Мы решили отказаться от глупой идеи «сами мы из Центральной Европы, давайте наладим диалог».

Оцените материал

Просмотров: 32752

Георг Шёльхаммер: новый авангард – это авангард смысла, а не формы

Екатерина Дёготь · 21/01/2011
Страницы:
 

Но кто в этом случае является колонизатором?

— Теоретический инструмент… Я думаю, что об этом важно и интересно начать дискуссию. Потому что, с другой стороны, отказ от этой парадигмы нередко приводил вовсе не к освобождению, но к национализму и реакционному эссенциализму, к либеральной политике идентичностей, которая только мешала понять проблему советского колониализма и деколонизации.

В общем, мы решили поехать в Северную Африку и больше узнать о регионе, и то, что мы там увидели, укрепило нас в убеждении, что мы правильно сделали, отказавшись от этой идеи диалога. Мы побывали в Марокко, Ливии, Алжире, Ливане, Египте, Иране. Мы встречались там с местными интеллектуалами, художниками и пытались найти группы, аналогичные нашей по структуре и функции в художественном, критическом, политическом окружении, пытались установить с ними контакт. И когда мы поняли, насколько они не знают о существовании друг друга, это было просто поразительно и очень пугающе. В Марокко практически ничего не знают об Алжире, из-за конфликта в Западной Сахаре. Но там есть взаимные проекции, ожидания, представления. Проекция и контрпроекция двух левых движений, национально ориентированного левого движения и интернационально ориентированного, которые находятся в сложных отношениях… Западная Сахара — это страшная рана, и в том числе внутри левого движения… Кто там является колонизатором? Алжир или нет? И что это значит? С другой стороны, есть история социализма там. Если посмотреть, что пришлось перенести Египту после Насера и до нынешнего президента… Следы этой памяти все еще существуют. Каир сейчас претендует на ту роль «плавильного котла культур», на которую якобы не может претендовать Бейрут…

©  Екатерина Дёготь

Архивная инсталляция Катарины Симау посвящена легендарной Синематеке Мозамбика

Архивная инсталляция Катарины Симау посвящена легендарной Синематеке Мозамбика

В общем, в результате мы решили отказаться от глупой идеи «сами мы из Центральной Европы, давайте наладим диалог». Мы предложили художникам отреагировать на эту сложную ситуацию, соотнестись каким-то образом с этой замалчиваемой историей, с неочевидными связями между регионами, а также связями Северной Африки с черным Югом, увидеть колониализм с Юга Африки… Мы пригласили два круга европейских активистов, которые занимались этим переносом знания (transfer of knowledge) одного контекста о другом.

Вот почему у нас на выставке представлен, например, киноархив из Мозамбика. Он говорит и о том, что происходило на Севере Африки, и о португальском колониализме. После того как уходит Салазар (в 1970-е годы. — OS), Мозамбик страшно увлечен возможностями кинематографа как средства образования, как инструмента идеологии, как орудия создания исторического нарратива, рассказа историй. Они начинают собирать фильмы с Юга Африки, но также и вообще разное документальное кино, например дидактические фильмы из коммунистической Югославии. Создается синематека. И создается желание, вектор, направленный в сторону европейского левого кино, которое к этому моменту уже коррумпировано… В середине 70-х Годар пишет письмо о том, насколько он ценит эту синематеку как род альтернативной памяти. И вот мы возродили ее (работа исследовательницы из Португалии Катарины Симау (Catharina Simao).OS).

Другой пример: мы работали с французским художником Матье Клеебе Аббоненком (Mathieu Kleyebe Abbonenc), который из все еще существующей колонии во Французской Гвиане. Он совершенно помешан на кинорежиссере Саре Мальдорор (которая, между прочим, училась в Москве у Сергея Герасимова и Марка Донского. — OS), потому что у Мальдорор похожая история, она тоже африканского происхождения, но родилась во Франции, жила в Париже. Ее первый фильм, «Монангамбе» (1969), который он показывает у нас на выставке, — об Алжире (экспрессивно-поэтический фильм с непрофессиональными актерами о колонизаторских пытках. — OS). У нее была героиновая зависимость. Она мыслила себя агитпроп-художником, работала в Анголе и на Кабо-Верде, на Юге Африки и в Южной Америке, у нее есть связи и с Кубой, с бразильским режиссером Глаубером Рошей. Так получилось, что все ее фильмы сейчас в собственности французского магната Рене Шато, и он не хочет их давать для показа — этот ультраправый тип захватил все юридические возможности ее репрезентации. Так что, если копнуть глубже вопрос о диалоге, окажется, что ничего и показать-то нельзя из-за интернациональной индустрии синематек.

©  Екатерина Дёготь

Сара Мальдорор. Монангамбе. Кадр из фильма. 1969

Сара Мальдорор. Монангамбе. Кадр из фильма. 1969

Потом вот, например, Нил Белуфа (Neil Beloufa). Он алжирец, снимает фильм о Мали, опять о Юге, о регионе южнее Сахары. Он просит героев фильма (крестьян. — OS) говорить о своем будущем, мечтах и ожиданиях и переделывает субтитры так, как если бы они говорили о настоящем. Это очень красивый проект. Называется он «Кемпински» — в Мали есть Кемпински, и для художника это символ экс-территориализации искусства, его оторванности от точных географических координат.

Но у Нила Белуфы тоже есть история: он не просто кинематографист — он проводил исследования в Синематеке Алжира из-за своего отца, который был организатором знаменитого в 70-е годы Алжирского кинофестиваля. В общем, еще одна линия, еще одна история. Но он и сам по себе прекрасный кинематографист. Вот такая сложная сеть историй.

Значит, вместо того чтобы устраивать этот идиотский диалог между Европой и Африкой, вы перенесли его на территорию самой Африки?

— Мы показали Африку в ее сложности. И это каким-то образом соотносится и с Европой, это важно для Европы тоже. Возьмем работу Карла Холмквиста. Он битник, Марокко имело большое значение для поколения битников, в 50-е годы местом паломничества стали страны Магриба и Южная Америка, а уже потом все переместилось в Индию. Это такой странный ориентализм, проекция гомоэротических фантазий бит-поколения… Мы попытались раскрыть какие-то моменты, связывающие, помимо прочего, личную биографию художников с Африкой. Инсталляция-клетка Штефана Дилмута — прекрасное произведение, хотя мало кто поймет его во всей сложности. Штефан Дилмут был важным человеком для европейских левых, он символическая фигура, он создал Свободную академию в 1982—1983-м. Кстати, его прямой ученик — художник Андреас Зикман…

©  Екатерина Дёготь

Нил Белуфа. Kempinski. Кадр из фильма. 2010

Нил Белуфа. Kempinski. Кадр из фильма. 2010

Очень наивный вопрос, но я все равно задам его, потому что его часто задают в России. Думаешь ли ты, что такое социально или политически ориентированное искусство — это единственный путь? В России многие до сих пор думают, что искусство — это творческое индивидуальное самовыражение. Но закрыт ли этот путь насовсем или он закрыт только для вас, потому что вам общественно-политическое искусство более интересно?

— На мой взгляд, искусство формалистической модернистской традиции сейчас утратило всю свою остроту (edge) и смысл, потому что это всего лишь повторение повторения другого повторения, которое даже не знает о своей отправной точке. Поэтому это искусство абсолютно бессмысленно. Я не могу сказать, что оно утратило некое конкретное значение (meaning), но оно утратило свое содержание (content) — в более широком смысле. По крайней мере с XIX века критическое и политическое отношение встраивалось во все художественные формы, которые сейчас выглядят как музейные. Всегда, конечно, есть опасность превращения искусства в банальную пропаганду, что разрушает способности искусства. Но я думаю, что сейчас очень важно и интересно иметь политизированное и общественно-активное отношение, позицию. Она может быть проявлена в брехтовской или какой-то другой манере, но не должна пытаться заполнить собой лакуны в социальной системе. Она должна указывать на эти лакуны, привлекать внимание к конфликтам, но не должна пытаться сама встроиться в общественную ситуацию. Я думаю, это единственное, что может делать искусство сейчас.

С другой стороны, — в частности, здесь, на «Манифесте», — можно видеть перенос художественной методологии в другие реалии. Ты видела, как оформлен образовательный центр? Они же сами себе художники (смеется). Они представляют образовательный дискурс художественными средствами. Этот их образовательный нарратив, такой самодовольный, полагающий, что образовательный процесс хорош сам по себе, как процесс, — все это необходимо решительно оспорить. Потому что этот образовательный процесс является абсолютно бессмысленным, он не передает и не переводит для аудитории то, что сделали художники на выставке, он просто вовлекает аудиторию в какие-то квазихудожественные практики. То же можно сказать о многих примерах социально ангажированного искусства в публичных пространствах, которые часто являются лишь имитацией и спектаклем.

Должна сказать, что ваша выставка показалась мне очень интересной, и она напоминает то, к чему мы стремились в Уральской биеннале, например. Мне как раз было особенно интересно, как можно сопротивляться капиталу не открытым активистским путем, а бросая вызов способам представления, способам видения. Все эти видео на полу настолько вызывающие по отношению к идее уникального произведения на стене перед зрителем…

— Мы очень много думали о способе показа. На мой взгляд, представление, показ — это решающая вещь. И разрушить привычные условия представления сегодня очень важно. Разрушить конвенциональность определенных форматов.

©  Екатерина Дёготь

Штефан Дилмут. Инсталляция на Manifesta-8

Штефан Дилмут. Инсталляция на Manifesta-8

Не кажется ли тебе, что в современном художественном мире мы сейчас можем наблюдать настоящий раскол на два разных мира? Что мы, наш круг, увлечены каким-то новым авангардом, что мы порываем со всем традиционным искусством и занимаемся чем-то совершенно другим? Нет ли ощущения, что новый авангард основан на повествовании, образе, содержании?

— Да, мы вовлечены в странный новый авангард, но в отличие от старого авангарда он не делает формальных прорывов, для этого нет даже возможности. Авангард, в который мы вовлечены, связан с производством смысла (content-making). Обычно авангард ассоциируется с разрывом в истории формальных решений. Но сейчас речь идет о том, как содержание переваривается в институционализированном капиталистическом мире, и сейчас авангард использует самые интересные форматы, и как раз это делает его странным. Он использует готовые форматы, повторяет их, и для широкой аудитории очень сложно увидеть прорыв, потому что это прорыв на уровне содержания, а не формы. И должен сказать, мне это очень интересно.

Симптоматично, что такие люди, как Жак Рансьер, например, хотя бы отчасти думают об этом новом авангарде, собирают материал, но не очень понимают его, потому что они еще все воспитаны в духе раскола между модернизмом и авангардом. Новый авангард он не видит. Авангард тесно связан с историей левого движения, и существует романтика, связанная с определенной эстетической традицией, эстетической привычкой, я бы сказал, с определенной политической фразеологией. Однако новое социальное левое искусство не хочет этого повторять, не хочет принимать такой банальной ретроспективности. Оно стремится оставить старый авангард позади, и это очень важно. С другой стороны, белизна и пустота современного мира — это фикция. Желание «стереть и забыть» было и в XIX веке, тогда города типа Берлина тоже были перегружены образами, и поэтому абстракция и пустота стали символом нового. И у нас сейчас есть то же ощущение перегрузки образами, хотя мы не больше перегружены, чем в позднем барокко, например. Просто раньше носителем образов был город, а теперь они рассредоточены, виртуализированы.

Я думаю, что авангард воспринимался как реализованный проект, и, вероятно, Николя Буррио верил, что его деятельность должна была стать последним воплощением авангарда. Но когда формально авангард реализован, дух уходит куда-то еще. Смысл нужно найти в каких-то иных практиках.


Перевод с английского Екатерины Лазаревой
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:25

  • dorfmeister· 2011-01-21 21:46:42
    "И у нас сейчас есть то же ощущение перегрузки образами, хотя мы не больше перегружены, чем в позднем барокко, например".
    Как, интересно, проверить это утверждение, инстинктивно кажущееся мне совершенно неправильным?
  • dorfmeister· 2011-01-21 23:27:09
    И еще: не кажется ли вам, что хотя бы ради вербовки нового зрителя такие проекты, как Манифеста-8 или "Ударники мобильных образов", должны выглядеть как супермаркет, т.е. логично и эффективно с точки зрения подачи информации?

    Судя по снимкам, между "Ударниками" и Манифестой было даже слишком много общего. Вбрасываю ревлозунг: "Учиться у Ашана!"
  • degot· 2011-01-22 14:10:36
    Нет, не кажется. Способ вербовки зависит от зрителя. Я лично один раз в жизни была в Ашане и через три минуты ушла и больше не вернулась - не выдержала коммерческого напора. А информационная эффективность Манифесты была очень высока, - все, о чем говорит Георг, можно было прочитать на стенах, в каталоге и т.п., а часть произведений (видео) вообще показывалась по местному телевидению целиком.
  • t61· 2011-01-22 19:03:14
    спасибо, Катя! отличное интервью!
  • eugenioart-1· 2011-01-23 03:32:30
    " Я думаю, это единственное, что может делать искусство сейчас. " - персонаж, произносящий такую фразу достоин пожизненного уважения. его единственного теперь и слушать и читать и смотреть буду...
  • zAdorno· 2011-01-23 13:37:06
    для eugenioart-1:
    Позвольте с Вами согласиться.

    Похоже на то, что возник новый феномен – этакое «кураторское» искусство.
    Кураторграфия? Кураторизм? Агитпропкурвизм?
  • eugenioart-1· 2011-01-24 02:49:10
    да, теодор, возникло и существует на промышленном уровне, по меньшей мере лет 20, а вы все не утратили способности этому удивляться. издевались мы все над искусствоведами, подкалывали их, а они сделались кураторами и сами себя подкалывать решили, хотя думаю, что они так не думают. думаю, думают, что они не подкалывают. а кому охота за 1000 евро, или, если совсем известный, за 1500 (цены современной европы) статьи для каталогов писать, с замечаниями работодателей соглашаться. да и не часто работодатели звонят-то. сколько кураторство стоит, не знаю я, да и не в деньгах, конечно же, дело, ведь все почти кураторы эти левой идеологии держаться, а там не деньги главное, не коммерческий напор. главное не потворствовать этим индивидуалистам-художникам, а направить труд их, ясный пень неправедный, на общественные интересы, как учили отцы и матери-основатели.
    не удивляет ли вас, не потерявший способности удивляться теодор, что на всех этих манифестах да биенналлях лет 20 уже так много представителей всех что ни на есть китаев? а китайцу и в голову не придет каким-то там поиском индивидуального языка заниматься, култура у них, говорят, такая, неиндивидуалистическая, а коллективная, будет рис и рис, и отлично. видел я легионы китайских художников, да ни одного не знаю, кто бы какой ни на кого из ранее известных аналогов западных не похожий результат показал. да и в науке и технологии какой там копирайт, стибрил чонить, хоть с тибра, что с худзона(ы), главное, чтоб было.
    а почему, задорный теодор, их на этих манифестах-биенналлях покажут 20 лет не перепокажут? много их, конечно, это да, но главное послушные они, кланяются и делают на общественное благо искусство хоть левой, хоть правой, чо куратор скажет, то и сможет. трудолюбие имеет.
    и вот кураторы наши властительные и, как видим, разговорчивые, друг другу байки все те же рассказывают, обязательно пару французов упомянывают, да на "китайцев" (в "философско-общественном", понимаете, смысле, конечно) указывают, . где надо громко рассказывают, кричат иногда, чтобы многих других перекричать, а где многих нет, как в россии, там шепчут. шепнул икс игрику, что есть мол один или одна. игрик спросит у икса, один-то этот, китаец ли? да, говорит икс, послушный, хошь маслянистыми смогет, хошь инсталяцию на уралмаше построит. тогда беру, шепчет игрик, на манифесту, а может еще на што сгодиться. а потом может и эпсилону нашепчет, их в россии всего-то 3: икс, игрик и эпсилон, кричать не надо. а там где кричать надо, да и не только китайцы, там покричать придется, ну и кричат.
    однако на берлинской биенналле 2010го понаехали на левого куратора, упомянутую в данном интервью милейшую катрин ромберг, левые-левые, а один из биеннальских филиалов так вообще разгромили: привела катя биеннале в левый район крейцберг, концепция такая была: в народ, в турки, а те левые-левые против: дорожают аренды в тех местах, куда искусством названное прет, что в нью йорке, что в шанхае. скупают потом буржуины(левые, но не левые-левые) дома там, художниками пописанные и ни какое праведное дело, кураторами как пользу обществу задуманное, не спасает.
    вот. а индивидуалисты, на общее дело уже не подписываемые на лонговые острова сваливают. и живут в лесах и не дают их пилить.
    не обижайтесь милые кураторы, что такое теодору накалякал: ничего личного... как и на манифестах-биенналлях.
  • kustokusto· 2011-01-24 03:12:01
    — Мы очень много думали о способе показа. На мой взгляд, представление, показ — это решающая вещь. ---

    Долго смеялся))) Много вокруг художников вьётся подобных болванов . Они думают , что говорят глубокомысленные вещи - не понимая - как они смешны. Они рождают смыслы, они выставляют смыслы , они дают смыслам оценки. Идеальное искусство для государства нашего типа - разводить лохов пожиже. "Лояльность и трудолюбие " -начертано на знамени этого дурдома ( да это и не скрывает и автор ). А главный ход в этой трёхходовке - умение доставать бабки. И всёёёёё...
    Смело сравню кураторское искусство с коровьим бешенством.
    В топку!
  • zAdorno· 2011-01-24 15:54:40
    для eugenioart-1: У-у-х, как Вас заколбасило.
    для kustokusto: Точно! Кураторов приравнять к коровьему бешенству, арт-критиков - к свинному гриппу. Концептуализм - к гомосексуализму(и одно, и другое одинаково бесплодно тешит себя сомнительными имитациями природных инстинктов). Всех в топку!
  • freedomsucks· 2011-01-24 17:24:11
    111
  • kustokusto· 2011-01-24 19:28:35
    2 zAdorno
    Не надо Бухенвальда тряпочного - я говорил только об их "творчестве".
  • eugenioart-1· 2011-01-24 22:22:33
    я люблю фонетику: звук болваны очень правильно попало, можно даже петь его. а этот конкретный болван, просто с дерева только слез...
  • spb4· 2011-01-27 13:09:12
    ужас. от комментов.
  • atomniy· 2011-01-27 15:28:06
    О, авангардисты!
  • walkowsky· 2011-01-28 13:28:55
    kustokusto
    zAdorno
    Вы сами-то не задохнулись от своих миазмов?
  • kustokusto· 2011-01-28 14:16:05
    2 walkowsky
    Лично я задыхался от концептуализма. Счас как-то немного проветрилось...

    Я присоединился к вам просто с перепою и вопреки всякой очевидности. Я вам говорил, что надо революционизировать сердца, что надо возвышать души до усвоения вечных нравственных категорий, — а что остальное, что вы тут затеяли, все это суета и томление духа, бесполезняк и мудянка…
  • zAdorno· 2011-01-28 18:04:17
    для walkowsky
    Вы задали искрящийся шуткой и юмором вопрос.
    Миазмы (гр. miasma - загрязнение, скверна), по устаревшим представлениям, ядовитые испарения, продукты гниения, якобы вызывающие заразные болезни.
    Спасибо за вопрос.
  • tridi· 2011-01-29 12:04:57
    Всё белыми нитками шито: единственная цель - не создание условий для развития нового современного искусства и прочей подобной ерунды, а построение "сетевого авангарда" - управляемой структуры, финансируемой ради возможности манипулирования сознанием и подавлением всего подлинного, духовного, Божьего.
  • tridi· 2011-01-29 12:08:22
    to eugenioart-1

    +1
  • tridi· 2011-01-29 12:16:20
    to kustokusto
    //Я вам говорил, что надо революционизировать сердца, что надо возвышать души до усвоения вечных нравственных категорий//

    +1
  • tridi· 2011-01-29 12:19:13
    Отличное интервью Екатерины Дёготь - всё просвечивается как на рентгене))
  • tridi· 2011-01-29 12:30:22
    //— Да, мы вовлечены в странный новый авангард, но в отличие от старого авангарда он не делает формальных прорывов, для этого нет даже возможности. Авангард, в который мы вовлечены, связан с производством смысла (content-making)// Георгий Шёльмахер

    "Сетевой авангардизм" - более агрессивная, усовершенствованная форма управления мозгами. Качество и смыслы - ничто, массы и управление ими - всё.
  • tridi· 2011-01-29 13:00:50
    Белые и пушистые, все из себя независимые)))

    //Так что эти четыре независимые ассоциации объединяет, с одной стороны, манера действия, а кроме того, общий спонсор — The Erste Bank Group.//

    //у бывшего PR-директора The Erste Bank Group была идея делать что-то в восточноевропейских регионах//
  • kustokusto· 2011-01-29 14:50:36
    "Сетевой авангардизм" - оп-ла.
    Почём бонусы за верхний ряд? )))
    2 tridi - нарыв вскрыт.
  • eugenioart-1· 2011-01-29 17:52:49
    +1 - это что, оценка? по какой системе?
    к кате деготь: катя, предложи, пожалуйста, администрации сайта сделать комментаторов с реальными именами, а то как-то странной получается игра...
Все новости ›