На наших глазах художественный мир идет ко дну, а мы молчим

Оцените материал

Просмотров: 16617

Искусство под молотком спекулянта

20/07/2011
«Дилеры пересовывают из русских рук в эмиратские карманы то, что они оставили бы себе, будь они хоть чуть-чуть уверены в ценности этого барахла». Французская галеристка обвиняет

©  Roger-Violett / Eastnews

 

 

Письмо известной французской галеристки и куратора ФАРИДЕ КАДО (Farideh Cadot) появилось в газете Liberation и вызвало большую реакцию. Мы публикуем этот страстный текст, имеющий прямое отношение к российской арт-сцене, с любезного разрешения автора и газеты в надежде открыть дискуссию о том, в каком состоянии находится мировой художественный рынок и какую роль на нем играют российские покупатели, коллекционеры, дилеры и галеристы. Комментарий ЕКАТЕРИНЫ ДЁГОТЬ в конце статьи.

В глобальном коммерциализованном мире, где все, как считается, должно приносить как можно больше прибыли, искусство не в силах избежать общих правил. Оно считается своего рода бизнесом. Его традиционные деятели — художники, интеллектуалы, галеристы, критики — сегодня невидимы и не слышны. Однако большинство этих профессионалов продолжают делать свое дело, живут своим трудом, молча страдая от равнодушия прессы, которая говорит только о финансовом или коммерческом измерении искусства; измерении, конечно, важном, но к которому искусство не сводится. «Сорван куш», «азарт арт-рынка», «коллекционеры — законодатели мод», «фантастические прибыли» — вот какими словами сегодня описывают художественные ярмарки. Читателя заваливают информацией о рекордах: «24 миллиона евро за два часа», «Из-под молотка аукциониста вылетали брызги золота»… Цифры, цифры, до опьянения, головокружения, до отвращения!

Эти перегибы в мире современного искусства заставляют меня прервать молчание. У меня вот уже больше тридцати лет галерея в Париже и Нью-Йорке, я была куратором нескольких выставок в музеях и выставочных залах во Франции и за ее пределами, и я просто теряю дар речи. Деньги стали сегодня единственным критерием суждения. Пресса пишет только о «локомотивах» рынка, раздувая имена сверхмощных маршанов, которые правят настоящими коммерческими империями. Эти распиаренные персонажи оказываются в верхних строчках любых рейтингов. Но вводить рейтинги в искусство — это само по себе скандал! Многие газеты и журналы публикуют списки: пятьдесят или сто самых важных художественных деятелей. У «самых влиятельных людей в мире современного искусства» есть своя табель о рангах, как если бы это были богатые наследники или выгодные биржевые продукты. Но роль прессы состоит не в том, чтобы гнаться за сенсациями.

Все реже можно встретить тексты, в которых речь идет об историческом или культурном значении того или иного явления. Разумеется, рынок искусства существует, и вполне нормально сообщить о том, сколько стоит то, что на нем представлено, но речь ведь все же не о нефти! Искусство — не обычный товар, не биржевой продукт. Но цены достигают таких высот, что это загрязняет информационное поле.

Владеть произведениями современного искусства — это стало признаком принадлежности к классу великих мира сего, все нувориши к этому стремятся. Профессиональная пресса представляет нам людей, которые, быстро сколотив состояние, покупают произведения искусства в поражающих воображение количествах. Методы у них ошеломляюще простые: покупать все подряд, у всех подряд и по какой угодно цене. А потом избавляться от всего этого, как только появится какая-нибудь новая идея. И в процессе срубать неплохую прибавочную стоимость в ущерб более наивному коллекционеру.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:21

  • Anna Semida· 2011-07-20 12:19:51
    Кадо пишет пламенно, но боится затрагивать конкретику. Ни главные злодеи, ни гении не названы. Разве это журналистика? И что вы называете "вызвало большую реакцию"?
  • degot· 2011-07-20 12:43:07
    To Anna Semida: Кадо не журналистка, она написала письмо в редакцию (ну типа вот как вы сейчас) и критериям журналистики отвечать не обязана. Конкретные имена она не хочет называть по понятным причинам - она (или газета) не может себе позволить то, что можем мы, для этого отчасти я и написала комментарий, чтобы все все поняли. Большая реакция - были реакции в блогах итп. Вот, например http://www.visuelimage.com/
  • Anna Semida· 2011-07-20 12:50:29
    понятно, что она не журналистка. но вот редактор принимает решение опубликовать ее текст, и мне удивительно, зачем нужен текст, к которому нужен такой же по размеру текст, объясняющий смысл предыдущего.
    с другой стороны, если Кадо не хочет называть имена (по понятным, видимо, только ей причинам), то какое она имеет моральное право упрекать общественность в молчаливом согласии? или я не права?
Читать все комментарии ›
Все новости ›