Оцените материал

Просмотров: 46692

«В коллективе все ясно. А личное — это область сомнений»

Екатерина Дёготь · 14/04/2009
КАРТА УКРАИНЫ

Для начала я хотела попросить тебя начертить экономико-художественную карту Украины. Что у вас есть и на какие деньги существует?

— У нас произошла эволюция от Джорджа Сороса к Виктору Пинчуку, от западного финансирования — к местному частному капиталу. Свои центры современного искусства Сорос, как известно, закрыл, киевский дотянул на старом финансировании до середины нулевых и сейчас на грани выживания: не нашлось никого, кто был бы готов заменить имя Сороса на фасаде своим. А выставочная деятельность Центра Пинчука считается очень успешной, если успешность мерить длиной очереди.

Но если говорить о влиянии на местный контекст, то там очень ощущается нехватка образовательных программ и адекватного комментирования искусства. Можно современное искусство популяризировать как элемент индустрии развлечений, но для его общественного функционирования это не особенный плюс. Даже когда очень красиво, зрелищно показано что-то, все-таки нужно объяснить, что это такое и чем отличается от любого другого аттракциона. Из публики, что праздно прогуливается, может выделиться сознательная аудитория, которой это будет действительно нужно и которая нужна нам. Но для этого нужны журналы, образовательные программы, которые были бы вписаны в какую-то систему, нужно сотрудничать с учебными заведениями.

«Патриотизм. Искусство как подарок» Пинчук Арт Центр, Киев, 2008

«Патриотизм. Искусство как подарок» Пинчук Арт Центр, Киев, 2008

Впрочем, в Пинчук-центре есть Project Room, в этом месте все-таки не такие аттракционные формы искусства показывались и, надеюсь, будут. Там были выставки группы «Ирвин», группы «Соска» и наш проект «Искусство как подарок». В каждом из тех случаев это было пространство, где зритель уже не мог позволить себе быть пассивным, хотя рядом, перед пластиковыми цветами Такаши Мураками или в туманной комнате Гормли, можно было расслабиться. Ну а местом, где производятся смыслы, где задаются неудобные вопросы, — таким в Центре Пинчука стал этот Project Room. Но все это без вменяемого комментирования может уйти как вода в песок.

Да, что-то все это мне очень и очень напоминает — должно быть, Центр современной культуры «Гараж»… Ну а галереи есть в Киеве?

— Есть, но они не пытаются своему потенциальному покупателю показать что-то принципиально новое. На международные ярмарки, где им бы пришлось скорректировать свой курс, они не ездят (сейчас кое-кто пытается начать). И вообще, в Украине рынок искусства находится совершенно в зачаточном состоянии.

А есть ли некоммерческие пространства, где художники могли бы реализовать проекты?

— Художники могут предложить проект галерее (т.е. у галерей нет строго определенной «конюшни» авторов. — OS), но они должны быть готовы к тому, что галерист будет выключать звук в видеоработе, потому что он его раздражает. Ну и можно искать ситуативные связи с институциями, которые современным искусством обычно не занимаются.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • sasha_ditmar· 2009-04-15 19:30:43
    Первый из вменяемых "молодых", о котором написал опенспейс.
    Однако вся эта институционализованность левоты многое опошляет.
Все новости ›