Просмотров: 32740
Георг Шёльхаммер: новый авангард – это авангард смысла, а не формы
Одной из заметных выставок прошедшего года была «Манифеста-8» в Испании. ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ поговорила с ее куратором
Георг Шёльхаммер (Georg Schöllhammer) — главный редактор журнала Springerin (Вена), основанного в 1995 году. С 2005 по 2007 год он был главным редактором проекта «Журналы “Документы-12”» (documenta 12 magazines) —международного сотрудничества более сотни журналов во всем мире, которое возобновило работу с 2009-го. Кроме того, Шёльхаммер возглавляет Tranzit.at, а также исследовательскую группу «Параллельные современности — Архитектура на полях Советской империи» (Parallel Modernities — Architecture at the Margins of the Soviet Empire, Франкфурт/Берлин). Он является директором проекта Sweet Sixties — коллективного исследования позднего модернизма и неоавангарда в Центральной и Западной Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке и в Северной Африке; основал международную исследовательскую группу «Послевоенные авангарды» (Любляна, Барселона, Вена). Он сотрудничает в исследовательском, издательском и выставочном проекте «Бывший Запад»Читать!
— Георг, расскажи для начала о скучном: что такое «Транзит» (Tranzit), как он работает и как финансируется?
— «Транзит» — это группа из четырех негосударственных институций в Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии, работающих на основе маленькой инфраструктуры, которые пытаются исследовать «скрытую сторону местных историй» и показывать их в более широком международном контексте. Так что эти четыре независимые ассоциации объединяет, с одной стороны, манера действия, а кроме того, общий спонсор — The Erste Bank Group.
— А кто кого нашел — вы спонсора или он вас?
— Это была идея Марии Хлавайовой (ныне директор центра BAK в Утрехте. — OS) и Катрин Ромберг (куратор последней Берлинской биеннале; тогда они обе были кураторами «Манифесты». — OS) начала 2000-х — найти инвестора, который поддержал бы такие гибкие структуры. С другой стороны, у бывшего PR-директора The Erste Bank Group была идея делать что-то в восточноевропейских регионах, и эти идеи соединились, я бы сказал, продуктивным образом. Сначала были основаны подразделения «Транзит» в Чехии и Словакии, затем — в Венгрии, и после — в Австрии. Представители трех первых центров обратились ко мне с тем, чтобы координировать их деятельность и поместить их локальную работу в международный контекст, расширить ее значение. Так возникла платформа Tranzit.org — инфраструктурная группа, которая предоставляет определенные услуги, как веб-, интернет-публикации, и раз или два в год делает объединенную программу «Транзит». Например, это был огромный проект Sweet Sixties, который посвящен неоавангарду от Индии до Марокко. Так что «Транзит-Австрия» работает только с международной сценой, тогда как другие три центра работают с локальной сценой и пытаются представлять локальные истории в интернациональном контексте. В сравнении с тем, сколько мы делаем, наши бюджеты относительно невелики. Сначала было около 60—80 тысяч евро в год, а теперь — порядка 100—120 тысяч каждому из филиалов на всё про всё.
— При этом ни у кого нет выставочного зала?
— У чехов есть, у других нет. Но мы при этом постоянно ищем дополнительное финансирование, и часто привлекаем бόльшие деньги, нежели получаем от The Erste Bank Group, и это позволяет нам быть полностью независимыми.
— А зачем все это нужно банку?
— На самом деле мы имеем дело не с самим банком, а с учрежденным им фондом. Нам, конечно, потребовалось время, чтобы научить работать его локальные спонсорские подразделения. Потому что поначалу у них была идея, что «Транзит» будет приглашать художников делать симпатичный такой дизайн для оформления кредитных карт и банковских отчетов. А в целом зачем им это? Здесь всегда есть доля стратегии и расчета; с другой стороны, существует политический аспект, который очень тесно связан с банком на личном уровне. Нынешний президент Фонда до того был политиком либерально-консервативного крыла, почти что зеленым, и возглавлял отдел в бывшем министерстве культуры и науки в Вене. Так что он был причастен к трансформированию ситуации социального государства, welfare state, которое было вынуждено передать финансирование культуры в частные руки. Не так давно велись очень бурные дискуссии о том, как можно компенсировать отсутствие вложений в общественный сектор, которое является большой проблемой. Так что у него лично, я думаю, были идеи какой-то культурной политики и обучения определенных классов.
— Когда вы получили приглашение стать кураторами «Манифесты», как вы отреагировали на выдвинутый организаторами неолиберальный лозунг «диалога с Северной Африкой»? При том что этот фальшивый «диалог» в нынешних условиях очевидным образом предусматривает разговор с позиции силы, разговор неравноправный, разговор свысока…
— Мы немедленно и открыто его отвергли. Мы сказали, что нас такой диалог не интересует. Что очевидно, что его нет, этого диалога. И что нас вообще не интересует понятие диалога.
— Вы не считаете диалог продуктивным?
— Диалог абсолютно непродуктивен в такой неравнозначной ситуации. Это чисто европейский проект, проект бывших колонизаторов по реинтеграции своих бывших колоний в более широкий контекст — такое отношение к Северной Африке наследует британскому имперскому мышлению. Но и в самой Африке есть самоколонизация и огромное количество конфликтов. Но мы отвергли диалог также и потому, что сами — я, например, — происходим из стран, где очень, очень долго процветала фордистская социальная демократия. А мои коллеги из Чехии, Словакии и Венгрии начинали свою карьеру художников, кураторов и музейных работников как раз в тот момент, когда идея «диалога с Западом» стала частью практики неолиберальной трансформации их обществ. И тогда появилось множество теоретических инструментов, в том числе критических инструментов: например, в эти регионы пришла постфукодианская парадигма. Местные культурные и интеллектуальные элиты должны были ее усвоить, ее этому прямо обучали, но в результате этого образования неолиберальная парадигма и неолиберальная критика наложились друг на друга. И новый теоретический инструментарий, которым поначалу все восхищались, на самом деле не вполне соответствовал потребностям, не отвечал времени. Эта теория, которую всем пришлось выучить, была абсолютно отвлеченной (symbolic), ее не так-то легко перенести на реальные политические процессы и события.
И тогда мы подумали, что как раз это могло бы стать неплохой отправной точкой для разговора об идее «диалога с Северной Африкой». Как можно быть критичным? Как быть в этой ситуации искаженных представлений, непониманий и одновременно быстрых преобразований?
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:25
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438059
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338321
- 3. Норильск. Май 1268294
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822014
- 6. Не может прожить без ирисок 781642
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758038
- 8. Коблы и малолетки 740655
- 9. Затворник. Но пятипалый 470781
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402770
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370266
- 12. Винтаж на Болотной 343158
Как, интересно, проверить это утверждение, инстинктивно кажущееся мне совершенно неправильным?
Судя по снимкам, между "Ударниками" и Манифестой было даже слишком много общего. Вбрасываю ревлозунг: "Учиться у Ашана!"
Позвольте с Вами согласиться.
Похоже на то, что возник новый феномен – этакое «кураторское» искусство.
Кураторграфия? Кураторизм? Агитпропкурвизм?
не удивляет ли вас, не потерявший способности удивляться теодор, что на всех этих манифестах да биенналлях лет 20 уже так много представителей всех что ни на есть китаев? а китайцу и в голову не придет каким-то там поиском индивидуального языка заниматься, култура у них, говорят, такая, неиндивидуалистическая, а коллективная, будет рис и рис, и отлично. видел я легионы китайских художников, да ни одного не знаю, кто бы какой ни на кого из ранее известных аналогов западных не похожий результат показал. да и в науке и технологии какой там копирайт, стибрил чонить, хоть с тибра, что с худзона(ы), главное, чтоб было.
а почему, задорный теодор, их на этих манифестах-биенналлях покажут 20 лет не перепокажут? много их, конечно, это да, но главное послушные они, кланяются и делают на общественное благо искусство хоть левой, хоть правой, чо куратор скажет, то и сможет. трудолюбие имеет.
и вот кураторы наши властительные и, как видим, разговорчивые, друг другу байки все те же рассказывают, обязательно пару французов упомянывают, да на "китайцев" (в "философско-общественном", понимаете, смысле, конечно) указывают, . где надо громко рассказывают, кричат иногда, чтобы многих других перекричать, а где многих нет, как в россии, там шепчут. шепнул икс игрику, что есть мол один или одна. игрик спросит у икса, один-то этот, китаец ли? да, говорит икс, послушный, хошь маслянистыми смогет, хошь инсталяцию на уралмаше построит. тогда беру, шепчет игрик, на манифесту, а может еще на што сгодиться. а потом может и эпсилону нашепчет, их в россии всего-то 3: икс, игрик и эпсилон, кричать не надо. а там где кричать надо, да и не только китайцы, там покричать придется, ну и кричат.
однако на берлинской биенналле 2010го понаехали на левого куратора, упомянутую в данном интервью милейшую катрин ромберг, левые-левые, а один из биеннальских филиалов так вообще разгромили: привела катя биеннале в левый район крейцберг, концепция такая была: в народ, в турки, а те левые-левые против: дорожают аренды в тех местах, куда искусством названное прет, что в нью йорке, что в шанхае. скупают потом буржуины(левые, но не левые-левые) дома там, художниками пописанные и ни какое праведное дело, кураторами как пользу обществу задуманное, не спасает.
вот. а индивидуалисты, на общее дело уже не подписываемые на лонговые острова сваливают. и живут в лесах и не дают их пилить.
не обижайтесь милые кураторы, что такое теодору накалякал: ничего личного... как и на манифестах-биенналлях.
Долго смеялся))) Много вокруг художников вьётся подобных болванов . Они думают , что говорят глубокомысленные вещи - не понимая - как они смешны. Они рождают смыслы, они выставляют смыслы , они дают смыслам оценки. Идеальное искусство для государства нашего типа - разводить лохов пожиже. "Лояльность и трудолюбие " -начертано на знамени этого дурдома ( да это и не скрывает и автор ). А главный ход в этой трёхходовке - умение доставать бабки. И всёёёёё...
Смело сравню кураторское искусство с коровьим бешенством.
В топку!
для kustokusto: Точно! Кураторов приравнять к коровьему бешенству, арт-критиков - к свинному гриппу. Концептуализм - к гомосексуализму(и одно, и другое одинаково бесплодно тешит себя сомнительными имитациями природных инстинктов). Всех в топку!
Не надо Бухенвальда тряпочного - я говорил только об их "творчестве".
zAdorno
Вы сами-то не задохнулись от своих миазмов?
Лично я задыхался от концептуализма. Счас как-то немного проветрилось...
Я присоединился к вам просто с перепою и вопреки всякой очевидности. Я вам говорил, что надо революционизировать сердца, что надо возвышать души до усвоения вечных нравственных категорий, — а что остальное, что вы тут затеяли, все это суета и томление духа, бесполезняк и мудянка…
Вы задали искрящийся шуткой и юмором вопрос.
Миазмы (гр. miasma - загрязнение, скверна), по устаревшим представлениям, ядовитые испарения, продукты гниения, якобы вызывающие заразные болезни.
Спасибо за вопрос.
+1
//Я вам говорил, что надо революционизировать сердца, что надо возвышать души до усвоения вечных нравственных категорий//
+1
"Сетевой авангардизм" - более агрессивная, усовершенствованная форма управления мозгами. Качество и смыслы - ничто, массы и управление ими - всё.
//Так что эти четыре независимые ассоциации объединяет, с одной стороны, манера действия, а кроме того, общий спонсор — The Erste Bank Group.//
//у бывшего PR-директора The Erste Bank Group была идея делать что-то в восточноевропейских регионах//
Почём бонусы за верхний ряд? )))
2 tridi - нарыв вскрыт.
к кате деготь: катя, предложи, пожалуйста, администрации сайта сделать комментаторов с реальными именами, а то как-то странной получается игра...