Просмотров: 35279
Диалог искусства с церковью в лице о. Всеволода Чаплина
Страницы:
Гельман: Как человек, который заинтересован в том, чтобы процессы в современном искусстве проходили в мирной обстановке, я
Читать!
Слева направо: Роман Багдасаров, Виктор Бондаренко, Марат Гельман, Всеволод Чаплин, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Алексей Лидов
Багдасаров: Когда мы произносим слова «церковь» и «современное искусство», то под «церковью» нам представляется нечто стабильное, статичное и неизменяемое. Но если мы посмотрим на историю церковного искусства, а в значительной мере именно в его рамках развивалось западноевропейское искусство целые столетия, то мы не увидим ничего стабильного. Напротив, мы увидим постоянный конфликт, который разворачивается вокруг изобразительных и художественных методов, постоянную борьбу. Поэтому та ситуация, которая создалась вокруг современного искусства сейчас в России, мне представляется нормальной — она доказывает, что искусство действительно очень близко к духовной составляющей жизни общества, здесь оно неизбежно сталкивается с церковью, и необходимо наметить некие гармонизирующие их начала. Для этого нужно понять, для чего искусство нужно церкви? Понятно, что оно ей нужно для капитализации — для привлечения в храм трендовых архитекторов и художников, благодаря которым храм превращается в памятник зодчества и монументального искусства. Современная церковь, к сожалению, этим не занимается, но это неважно. По сути, искусство нужно церкви для визуализации догмата боговоплощения, и именно вокруг этого всегда разворачивались культурные, религиозные, идеологические войны — достаточно вспомнить эпоху иконоборчества. В истории русской церкви две главные тенденции можно грубо обозначить так: одна — условно говоря, натурализм, реализм, портрет, узнаваемость, другая — символизм, аллегория, концептуализм. Столкновение или баланс этих двух начал характеризуют ту или иную эпоху в истории церковного искусства, и на этом поле никогда не было согласия. Работы Гутова тоже несут эту идею — эти «прориси» в общем опасны для здоровья, о них можно пораниться. И действительно, христианское искусство очень опасно — оно веками корнало и определенным образом форматировало человеческую визуальность. Потому что человеческая личность формируется не только через слово, речь, но и через визуальную культуру, и в нашем подсознании находится масса вещей, которые мы не осознаем, но которые сформировались веками христианского искусства, и мы никуда от них не можем деться.
Осмоловский: Я хотел бы обратить ваше внимание на события, которые произошли недавно. Акция Pussy Riot вызвала огромный резонанс и была в высшей степени информационно емкой и скандальной. Безостановочно стали говорить о поиске заказчиков, тех, кто это оплачивает и так далее. Но оплатило и заказало эту акцию, без сомнения, правительство Владимира Владимировича Путина — именно оно является заказчиком и организатором этой акции. Дело в том, что в течение последних 20-25 лет российская власть не уделяет внимания искусству. Хочу вам напомнить, что, когда большевики пришли к власти, они в 1918 году во время самых сложных боев на всех фронтах Гражданской войны организовали четыре музея современного искусства, так называемые Музеи западноевропейского нового искусства. Эти музеи были в Петрограде, Москве, Костроме и Воронеже. Когда сменилась власть в 1991 году, не то что ни одного музея не было организовано, все выставочные залы и ДК, где молодежь привыкла показывать свое искусство, превратились в авто- и мебельные салоны, а искусство было загнано в глухое подполье. Такая ситуация создала в высшей степени неприятную творческую атмосферу, а в последние десять лет это стало приобретать черты откровенной травли, когда было открыто несколько уголовных дел. Двое художников эмигрировали; куратор выставки «Осторожно, религия!» покончила жизнь самоубийством, скорее всего из-за того, что ее травили. Другими словами, в «нулевые» годы происходила достаточно планомерная травля искусства в основном по религиозным мотивам. Понятно, что это тоже никто не заказал и не оплатил, а существует огромное количество безумцев-неофитов, которые хотят быть святее Папы Римского и которые занимаются самоутверждением, уничтожая, по их мнению, вредные изображения. Почему В.В. Путин лично виноват в этом? Во-первых, повторю, потому что он не построил ни одного музея современного искусства, тогда как в самых крупных городах России должны быть эти музеи. Если этих музеев не будет, и дальше будут происходить подобного рода эксцессы и не только с церковью, а с чем угодно — с сексуальными скандалами, политическими и т.д. Потому что у молодежи есть абсолютно естественное желание выделиться, и для того, чтобы это желание имело совершенно нормальные и легитимные формы проявления, необходимы музеи современного искусства. А если их не будет — страна будет постепенно превращаться в сплошной скандал, что и было в 90-е годы — я сам непосредственно этим занимался, и именно потому, что не было никакой инфраструктуры, в которой можно было бы себя проявить. Теперь относительно самой акции Pussy Riot. В тех социальных условиях, в которых мы сейчас присутствуем, это, конечно же, очень хорошее произведение искусства. У Адорно есть такой термин — «аппариция», небесное явление. Pussy Riot — это классический пример небесного явления, которое разрывает все представимые нормы и известные умозрительные схемы; явление, которое переворачивает наше стандартное восприятие мира. Вы меня спросите — неужели этот скандал и дальше будет продолжаться? Если будут созданы другие условия, это произведение искусства отойдет в архив и останется документацией. Ни в западной культуре, ни в восточной (в Японии, Китае) подобных акций никто не проводит, потому что они там не актуальны, они не выражают нерв времени. А эта акция выражает нерв времени, и поэтому она, безусловно, является искусством. Конечно, это не настоящая аппариция, это имитация, но в тех условиях, которые созданы сейчас, возможна только имитация.
Лидов: Должен сказать, что, как человек, принадлежащий к научному миру, я нахожусь в редкой ситуации, потому что я не согласен буквально ни с одним словом из заглавного выступления Дмитрия Гутова и из выступления Анатолия Осмоловского.
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:11
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 4257361
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2776879
- 3. Норильск. Май 1281021
- 4. ЖП и крепостное право 1112641
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 902002
- 6. Закоротило 828285
- 7. Не может прожить без ирисок 807513
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 774444
- 9. Коблы и малолетки 752523
- 10. Затворник. Но пятипалый 491511
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 424737
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 382325
Но "ваше время прошло" - это о другом. Дальше "фиксировать прибыль" будем мы" ( поскольку у вас "западников" ничего не вышло"). Консенсуса-то в обществе нет , котёл закипает - а обезьяна уже банан в кувшине схватила и выпускать не собирается.
Моё предположение о том , что кремль ставит на националистов оживает наглым образом.
Другое дело , что и это не поможет . Новый американский папа шепнёт кувейтским шейхам - и опп-па - нефть по 30 долларов. И где мы все?
, получается всякая такая вот хуетень. У меня такое ощущение, что всем после встречи было противно.