Плохая картинка не про «настоящее» кино: она – про настоящее.

Оцените материал

Просмотров: 46726

В защиту плохой картинки

Хито Штейерль · 14/01/2010
Страницы:
5.

Но одновременно совершается парадоксальный переворот. Циркуляция плохих картинок создает замкнутый контур, который реализует первоначальное честолюбивое намерение боевого и (частично) исследовательского и экспериментального кино — намерение создать альтернативную экономику образов, несовершенное кино, которое существует как внутри, так и вне коммерческих медиапотоков. В эпоху файл-шеринга даже вытесненный из культурного обмена материал снова свободно циркулирует и соединяет рассеянные по всему свету сообщества.

Плохая картинка создает анонимную глобальную сеть, а также общую историю. Странствуя, она выстраивает отношения и союзы, провоцирует перевод (как хороший, так и плохой), создает новую аудиторию и новые дискуссии. Теряя в визуальной субстанции, она отвоевывает кое-какой политический удар и создает вокруг себя новую ауру. Эта аура основана уже не на вечности оригинала, но на переходности копии. Она уже не укоренена в классической общественной сфере (public sphere), которая представляет и поддерживает себя в рамках государственных или корпоративных структур, — она дрейфует на поверхности временного и неопределенного цифрового эфира 12. Из-под сводов кинотеатров ее выносит на новые, эфемерные экраны, сотканные из желаний рассеянных по всему свету зрителей.

Циркуляция плохой картинки создает, таким образом, «зрительные связи», как их однажды назвал Дзига Вертов 13. «Зрительная связь», как ее видел Вертов, должна была связать рабочих всего мира друг с другом. Он воображал нечто вроде коммунистического визуального «языка Адама и Евы», который должен был не только информировать или развлекать, но также организовывать зрителей. В определенном смысле его мечта стала явью, хотя и главным образом во владениях глобального информационного капитализма, который создает глобальные аудитории, чьи участники соединены друг с другом почти физически, находясь в одновременном возбуждении, резонансе аффектов и общей тревоге.

Но есть еще циркуляция и производство плохих картинок при помощи камер, встроенных в мобильные телефоны, домашних компьютеров и нетрадиционных форм дистрибуции. Эти оптические связи выявляют неустойчивые и случайные отношения между производителями всего света, что одновременно составляют рассеянную аудиторию. Циркуляция плохих картинок в одно и то же время питает и капиталистический медиаконвейер, и альтернативные аудиовизуальные экономики. Она сосуществует с медиамейнстримом и визуально зависит от него, но также базируется на бартере, краже и апроприации. Она бросает вызов рыночным мерам и рыночной манере подсчитывать и извлекать выгоду, в то же время создавая новые рынки и новые выгоды.

Создавая огромную суету и неразбериху, плохая картинка, возможно, также создает подрывное движение мысли и чувства. Циркуляция плохих картинок, таким образом, открывает новую главу в исторической генеалогии нонконформистских информационных сетей: вертовских «зрительных связей», интернационалистской рабочей педагогики, которую Петер Вайс описывал в своей «Эстетике сопротивления»; сетей «Третьего кино» и Триконтинентализма, независимого кино и мышления.

Представьте, что некто из прошлого, некто в берете спрашивает вас: «Товарищ, с чем у тебя сегодня зрительная связь?» Вы можете ответить: она в этой линии, ведущей к сегодняшнему дню.



6. Now!

В плохой картинке находят свою посмертную жизнь многие шедевры старого кино и видеоарта, изгнанные из райского шатра, каким когда-то был кинотеатр 14. После того как они были вышвырнуты из защищенной (часто при помощи протекционистских мер) зоны национальной культуры, а также исключены из коммерческой циркуляции, шедевры эти стали скитальцами на дигитальной полосе отчуждения. Скитаясь, они постоянно меняют разрешение и формат, теряя на своем пути указание на правообладателя, а иногда и на название, и на автора.

Сегодня многие из этих произведений вернулись к нам. Признаю, в скверном качестве. Можно, конечно, утверждать, что это не то, это не «настоящий» фильм; ну, тогда покажите мне, пожалуйста, «настоящий».

Плохая картинка — это уже не «настоящее» кино, это не про оригинал, не про источник. Она про наши собственные условия существования; про то, как кишит и роится коммуникация, как рассеивается цифровое изображение, как ломается и гнется время. Она про вызов на бой, про присвоение себе прав и одновременно — про конформизм и эксплуатацию.

Короче говоря, она не про «настоящее» кино: она — про настоящее.

Первая идея этого текста возникла как импровизированный ответ на конференции «Essayfilm — Ästhetik und Aktualität» в Люнебурге, организованной Томасом Тоде и Свеном Крамером в 2007 году. Текст невероятно много выиграл от советов и комментариев приглашенного составителя Third Text Кодво Эшуна, который заказал мне более длинную версию для выпуска Third Text, посвященного Крису Маркеру и «Третьему кино», который выйдет в 2010 году (второй составитель Рос Грей). Еще одним важным источником вдохновения при написании этого текста была выставка Dispersion («Рассеяние») в Институте современного искусства в Лондоне (куратор — Полли Степл, 2008), к которой была издана блистательная хрестоматия под редакцией Степл и Ричарда Биркетта. Текст также очень выиграл благодаря редактуре Брайана Куана Вудса.

Хито Штейерль — кинематографист, художник, теоретик. Живет и работает в Берлине

Английская версия текста опубликована в онлайн-журнале e-flux №10.

Перевод с английского Екатерины Дёготь

____________________________

12 Pirate Bay даже, кажется, пытались приобрести детерриториализированную нефтяную платформу в Силенде, чтобы установить там свои серверы.
13 Дзига Вертов. Киноправда и радиоправда. - В кн.: Дзига Вертов. Из наследия. Том 2.
14 По крайней мере так можно думать, руководствуясь ностальгическим самообманом.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • www_stikh_com· 2010-01-14 20:38:41
    супер. автор молодец!
  • freedomsucks· 2010-01-15 00:21:32
    наивно качество картинки использовать как критерий ее "левизны".
    но, все равно статья интересная, есть над чем подумать.

  • freedomsucks· 2010-01-15 00:22:05
    все-таки кино - это про настоящее
    http://www.youtube.com/watch?v=wKiIroiCvZ0
  • capibara· 2010-01-16 08:35:51
    в отличие от плохой картинки длинный водянистый текст вроде этого только выигрывает от сжатия. автор упустил из виду, что картинка на экране монитора или телевизора -- в принципе плохая, даже если диагональ его 40 дюймов. картинка в печати -- в принципе плохая, даже если это 2540 dpi. звук грамзаписи -- в принципе плохой. это все крайне несовершенные попытки репродуцирования. пиратские копии сейчас равны по качеству коммерческим 10-летней давности. что такое 10 лет для процессов, о которых автор берется судить? и т.д.
  • oleo· 2010-01-17 14:00:44
    это текст важного видео-художника. и это осмысление на пороге нового скачка качества картинки, котоый вот вот произойдет. и, что важно понимать комментаторам - это отражение ситуации на метафорическом (хотя и не только) уровне. это хорошо, что хито согласилась на публикацию по-русски. текст действительно важный.
    не смотря на сказанное капибарой, фигуры речи "плохая картинка" и "хорошая картинка" существуют. не смотря на то, что отсылка к классовой борьбе кажется кому-то наивной. классы продожают существовать.
    было бы хорошо, если бы редакция ближе познакомила аудиторию с хито штейерль - она действительно давно кандидат в рубрику "что надо знать". тогда часть [наивных] комментариев отпала бы сама собой
  • aleleo_aleley· 2010-01-17 20:19:22
    Классовая борьба в зазеркалье. Все это за гранью добра и зла. Лучше искать классы в реальном мире. Вот классы суконных и бархатных - это реальные классы. Суконные это люди долга - военные, госслужащие, бюджетники. Бархатные это устроители соответствующих революций. Либеральная интеллигенция, участники маршей протеста - нигилисты.
  • xanumanov· 2010-01-18 04:39:47
    Спасибо Екатерине за перевод текста, он важный материал в ситуации продолжающей гламуризации культурной продукции. Подавляющее большинство знакомых мне фотографов и киноматографистов аргументируют о творчестве в дискурсе задействования больших ресурсов. Контемпорариартисты также замещают понятия качества с высокими инвестициями. Прочитав эссе, вспоминаются теории, показывающие деградацию социалистической плановой экономики с переходом в конце 50х на принцип количественной реализации ресурсов в пятилетку для гарантированного увеличения объёмов поставок ресурсов в следущей. И ещё хочется напомнить о предложенном Вертовым в его рабочих тетрадях интересного дискурса: преобритатель versus изобретатель (Искусство Кино Nr.12/1965)
    Кстати, акцент на искусство новых технологий и дискреминация традиционных форм творчества со стороны институциональных механизмов в течении 90х, показывали их компрадорскую принадлежность, приглашая вливаться в импортированную глобальную грантовую систему. Заявленные как тенденции "демократизации" они привели больше к "пролетаризации" художника, сделав его постоянно зависимым от технической базы производства и презентации, и этим, легко цензируемым. Над этим стоит поразмыслить тем, кто ремесленника с карандашом и кисточой изначально считает реакционным и обслуживающим властный истэблишмент.
  • Sergey Shutov· 2011-10-09 18:06:48
    П. к. поддерживается мейджерами-производителями для окончательного выжимания коммерческой составляющей старых патентов и элементной базы наштампованной крестьянами и детьми стран третьего мира. Сегодняшнее медиаискусство целиком стоит на эксплуатации и загрязнении среды. Поэтому даже топовые модели смартфонов имеют несовершенные камеры, можно вспомнить поддержку компакт-кассет, при давно разработанном формате CD и прочие войны форматов. Как следствие, ненависть к углю с бумагой, которые не включаются в эту гонку. Надеюсь меня не воспримут как луддита, но статья именно о настоящем, не желающем искать выход из положения, но жаждущем обьятий государства.
Все новости ›