Страницы:
Гельман: Как человек, который заинтересован в том, чтобы процессы в современном искусстве проходили в мирной обстановке, я
Читать!
Слева направо: Роман Багдасаров, Виктор Бондаренко, Марат Гельман, Всеволод Чаплин, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Алексей Лидов
Багдасаров: Когда мы произносим слова «церковь» и «современное искусство», то под «церковью» нам представляется нечто стабильное, статичное и неизменяемое. Но если мы посмотрим на историю церковного искусства, а в значительной мере именно в его рамках развивалось западноевропейское искусство целые столетия, то мы не увидим ничего стабильного. Напротив, мы увидим постоянный конфликт, который разворачивается вокруг изобразительных и художественных методов, постоянную борьбу. Поэтому та ситуация, которая создалась вокруг современного искусства сейчас в России, мне представляется нормальной — она доказывает, что искусство действительно очень близко к духовной составляющей жизни общества, здесь оно неизбежно сталкивается с церковью, и необходимо наметить некие гармонизирующие их начала. Для этого нужно понять, для чего искусство нужно церкви? Понятно, что оно ей нужно для капитализации — для привлечения в храм трендовых архитекторов и художников, благодаря которым храм превращается в памятник зодчества и монументального искусства. Современная церковь, к сожалению, этим не занимается, но это неважно. По сути, искусство нужно церкви для визуализации догмата боговоплощения, и именно вокруг этого всегда разворачивались культурные, религиозные, идеологические войны — достаточно вспомнить эпоху иконоборчества. В истории русской церкви две главные тенденции можно грубо обозначить так: одна — условно говоря, натурализм, реализм, портрет, узнаваемость, другая — символизм, аллегория, концептуализм. Столкновение или баланс этих двух начал характеризуют ту или иную эпоху в истории церковного искусства, и на этом поле никогда не было согласия. Работы Гутова тоже несут эту идею — эти «прориси» в общем опасны для здоровья, о них можно пораниться. И действительно, христианское искусство очень опасно — оно веками корнало и определенным образом форматировало человеческую визуальность. Потому что человеческая личность формируется не только через слово, речь, но и через визуальную культуру, и в нашем подсознании находится масса вещей, которые мы не осознаем, но которые сформировались веками христианского искусства, и мы никуда от них не можем деться.
Осмоловский: Я хотел бы обратить ваше внимание на события, которые произошли недавно. Акция Pussy Riot вызвала огромный резонанс и была в высшей степени информационно емкой и скандальной. Безостановочно стали говорить о поиске заказчиков, тех, кто это оплачивает и так далее. Но оплатило и заказало эту акцию, без сомнения, правительство Владимира Владимировича Путина — именно оно является заказчиком и организатором этой акции. Дело в том, что в течение последних 20-25 лет российская власть не уделяет внимания искусству. Хочу вам напомнить, что, когда большевики пришли к власти, они в 1918 году во время самых сложных боев на всех фронтах Гражданской войны организовали четыре музея современного искусства, так называемые Музеи западноевропейского нового искусства. Эти музеи были в Петрограде, Москве, Костроме и Воронеже. Когда сменилась власть в 1991 году, не то что ни одного музея не было организовано, все выставочные залы и ДК, где молодежь привыкла показывать свое искусство, превратились в авто- и мебельные салоны, а искусство было загнано в глухое подполье. Такая ситуация создала в высшей степени неприятную творческую атмосферу, а в последние десять лет это стало приобретать черты откровенной травли, когда было открыто несколько уголовных дел. Двое художников эмигрировали; куратор выставки «Осторожно, религия!» покончила жизнь самоубийством, скорее всего из-за того, что ее травили. Другими словами, в «нулевые» годы происходила достаточно планомерная травля искусства в основном по религиозным мотивам. Понятно, что это тоже никто не заказал и не оплатил, а существует огромное количество безумцев-неофитов, которые хотят быть святее Папы Римского и которые занимаются самоутверждением, уничтожая, по их мнению, вредные изображения. Почему В.В. Путин лично виноват в этом? Во-первых, повторю, потому что он не построил ни одного музея современного искусства, тогда как в самых крупных городах России должны быть эти музеи. Если этих музеев не будет, и дальше будут происходить подобного рода эксцессы и не только с церковью, а с чем угодно — с сексуальными скандалами, политическими и т.д. Потому что у молодежи есть абсолютно естественное желание выделиться, и для того, чтобы это желание имело совершенно нормальные и легитимные формы проявления, необходимы музеи современного искусства. А если их не будет — страна будет постепенно превращаться в сплошной скандал, что и было в 90-е годы — я сам непосредственно этим занимался, и именно потому, что не было никакой инфраструктуры, в которой можно было бы себя проявить. Теперь относительно самой акции Pussy Riot. В тех социальных условиях, в которых мы сейчас присутствуем, это, конечно же, очень хорошее произведение искусства. У Адорно есть такой термин — «аппариция», небесное явление. Pussy Riot — это классический пример небесного явления, которое разрывает все представимые нормы и известные умозрительные схемы; явление, которое переворачивает наше стандартное восприятие мира. Вы меня спросите — неужели этот скандал и дальше будет продолжаться? Если будут созданы другие условия, это произведение искусства отойдет в архив и останется документацией. Ни в западной культуре, ни в восточной (в Японии, Китае) подобных акций никто не проводит, потому что они там не актуальны, они не выражают нерв времени. А эта акция выражает нерв времени, и поэтому она, безусловно, является искусством. Конечно, это не настоящая аппариция, это имитация, но в тех условиях, которые созданы сейчас, возможна только имитация.
Лидов: Должен сказать, что, как человек, принадлежащий к научному миру, я нахожусь в редкой ситуации, потому что я не согласен буквально ни с одним словом из заглавного выступления Дмитрия Гутова и из выступления Анатолия Осмоловского.
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:11
Комментарии
-
Чудовищный конфликт, который идет сейчас между РПЦ и современным искусством произошел из-за подмены понятий, как с той, так и с другой стороны. РПЦ - не есть Церковь и не всякое современное искусство является Искусством. Церковь - живое Тело Христа, а Искусство - воздействие на душу человека новыми смыслами, созданными художественными образами. Таким образом, конфликт этот создан искусственно. Выступление девиц в ХСС является акцией прямого действия, ничего не добавившее к имеющимся сущностям, а посему Искусством, оно, возможно, и не является. А выступления РПЦ говорят о том, что эта система давно не имеет никакого отношения к Православию. Ибо пытается воздействовать на общество не любовью, а насилием. Пытается разорвать Тело Христа на отдельные куски. И если Искусство имеет право на скандал , ибо новые сущности скандальны по сути, то Церковь не имеет такого права, ибо любые скандалы, спровоцированные РПЦ, плодят раскол. Плодящий ненависть, разрывающий, как я уже говорил самого Христа. То-есть РПЦ, как институт, сама "распинает" Иисуса. А могли бы сосуществовать вместе, дополняя друг друга, Или автономно. (для атеистов). Ох, как нужно... И как говорил один английский чувак по имени Аккам: "Не надо добавлять дерьма сверх необходимого".
-
проблема глубже, намного глубже, и понимая подсознательно, чаплин не может ее сформулировать адекватно, с некоторых пор понятие "современная культура" само по себе претендует на некий кафолицизм, всеобщность, с чего начиналось христианство - с катакомб, с чего "начиналось" современное исскуство в России - с андеграунда, есть в нем даже и канонизированные святые, если можно так выразиться: Новиков, например, или Курехин, не суть, вот чего не может принять Церковь, и вот чего не могут понять "адепты" современного искусства, которые пытаются делать из него культ.
-
чаплин - клоун, чего вообще было с ним встречаться? лучше бы в цирк сходили...
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454641
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345196
- 3. Норильск. Май 1272520
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898782
- 5. Закоротило 823907
- 6. ЖП и крепостное право 818647
- 7. Не может прожить без ирисок 790033
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765449
- 9. Коблы и малолетки 744351
- 10. Затворник. Но пятипалый 477766
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407558
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374012