Есть своя привлекательность в том, чтобы прыгнуть на сервированный стол или врезать собеседнику кулаком.

Оцените материал

Просмотров: 13742

Забытая плоть

Глеб Напреенко · 28/03/2012
ГЛЕБ НАПРЕЕНКО считает, что в дебатах о Pussy Riot недооценен такой позитивный политический и эстетический фактор, как разнузданность

©  wikimedia.org

Свобода, ведущая народ (фрагмент). Эжен Делакруа. 1830

Свобода, ведущая народ (фрагмент). Эжен Делакруа. 1830

Хотя статья Дмитрия Гутова понравилась мне своей ясностью, а многие ее идеи показались мне удачными, я не могу с ней вполне согласиться. Думается, последняя серия художника ΕἸΚΏΝ — отражение того способа мышления, который он практикует в своей статье.

Вопреки тому, что пишет Гутов, интерес иконы представляют далеко не только как объекты искусства, изъятые из культа. Это взгляд позднесоветского искусствознания, выхолащивающего произведения древнерусского искусства до статуса автономных объектов, подлежащих музеефикации и восхищению, просвещенному изучению и эстетическому переживанию. Серию Гутова с иконами я воспринимаю как симптом такого выхолащивания. Тем более что выбранные им знаменитые произведения искусства — Ярославская Оранта, ангел из Евангелия Хитрово, приписываемый Андрею Рублеву, — предметы секулярного культа, сложившегося именно у послевоенной советской интеллигенции.

С другой стороны, как говорит сам Гутов, его серию можно прочесть как реакцию на девальвацию иконы, вызванную современным положением церкви — когда бесконечно тиражируются бумажные иконки, а икона превратилась в массовый символ духовности, индивидуальные качества которого, помимо чудотворности, не важны. Недаром работы художника напоминают унифицированные прориси, лишенные ликов и ярких индивидуальных качеств.

Произведения Гутова правдиво фиксируют утрату ключа к восприятию иконы; утрата эта свершилась во многом благодаря тому консервативно-просвещенческому взгляду на мир, который сам художник проповедует. Аби Варбург, немецкий историк искусства, находившийся, в частности, под влиянием «Рождения трагедии из духа музыки» Ницше, пытался перешагнуть границы просвещенческой концепции искусства. Например, искусство Античности он воспринимал не только как носителя светлой ценности разума или высокой духовности, но и как часть довольно, с нашей точки зрения, мрачных и диких — как сказал бы Ницше, дионисийских — культов. Варбург во многом был не понят своими последователями, например Эрвином Панофским, и выхолощен ими в сторону «аполлонического» начала. Для Панофского важнейшей ценностью была гармоническая цельность восприятия — возможная, однако, только под знаком отстраненности и ясного сознания. Варбург, напротив, пытался установить диалектические отношения между телом и смыслом и делал акцент именно на неоднородности культуры, например искусства Ренессанса. Сакральное искусство Варбург рассматривал именно в контексте изначально заложенного в нем и несводимого к мракобесию символизма. Символизм для Варбурга — первоначальное вопрошание человека о причине бытия, коренящееся в самой телесности. Той телесности, которой работы Дмитрия Гутова, по контрасту со своими прообразами-иконами, практически лишены. Не затрагивая вопроса о символизме, о табу, о сакральном хотя бы в самой грубой форме, войти на оккупированную церковью в сознании людей территорию невозможно.

Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:15

  • amarcord· 2012-03-28 18:30:57
    Идея долбануть Гутова в систематической и связной форме и как художника и как теоретика, конечно, заслуживает всяческого уважения. Есть и некое остроумие (слегка отдающее играми декадентского ума в духе Флоренского) в обнаружении связи бесплотных икон и бесплотного теоретизирования.

    Но звать при этом на помощь карнавал и дионисийскую разнузданность верх нелепости. Гутов со своим марксизмом сидит бог знает в какой архаике, а тут приходит молодежь и начинает ему в харю непереваренного Бахтина тыкать. Думает, что это свежее слово.

    Кстати, если туповатую, но ясную методологию Гутова на Напреенко спроецировать, то тоже работает. Здесь мы обнаружим 2 противоположных типа разнузданности. Одна без всякой рефлексии бьет сразу в морду. Другая сначала садится изучить Варбурга. Отгадайте, на чьей стороне преимущество.

  • Aleks Tarn· 2012-03-28 19:41:03
    Ш-ш, amarcord, не будите лихо. Ведь "в человеке дремлет неистребимая тоска по карнавалу и дионисийской разнузданности". Того гляди, всплывете вверх брюхом перед его начитанными глазами аки какое-нибудь голосистое полотно.
  • Николай Петров· 2012-03-28 21:45:01
    Применять Варбурга в процессе осмысления художественных феноменов (тем более таких по всем статьям злободневных) в наших широтах именно что - свежо.
  • amarcord· 2012-03-28 22:10:16
    Лет 5 назад, в мастерских молодых европейских художников Варбург лежал на самом видном месте. Особенно его Мнемозина. А любимый Осмоловским Жорж Диди-Юберман на его основе выставку делал. Видно, что Напреенко что-то краем уха слышал.

    Но не в этом его сила, а в следующей фразе: «Увы, я плохо разбираюсь в революциях, но, думается, вряд ли кто-то аналитически рассчитывал последствия хоть одной из них, когда они совершались». То есть человек не прочитал ни одной (!) книги, где рассчитываются последствия разных тактик в революции и даже не подозревает, что они существуют!

    Боюсь наступить на любимую мозоль Tarna (поэтому, покорно прошу его пропустить следующее предложение), но не могу не привести в пример один из нострадамусовских расчетов Маркса: «Настанет русский 1793 год; господство террора этих полуазиатских крепостных будет невиданным в истории". (Гутов, кстати, на подобные прогнозы обожает ссылаться).

    Напреенко зовет новый русский 1793 год. Думает, что он к нему явится в виде симпатичной топлесс девчонки.
  • Katherina Grishina· 2012-03-28 22:16:33
    спорим, никакого бахтина никто упомянутый не читали и не слышал)
  • Николай Петров· 2012-03-28 23:13:08
    Амаркорд, Вы перепутали - сначала пришли симпатичные девчонки, а после - Напреенко вооруженный прочитанным зарубежными феминистками Варбургом.
  • Gleb Napreenko· 2012-03-29 00:45:25
    Про последствия революций действительно неудачная фраза. Имелось в виду, что практика революций не движется одним теоретическом анализом и что даже самая целенаправленная революция ведёт в неизведанное.
  • Антон Николаев· 2012-03-29 01:47:37
    В ноябре прошлого года произошла история после которой к Гутову нельзя относиться как к человеку и спокойно обсуждать его критические высказывания и творчество.
    История такова. На одной из выставок современного искусства проводимых под крылом власти, была изъята работа. Сопротивляющегося художника силком выкинули на улицу вслед за объектом. Интерактивная работа представляла из себя компьютер с изображением поп-звезд на мониторе в уста которых можно было впечатать любую фразу. Кто-то из публики написал критическую реплику против Путина. Это не понравилось гебешникам которые отвечали за охрану выставки и они силком удалили с выставки и художника и работу.
    Коллега выгнанного художника пошла в соседний зал, где проходила дискуссия которую в тот момент модерировал Дима Гутов. Она хотела рассказать собравшимся о том что произошло. Какой-то из путинских соколов, подошел к пульту и убрал звук у микрофона, не дав художнице высказаться. Дмитрий Гутов никак не отреагировал на то, что художнице при нем затыкают рот. Никак не отреагировал он на это и в последствии.
    Читая гутовскую аналитику в которой он якобы поддерживая Pussy Riot исходил бездарным ядом по поводу их якобы реакционности, я испытывал омерзение.
    Не стоило писать статьи даже ругающие его. Ведь таким образом мы все равно поддерживаем этого гнусного и завравшегося подхалима только и мечтающего о том чтобы послать парфянскую стрелу в спину любого талантливого и смелого художника.
  • amarcord· 2012-03-29 02:54:06
    Антону Николаеву тоже не мешало бы подучить немного историю.

    Никогда парфяне никому не стреляли в спину. Как раз наоборот. Парфянские конные лучники в ходе отступления неожиданно разворачивались в седле на 180 градусов и на скаку стреляли в преследующего их противника. Для этого манёвра были необходимы превосходные навыки верховой езды, так как обе руки всадника были заняты луком, к тому же стремена во времена Парфянского царства ещё не были изобретены.
  • Антон Николаев· 2012-03-30 10:57:52
    приношу извинения перед всеми парфянскими народами
    они никак не виноваты в том, что гутов подхалим, карьерист и подлец
  • pv· 2012-03-30 13:12:54
    круто - а парфянскую стрелу не боитесь получить в морду?))
  • Антон Николаев· 2012-03-30 23:14:06
    от кого?
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • xudojnick· 2012-04-04 11:21:05
    зачем писать о ПР в раздел "искусство"?
    опенспайс как обычно все вверх дном переворачивает.
  • Gleb Napreenko· 2012-04-06 01:25:03
    Статья в продолжение разговора -- с углублением темы истерии:
    http://artchronika.ru/blog/hysteria-cure/
Все новости ›