Казалось, здесь наступил одновременно классовый мир и мир цивилизационный – долгожданное равноправие между Россией и Западом.

Оцените материал

Просмотров: 59099

Письмо из Турина: искусство модернизации

Екатерина Дёготь · 08/10/2010
Страницы:
Модернизация и нормализация

©  Елена Ковылина

Елена Ковылина. Vuole un caff??. 2009.

Елена Ковылина. Vuole un caff??. 2009.

Перформанс

В момент открытия туринской выставки еще не было известно об отставке московского мэра; когда я вернулась в Москву, это стало темой дня. Похоже, нарастает уверенность, что отставка эта маркирует конец одной эпохи и начало новой, в которой будет покончено с дурным вкусом. И это как-то наложилось у меня в голове на выставку в Турине, которая обещает то же самое.

Отчего-то фигура Лужкова у нас в стране всеми воспринимается почти исключительно в эстетическом аспекте, ему инкриминируется преступление против вкуса прежде всего. Значение, которое придается памятнику Петру, под стать мегаломании самого памятника (поэтому мне показалось важным зафиксировать на наших страницах и другой, как мне кажется, более реалистический взгляд на вещи). При всей моей любви к искусству я вынуждена с сожалением сказать, что эстетические категории используются в России как прибежище для тех, кто не способен описать ситуацию в категориях политических интересов, которые все-таки в жизни ключевые, — или даже сознательно маскирует эти интересы. Все это, однако, плохо и для искусства, которое многими (и, что странно, почти всеми критиками) прочитывается исключительно в категориях хороший вкус — дурной вкус, как если бы никакого авангарда сто лет назад не было и в помине и мы продолжали бы жить в условиях конца XIX века.

©  Courtesy Stella Art Foundation Collection, Москва

Андрей Кузькин. Герои левитации. 2010.

Андрей Кузькин. Герои левитации. 2010.

Хлеб, металл, соль, клей, гамак

Искусство, которое лично поддерживал мэр Москвы, теперь будет заклеймено как дурной вкус, это ясно. (Крайне интересно, кстати, какова будет финансовая и вообще судьба тех художественных институций, которые финансировались городом Москвой и которые, справедливо или нет, есть тут связь или нет, как раз таки иногда обвинялись в периодическом сползании в китч.) Сейчас к нам придет «хороший вкус», и он, как мы видим, будет существовать на совершенно другой социальной и политической платформе.

Художники и критики к этому уже готовы. Они говорят о пластических ценностях, пестуют визуальную составляющую произведения, ратуют за возвращение к эстетике. Под это подводится художественная теория, которая призвана восполнить недостаток «культуры». Начал этот процесс, как известно, Анатолий Осмоловский; сейчас он выпустил первый номер нового теоретического журнала под названием «База». Выставки фонда «Современный город», в частности «Урбанистический формализм» Евгении Кикодзе и Олеси Туркиной, представляли собой первые попытки заявить о тренде. Возникали проблемы с названием. Слово «формализм» было неудачно, оно вызвало, помню, глубочайшее недоумение моих западных коллег, которые никак не могли понять, почему кураторы называли работы, например, Ирины Кориной формалистическими. О «политическом минимализме» критики и художники тем более не решаются говорить, но другого названия (кроме «передового искусства нашего времени», как написано на обложке журнала «База») пока не подобрали.

©  Courtesy Regina Gallery, Лондон, Москва

Владимир Логутов. Пауза. 2010.

Владимир Логутов. Пауза. 2010.

4-канальная видеоинсталляция, 3'00"

Но пока они думали, название выдвинула сама медведевская действительность: модернизация. Новый тренд и есть искусство модернизации. И с современным искусством (modern art) оно соотносится так же, как стилизация со стилем. Оно воспроизводит коды модернизма ради совершенно иных целей.

Я постоянно думаю о том, насколько мое восприятие окончательности и застылости формы в современном русском искусстве обусловлено политической ситуацией, все более окончательной и застылой, но идеологически упорно отрицающей это. Все меньшее пространство для демократии, для выбора, для изменений, и одновременно все большая риторика ускоренной модернизации — не напоминает ли мне все это как раз новейший русский формализм?

В этом смысле работы Дмитрия Гутова для меня очень важны. Каков их вектор? Находя ту точку, с которой Рембрандт виден Рембрандтом, а не набором железных палок, мы движемся из хаоса к безопасной гавани окончательного изображения и испытываем катарсис от завершенности? Или происходит нечто другое: запрет на движение, когда шаг влево или вправо наказываются мгновенным и болезненным разрушением иллюзии?

©  Анатолий Осмоловский

Анатолий Осмоловский. Рот Фронт. Остатки. 2010.

Анатолий Осмоловский. Рот Фронт. Остатки. 2010.

4 элемента, бронза

Может быть, эта работа — которой все и в Москве, и в Турине восхищались как неким наконец-то состоявшимся шедевром, наконец-то найденным приемом — как раз предупреждает нас о ловушке наконец-то найденного стиля и строя? И правильно она воспринимается только в том случае, если зритель постоянно движется? Или я возлагаю на русское искусство эстетические и политические надежды, которых оно оправдать сейчас не в силах, потому что хочется другого — резиньяции, покоя, долгожданного признания, выхода на пенсию?

Похоже, русское искусство последних лет капитулировало перед человеческой драмой, чувствуя и свою неспособность осмыслить ее, и неготовность общества ее увидеть. Оно стремится уйти в «сделанность», которая нужна прежде всего для того, чтобы маркировать границы профессиональной зоны, где с художниками заодно сильные мира сего и им уже не так страшно. Safety Last, «наконец в безопасности», как в известном комическом фильме с Гарольдом Ллойдом, но только без комизма.

Русские художники по-прежнему хотят прожить непрожитое «настоящее искусство», и чем они моложе, тем в них это желание сильнее. Отсюда неожиданный успех в последние годы Андрея Кузькина, который практически всем кажется чуть ли не воплощением всего недополученного когда-то. На туринской выставке меня особенно загипнотизировал один небольшой черно-белый фильм Алины Гуткиной. Он вообще-то был про какого-то молодого человека, который с дрелью в руках уничтожал граффити, но я увидела совершенно другое: черно-белая съемка столь плохого качества, что выглядит архивной, на которой художник застыл перед огромным холстом, а потом носится как безумный по залу с висящими картинами. Наверное, это были какие-то тени, но мне они увиделись картинами. Мне показалось, что это какой-то неизвестный фильм о Джексоне Поллоке. Герой фильма выглядит пресловутым «настоящим художником», выходящим на рукопашную схватку с холстом. А смонтированы эти кадры с архивными записями рок-музыкантов эпохи перестройки, которая для героя фильма, как и для его автора, является некоей труднопроверяемой легендой.

©  Courtesy Wilkinson Gallery, London

Анна Паркина. Movie. Dept. 2006.

Анна Паркина. Movie. Dept. 2006.

Коллажи, чернила, карандаш и гуаш на бумаге

Но современное искусство ведет свое происхождение не от перестройки, а от девяностых. Другое слово, с которым хочется связать туринскую выставку, — «нормализация». Оно было популярно в неолиберальной риторике двадцать лет назад и означало «зачистку» остатков советского и установление буржуазной нормы. В политической риторике сегодня оно не слишком, насколько мне известно, употребительно, но широко звучит в бытовой речи; оно было интериоризировано нынешними поколениями. Провозглашая «пластические ценности», которые якобы были угнетены в советском искусстве (так думает 100 процентов современного российского населения, включая и художников, и искусствоведов), мы тем самым совершаем шаг в сторону желанной гавани культуры, а культура эта неизбежно видится как буржуазная. Советское, пролетарское, необразованное vs. западное, буржуазное, культурное — такова модель, на которой была воспитана, как ни странно, и я как искусствовед (в СССР), и мои младшие коллеги (в постсоветской России). Мало кто подвергает эту дилемму критическому сомнению. Мы по-прежнему живем в ней.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • francilienne· 2010-10-09 00:33:04
    Вроде бы и не глупо, но господи боже мой - как тоскливо! И сами объекты внимания и интереса, и способ осмысления. Уныло, плоско, ничего от этого не останется - от этого наконец-то "приемлемого", "цивилизованного" или - как говорят даже многоумные искусствоведы - наконец-то "культурного" (ну пусть - "окультуренного") буржуазного искусства. Ни страсти, ни силы, ни ощущения опасности - ни острой формы (потому что ее нельзя просто придумать, она не из расчетов рождается)... Какая уж там "трансгрессия" - господа, вы себе льстите (или набиваете цену). Вы очень, очень приемлемы и приручены.
  • vorobei· 2010-10-09 06:42:58
    Да, действительно, все изделия выглядят как настоящее искусство...
  • alinagutkina· 2010-10-09 21:44:12
    небольшая поправка: в видео смонтированы кадры с архивными записями с рэп концерта, где меня интересует зомбированная молодая публика. новая религия.
  • degot· 2010-10-09 21:53:55
    Дорогая Алина, я же подчеркнула, что пишу, что я увидела, а не то, что ты снимала. Чужие впечатления от своей работы проконтролировать ты вряд ли можешь, я боюсь
  • atomniy· 2010-10-10 06:30:55
    Стиль и настрой текста кажутся заупокойно-растерянными, в противоречии содержанию.
    Что-то вроде "бал все же состоялся, но уже не наш".
  • ebenstein· 2010-10-10 15:49:22
    очень трудно оценивать работы по фотографиям,но исходя из текста, того как он написан, у меня сложилось впечатление, что автора немножко подкормили в том самолете...не то, чтобы дали, а просто хорошо "приняли", как очень уважаемого
    человека...классика жанра.
  • arist· 2010-10-10 16:17:59
    Отличная статья, Екатерина Юрьевна как всегда зрит в корень явления. Основное что я уловил из текста: именно такой тип искусства наиболее актуален для легитимизации капитала и современной буржуазии.
  • degot· 2010-10-10 20:17:46
    to arist: спасибо
  • kenbee· 2010-10-10 21:06:47
    francilienne: "Ни страсти, ни силы, ни ощущения опасности"

    зайдите сюда, кажется, там есть то, что сейчас вам нада)))

    http://www.saatchi-gallery.co.uk/yourgallery/artist_profile/Sakesha+Bektiyarov/125269.html
  • yarus· 2010-10-11 11:23:28
    Да, все как то уныло. Интересно, каким элитарным обществом востребовано это болезненное концептуальное искусство? Кто посмел назвать четыре куска фанеры инстилляцией? И самое главное, кто за всё это платит?
  • kustokusto· 2010-10-11 20:45:37
    Приходит мужик к врачу.
    - Здравствуйте, говорит. И начинает раздеваться. Снимает рубашку, складывает её по швам, пуговки застегивает и кладет на стул. Снимает майку, тоже складывает и укладывает рядом с рубашкой. Ботиночки рядом поставил, носки снял, разгладил и рядом положил. Брюки по стрелочкам и на спинку стула, трусы снимает, тоже по швам разгладил рядом с майкой положил и говорит:
    - Знаете, доктор, вот посмотрите, у меня одно яичко чуть выше другого.
    - Ну и что тут такого?
    - Как что? Неаккуратненько как-то.
  • ebenstein· 2010-10-12 01:42:22
    2 kenbee. отлично! наши . к сожалению, опять "сосут"... кроме Тер-Огоньяна
  • poiza· 2010-10-12 19:49:24
    главное, чтобы запад не заметил, что русское modern art триумфально шествует
    если здесь наше родное прочно стоит на самом дне, то там есть куда ещё падать
    ну и конечно огорчает тезис Осмоловского. рефлексия, на то и слово такое красивое, что определяет суть. занимаясь политикой можно игнорировать чистое искусство, но, простите, если удалить политику или довести до состояния минимализма, новая эстетика не появится.

    последний вопрос у меня о том, а зачем вообще Турин? Не мыльный ли это пузырь? мол, стоит показать russian art иностранцам, как произойдет сдвиг. советские технологии. весь мир уже как на руке. одних блогов достаточно, чтобы эффектный проект проник в западную культуру и получил репрезентацию на ведущих площадках. да и качественные российские проекты и так показывают на западе, зачем прикладывать энергию фонда к вывозу не пойму. Тут, в родной для виктории России, нет программ арт-продакшен поддержки или даже, наоборот, резиденций для зарубежных художников в России, а они там перед кем-то козыряют лоском русской экспозиции.
  • kustokusto· 2010-10-12 21:33:31
    2 poiza
    А Вы разве не знаете - Турин переименовывают в Нью Васюки - а нашу столицу в Москвожополь, и освящённое ТАМ искусство подогревают с отскоком 401-ым сравнительно честным способом отъёма денег. Новые буржуины - держитесь за бумажники - вас едут бомбить.
    -Откуда у тебя это всё?
    - Оттуда.
  • anyaf· 2010-10-14 21:27:14
    Совершенно не согласна с тезисом "Но Россия за двадцать лет так и не вышла на тот уровень, когда русских художников включали бы в международные выставки на общих основаниях."
    Вопрос не в том куда Россия вышла или не вышла, а то что во первых это не является фактом (вспомним Комара и Меламида например или по отдельности Комара и Меламида же), во вторых, непонятно о каких выставках идет речь - о музейных или о галерейных? Поскольку это, на мой взгляд, два совсем разных зверя с различными "повадками":)
  • kustokusto· 2010-10-15 02:46:18
    2 anyaf
    В России на сегодня уничтожен институт свободной вменяемой критики и деградация не встречает преграды. Общий уровень температуры по больнице чрезвычайно низок и, несмотря на отдельные успехи - дезориентация художественной общественности продолжается.
  • dorfmeister· 2010-10-15 16:40:46
    Мы все любим привязывать работы к своим интерпретациям, но видеть в декадансе Алимпиева, практически "Лунном Пьеро" на новый лад, работу об отсутствии политической воли - это, пожалуй, слишком. Вот уж где автономия искусства на полную катушку заявлена.

    Ну, и пассаж про "модернизм" и "модернизацию" очень напоминает шедевры народной этимологии.

    А проблема, конечно же, не в том, что в советское время пластические ценности не ценились, а в том, что они как-то не стоят на первом плане в русском искусстве вообще. И выставка как раз о том, что русский художник, как и русский дворник, и бизнесмен, и мэр, работает "на четверочку"(как в свое время говорили Дубоссарский с Виноградовым), на "и так сойдет". Тут не помогут ни буржуазность, ни прогрессивные взгляды - наше искусство остается скорее приусадебным, в чем иногда можно увидеть его особую прелесть. Ему, как никакому другому, необходим простор, иначе все это кажется дачей, на которую свезена кучка прошлогодних объектов.
  • kustokusto· 2010-10-16 00:50:10
    Искусству нужен не простор - а свобода. Поэтому на вшивость - простите, на холопство - проверяется каждый , кто прикасается к этому виду деятельности.
    Ну , и как там - "дворцов заманчивые своды"... и т.д.
    А уж то , что это проявится потом в твоей работе - это к Глобе не ходи.
    Ну и потомственных буржуинов - почти невозможно обмануть. Да и не надо бы.
  • lebre· 2010-10-30 14:19:16
    очередной скучный пассаж Дёготь в сторону людей с большими деньгами и на ещё более скучную тему - Ах, наконец-то у нас есть настоящее западное искусство!
Все новости ›