Искусство сегодня – это «первый отряд» капитала, который входит на неизведанную территорию первым.

Оцените материал

Просмотров: 14266

Письмо из Гданьска: ревитализируй это!

Алексей Радинский · 13/01/2011
Властям Гданьска вместо верфи нужен новый элитный район. Сопротивляются этому не рабочие, но, как ни странно, художники

Имена:  Гжегож Кляман

©  Алексей Радинский

 

 

В центре Гданьска, вблизи от бывшей верфи имени Ленина, где зародилась «Солидарность», на одном из бигбордов появился плакат местной группировки «Радикальное художественное действие», который сразу всколыхнул местную общественность. Больше всего нареканий вызвала надпись «Гданьск — европейская столица бедности и исключения», исполненная в стиле знаменитой фразы Arbeit macht frei на воротах Освенцима (когда-то ее обыграл Збигнев Либера в своей работе Christus Ist Mein Leben). Авторов настолько стремительно обвинили в антисемитизме и надругательстве над общественными устоями, что практически незамеченными остались причины их критического выступления. После того как власти Гданьска объявили об очередном повышении квартирной платы, одна пожилая гданьчанка сообщила мэру города, что в случае установления новых тарифов ей грозит голодная смерть. Мэр Гданьска Павел Адамович ответил ей в стиле тех из своих предшественников, которые правили городом в 1939—1945 годах: мол, ничего страшного, я принесу вам на могилу цветы. Вопреки распространенным представлениям о европейской демократии после этого высказывания мэр не только не ушел в отставку, но еще и обрушился на уличных художников за анонимную критику его социального градостроительного проекта. Бараки, изображенные на заднем плане скандального постера, пародируют предложение Адамовича создать в Гданьске поселение из временных контейнеров для тех, кто не может позволить себе платить по новым тарифам.

Казалось бы, все это возможно где угодно, но не в Гданьске — городе, где три десятилетия назад рабочие чуть не развалили весь социалистический лагерь по причине банального повышения цен на мясо. Но теперешний польский режим учится на ошибках предыдущего. Проводя драконовские неолиберальные реформы, он умело прикрывается социальной риторикой, а также — и в первую очередь — современным искусством. Для процесса вытеснения бедных жителей из дорожающих районов, во всем мире именуемого джентрификацией, здесь придумали новый, куда более благозвучный термин. Теперь это называется «ревитализацией» и происходит при помощи разнообразных социальных служб, среди которых первое место занимают художественные объединения. Но в отличие от Берлина, где при помощи вселения художественных институций в неблагополучные районы власть просто повышает стоимость недвижимости, в Гданьске художникам отведена непосредственная роль социальных работников. В отличие от своих берлинских коллег, которые в подавляющем большинстве случаев ведут совершенно изолированное от своих неблагополучных соседей существование, гданьские художники-активисты считают своим долгом творить бок о бок с местными жителями вверенных им районов, готовя их таким образом к нынешним и будущим испытаниям. В Центре современного искусства «Лазня», расположенном в одном из самых центральных и самых злополучных районов города Дольне Място, постоянно проводятся занятия с детьми из проблемных семей, а их творчество выставляется на заборах близлежащих улиц. На знаменитой верфи имени Ленина уже долгое время действует «Колония художников», которая сотрудничает с остатками местного трудового коллектива, а также Институт искусства «Выспа» («Остров»), оккупировавший бывшую рабочую столовую.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • atomniy· 2011-01-13 22:09:54
    С юмором как-то туговато, не искрометный никак.
  • yuwelir1· 2011-01-15 12:07:15
    Мне нравится, что автор отражает то, что отражает ( сам, как уму видится).В выводе напрашивается повторение пройденного, но с учетом ошибок ошибок, а не возможностью попыток избавления от них как таковых вообще. Т.е. совершенствуются ошибки вместо того, чтобы их ликвидировать, нейтрализовать. Продолжается топтание на месте по причине застывших мозгов, которые "топчутся" всеми тупыми силами : -как внутренними так и внешними.. Пока это ещё кому-то(временно сильному) выгодно , топтание будет продолжаться. Надо очень захотеть страдальцам. чтобы захоте ть просветиться, стать сильной для продвижения к достижению своих целей. Добро должно уметь защищаться и нападать. Буквояд
  • arsenev· 2011-01-18 02:41:28
    отличный текст
Все новости ›