При Брежневе в Москве тоже могла быть биеннале современного искусства.

Оцените материал

Просмотров: 32675

Письмо из Гаваны: за спиной у Рауля

Екатерина Дёготь · 26/02/2010



Анклав современного искусства

Вообще говоря, для жилищной проблемы Десидерио у меня было еще одно решение: взять у каких-нибудь западных организаций грант на международный художественный проект под названием «Ремонт», привезти молдавских рабочих под видом художников и отремонтировать гаванскую квартиру. Он посмеялся, хотя я не шутила. На следующий день я совершенно случайно набрела в Старой Гаване на некую институцию современного искусства и увидела, что ровно такой проект уже имеет место: кубинский художник Рене Франсиско живет в полуразвалившемся жилфонде вместе с владельцами; делает им ремонт, иногда, по их желанию, сохраняя покосившиеся стены; а потом выставляет огромные фото, плексигласовые макеты — типичное интернациональное contemporary art, и отнюдь не дешевое на вид. Рене Франсиско — профессор местной арт-академии (самого художника, его работы, а также частично город Гавану можно увидеть на видео здесь).

©  Предоставлено автором

Работа художника Рене Франсиско

Работа художника Рене Франсиско

Институция была идеально правильная, с белыми стенами и элегантным этикетажем. Она была бывшей фабрикой; в ней стояли разные полуабстрактные объекты, мигало видео и висели концептуальные фотографии — это был кураторский проект с определенной концепцией. Нереально продвинутый арт был как будто перенесен сюда из другого контекста, и это ставило в тупик. На открытии ярмарки я видела мир кубинцев «при власти», в который входили также и полудиссиденты (ведь все они терпеливо слушали длинные скучные речи, не ушел никто). На улицах Гаваны я видела миры, далекие от власти: один — бедный мир (рабочих и нищих), другой — богатый (проституток и фарцовщиков). А это был какой-то еще мир — не официозный, не протестный и отнюдь не нелегальный. Выставочный зал, судя по всему, был государственный — негосударственного на Кубе нет ничего, кроме ресторанов не более чем на шесть столиков. Со стандартным представлением о социализме и его эстетических вкусах это никак не совмещалось. Я уже знала, что на Кубе уже лет двадцать проходит Гаванская биеннале современного искусства, но как это может быть — при том что даже в России такая биеннале только с трудом пробила себе дорогу, — было совершенно непонятно.

Тем не менее эстетической цензуры на Кубе сейчас нет, и она никогда не была сильна. Глава национальной школы — абстракционист и сюрреалист Вифредо Лам (1902—1982; на Кубе жил в юности и в 1940-е годы), и его авторитет никогда не был поколеблен. Национальным стилем здесь всегда являлся модернизм, этот факт было не утаить даже в советское время, хотя начальники из СССР и пытались навязать Кубе соцреализм.

Я наивно ожидала увидеть в Гаване монументальную пропаганду времен Кастро, статуи вождей, но ничего такого и в помине нет. Роль официального монумента играет модернистский ансамбль площади Революции, с театром, библиотекой и гигантским архитектурным мемориалом Хосе Марти — как будто по рисунку Чернихова, но он был сделан еще в период Батисты, в 1950-е годы. От кастровского времени — только революционные граффити на заборах, поначалу их принимаешь за доказательство народного характера власти, пока не увидишь еще несколько точно таких же; становится понятно, что это малобюджетное ручное тиражирование одного официозного образца. Возможно, в нем сохранилось чуть-чуть больше народного энтузиазма, чем в гипсовых Лениных, что стояли в советских школах: все-таки Фидель и те, кто был рядом с ним, еще живы. Но вообще эти граффити, как и розовые «кадиллаки», видимо, главным образом для туристов.

Сегодня кубинским официальным искусством считается абстрактное. Десидерио со смехом рассказал мне, что по кубинскому телевидению недавно показывали выставку абстракционистов, и их очень хвалили за то, что искусство их «эстетично, прагматично и полностью лишено социального содержания». Я попробовала примерить эту ситуацию на брежневское время, и получилось смешно, хотя отнюдь не невозможно. А уж на современную Россию ложилось идеально.

Как мне сказали Людмила и Нельсон (Liudmila & Nelson), местные художники (Людмила русская, на Кубе с детства), Куба является уникальным местом, где художники живут только за счет своего творчества: видно, стоимость жизни невысока, и, продав одну картину за у.е., можно жить на эти деньги долго. В США много коллекционеров кубинского искусства, они работают с художниками напрямую или через нелегальных дилеров; государственные галереи на Кубе тоже продают, плюс еще их работники любят продать часть работ «налево». Не отстают и музеи. Сотрудница великолепного Музея кубинского искусства (очень хорошее модернистское здание 1950-х годов, прекрасная коллекция) с гордостью сказала мне, что почти все работы с выставки одного современного кубинского скульптора уже проданы. Скульптура была красивой, абстрактной и немного напоминала arte povera.

Далеко не все кубинское искусство, впрочем, «лишено социального содержания»; есть выдающиеся авторы (и они в числе самых больших звезд сегодня), которые как раз очень жестко и драматично говорят о современности. Это Таня Бругера, о которой мы, вероятно, скоро напишем, Карлос Гараикоа, который был на Московской биеннале, и другие; но большинство тем или иным способом уже уехало с Кубы (и не имеет права приезжать). Некоторые, впрочем, остаются — по целому ряду причин, которые русским художникам, я думаю, будут понятны. Прежде всего из-за вышеописанного коммерческого комфорта и отсутствия острой необходимости делать карьеру.

©  Предоставлено автором

Здание художественной академии

Здание художественной академии

Я встречалась со студентами художественной академии, которая находится еще в одном великолепном модернистском здании. Из русского искусства студенты знали два произведения: «Черный квадрат» Малевича и «Целующихся милиционеров» сами знаете кого. Профессор еще помнил Павла Филонова, был им очень увлечен и мгновенно отреагировал на мои рассуждения о том, что Запад прочитывает русский авангард формалистически и таких художников, как Филонов, просто не замечает. Эта тема была всем очень понятна. Студентов же больше всего интересовало, как найти свое место в интернациональной арт-системе и при этом сохранить критическую дистанцию.

В скульптурной мастерской стояли буйные авангардистские композиции из унитазов и фаянсовых раковин. Эта отсылка к Марселю Дюшану, видимо, случилась из-за какого-то затоваривания, потому что такие же унитазы и раковины на улице были использованы под внехудожественные цветочные горшки. В живописной мастерской главное место занимала большая, яркая, попсовая картина с изображением гаванской крепости с развевающимся национальным флагом. Расценить ее смысл можно было совершенно по-разному, и я спросила. Без дополнительных подсказок молодой художник сказал, что картина критическая и изображает стандартное кубинское представление о коммерческом реалистическом искусстве.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:21

  • kremlev80· 2010-02-27 04:43:10
    Как было замечено ещё писателями-деревенщиками(попутчиками по сути): "Всю правду знает только народ(весь?)" Приложив к Кубе эту калечку, начинаешь догадываться и сомневаться..Симпатия - вещь остро(кисло-сладко)диалектическая(не зря ведь слово всплывало в статье. Вот пусть и "вывозит").
    Что нам Тирренское взморье, что нам долины олив..сочувствие бедным Кубинцам -исчерпанный мотив(Готфрид Бенн не бывал там, но "метил" прицельно..) Главное богатство - свободное время, как пространство чел. развития(примеры в заметках имеются) - вот вопрос..Загнивает ли оно, как в период позднего СССР?
    Не совр. искусство формирует чувства Кубинцев..И вообще не искусство.
  • muscovite· 2010-02-27 11:08:44
    Читатели Лотмана никогда не превращались в читателей Марининой. Читатели Марининой никогда и нигде не были читателями Лотмана.
  • dpilikin· 2010-02-27 14:11:15
    Поэтично получилось. А тема "социалистической схимы" вообще довольно интересная.
    Действительно, помним и сами на себе испытывали - отсутствие соблазов, масса свбодного времени и тяга к познанию. Хотя... и моложе были. Но аллюзии не только монастырские, безусловно, но и ... тюремные. В смысле, что тюрьма (еропейская, конечно :) - это, в частности, и зеркало победившего социализма: полное гособслуживание и масса свободного времени для размышлений и личного роста (ну с небольшими ограничениями, конечно :)
  • kustokusto· 2010-02-27 18:54:38
    Целующиесямилиционеры - опять двадцать пять . Нет , ейбогу , существует два мира - две страны : в одной Банкси есть - в другой нет. Как бы вам объяснить - Банкси , который сделал "Целующихся полицейских" - это жонглёр , который кидает 8 колец - а остальные - извините 3-мя кактусами жонглируют. Такой вот цирк.
    ...и как это таким умным кубинским студентам удаётся не знать Банкси - пародокс...
  • kustokusto· 2010-02-27 19:05:55
    http://www.banksy.co.uk/outdoors/horizontal_1.htm
  • 386dx· 2010-02-27 23:08:13
    Молодец, Катя, - спасибо!
  • arist· 2010-02-27 23:33:17
    Да, трудно им на Кубе - дальше жить по старой схеме невозможно, а по новой - "отвратительно"(в смысле берет омерзение от ужасов капитализма), а художники неплохо устроились, прямо как у нас в перестройку - продал за твердую валюту работку и можно пару лет кайфовать!
  • degot· 2010-02-28 10:39:56
    to kustokusto: нет, они знают Банкси, и даже ругали Синих Носов за плагиат. to muscovite: да я первая, хоть для меня это не Маринина, а, извините, Агата Кристи. Да и у вас, я уверена, найдется тайный грешок консюмеристского чтения. Не судите, умнее будете.
  • muscovite· 2010-02-28 16:00:22
    to degot
    Так речь о "тайном грешке консьюмеристского чтения" или о том, что вы "в одно мгновение превратились" в читателя Агаты Кристи, а не Лотмана? Которому, кстати, и не снились советские тиражи Сименона или той же Агаты Кристи. По-моему, превращения, о котором вы говорите, просто не было. Что не помешало читателям Юлиана Семёнова переориентироваться на Маринину.
  • dimas.thisislike.me· 2010-03-01 00:55:47
    Очень интересная статья, спасибо!

  • oved· 2010-03-01 11:14:30
    Битому неймется.
  • kuzen· 2010-03-02 02:32:32
    http://www.sakharov-center.ru/news/2010/?t=0224
  • gz· 2010-03-02 13:26:40
    to degot
    когда Шабуров делал проект "Случайные совпадения" ( http://www.guelman.ru/plagiarism/), я посоветовал ему начинать перестройку с себя, толсто намекая на Бэнкси. Судя по реакции, он на тот момент действительно ничего про целующихся полицейских не знал и очень обрадовался их существованию :)
  • kustokusto· 2010-03-02 20:39:50
    2 gz
    А на иностранные гастроли с милицанерами поехали , чтобы показать - как хорошо уроки выучили. А министру культуры гнули - что, мол - политическое искусство.А какой шум подняли в свободной прессе...
    Все наши глупости и мелкие злодейства - на фоне Пушкина... Эээ - сказали мы с Петром Иванычем.
  • shp1on· 2010-03-04 02:48:26
    удивительно, что группа "Что делать?" вообще кому-либо интересна
  • pervov_georgy· 2010-03-04 14:00:02
    Кто бы что не писал в попытках докапаться даже до малой сути всё в конце концов сводится к "вечным русским вопросам", противостояния Востока с Западом. В лёгкой доступности, на поверхности интеллектуально-идеологической сферы находятся конформные авторы, комментаторы, "интеллектуалы" порождённые существующим миропорядком. Не удивительно, что рядом с нами уже в наше время жили (ещё живут?)великие мыслители, помещённые в тень, не получившие при жизни должного своему мыслительному уровню внимания потому, что их слово было сокрушимо сильно и правдиво представляя реальную угрозу узурпаторам истины. Принято считать, что в России слово сильно, на особом счету - нет!, просто слово ничего не стоит!, а вот правдивое, пробирающее слово, это да! - дорого стоит! Я, после открытия для себя А.А.Зиновьева был удивлён ещё одним философом - А.С. Панариным, случайно купив его книгу "Правда железного занавеса" М.: Алгоритм, 2006. на книжном развале у метро Кузьминки - "Всё за 60 р." в куче книг "неудачников". Это современный философ уровня Бердяева, Солженицына, Зиновьева - без попсы и "общеинтеллектуальных" глобалистских шаблонов. Прочтите эту книгу!
    www.totalrealism.com
  • www.dsa.me· 2010-08-19 11:35:06
    в статье вранье. моя "первая фотография" была с китайским автобусом. По кубе ездил на новеньком Gelly. Чтобы увидеть настоящую "схиму" гражнке, у которой нет своих $4000, чтобы съездиь на Кубу не обременяя нищий кубинский народ, можно бы отправиться по соседним, вполне себе капиталистическим островам.
  • www.dsa.me· 2010-08-19 11:37:03
    "Criterios перестанет быть единственным живительным источником информации" - вранье. Кубинец с которым я взялсо было обсуждать Обаму легко и непринужденно перешел на обсуждение его конкурентов по выборам и рассказал мне много интересного про моего губернатора Либермана
  • www.dsa.me· 2010-08-19 11:39:55
    "Десидерио сказал" - вообщем понятно. Мадам поговорил с туземной г-жой Альбац и на этом основании написала эссе "про Россию"
  • kro-p· 2010-10-04 13:01:16
    то "хорошее", что есть, куба, конечно, потеряет, если капитализм у себя зеведёт. но так, как они живут, жить невозможно.
    плюсы НЕкапитализма...
    а есть, интересно, страна, где жизнь сносная, и чтобы там капитализма, с его дерьмом, не было? бывает такая страна?
  • nsogso· 2010-11-05 10:51:12
    Интересная статья. Такое впечатление, что Екатерина настолько стала западным человеком (что вполне простительно для интеллегентной женщины определенного возраста и соц.положения), что рассуждает о жизни при власти Советов как когда-то западные интеллектуалы, помните, наверное. "Такие чистые лица, такое свежее восприятие мира...." Все совсем не так, как при проклятом капитализме-глобализме. Вот только фокус весь том, что все это слова не социалистического человека, безусловно. Я не столь молод уже, но еще свежи впечатления от жизни при социализме в России. Они весьма отличаются от Екатерининых кубинских придыханий -"ах, ах, высокий класс".
    Те же эмоции вызывает и Жижиек, который упорно, чисто по-русски, сливает в один флакон Лакана и Маркса, создавая теоретический оксюморон. Все же Лакан, хоть и цитировал изредка классика марксизма-ленинизма, относился в реальному социализма более, чем сдержанно. В отличие от Е. Дегото на Кубе.
Все новости ›