереса.
– Нет, она тут уже лет пять, – сказала Иоанна.
– Да? И что, неужели мэру это нравится? – Тут я уже несколько заинтересовалась.
– Да вряд ли, – сказала Иоанна, пожав плечами. – Наверно, он предпочел бы тут новогоднюю елку ставить. Но делать нечего.
– Почему нечего?
– Ну, у нас демократия, – сказала Иоанна.
– В каком смысле? – спросила я.
– Ну, типа, общественное мнение, – пояснила она.

Я опять спросила, что она имеет в виду, уже чувствуя себя полной идиоткой из абсолютно дикой страны и понимая, что лучше бы мне молчать.

– Ну, типа, пресса писала, – сказала Иоанна.
– И что, ее кто-то послушал? – изумилась я, плюнув на репутацию страны.
– Да, – простодушно сказала Иоанна.

Про эту демократию и общественное мнение я тут слышала на каждом шагу. Когда мы вошли в здание Музея современного искусства и поднялись на второй этаж, чтобы сесть на диван и поговорить, оказалось, что там нет места, потому что весь этаж занят сидящими и лежащими младшими школьниками. Школьники смотрели слайды, на которых были планы и виды Варшавы, некие графики и таблицы, и вид у них был заинтересованный. Некоторые тянули руки, чтобы высказаться по градостроительному вопросу.

– Не знаю, кто это такие, – сказала Иоанна, которая, между прочим, является директором этого музея. – У нас, знаешь, демократия. Мы всем разрешаем тут заниматься.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • mk1· 2011-03-31 01:50:36
    "Польша была единственной страной народной демократии, которая в конце 1940-х разрешила выезд в Израиль" - это неверно. Для сравнения, между 1948 и 1951 годом из Польши (и через Польшу) уехали 105 000 евреев, из Румынии 116 000 тыс, из Венгрии 14 000, из Чехословакии 18 400. Евреи также эмигрировали из Болгарии и Югославии, то есть из ВСЕХ стран народной демократии, включая СССР (около 5 тыс) - см. http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Population_and_Migration/Migration_since_World_War_I#id0emxbi
  • Mitya Samoylov· 2011-03-31 13:31:45
    Кажется, только так и можно писать про Польшу: неоправданно комплиментарно. Легонько приобнимать и потрёпывать - мол, ничего, ничего, всё у вас ещё будет. У нас-то, вон, видишь, совсем плохо. А вы ещё ничего. У вас демократия, у вас настоящая политика. Всё-то вы сможете, всё сумеете.
  • degot· 2011-03-31 16:13:33
    to mk1: спасибо, буду знать!
Читать все комментарии ›
Все новости ›