Мы пришли в кафе в центре, он стал меня представлять друзьям: «Это Розенквист из Нью-Йорка!» – «Да ладно разыгрывать!» В 1965 году в это не так легко было поверить.

Оцените материал

Просмотров: 41235

Джеймс Розенквист: «Когда Картер попросил меня стать членом Национального фонда искусств, я сказал, что у меня криминальное прошлое»

Анна Пантуева · 17/09/2010
Страницы:
     

©  James Rosenquist / Courtesy Derriere L'Etoile Studios

Джеймс Розенквист. Myth and Technology B. Above. 1982

Джеймс Розенквист. Myth and Technology B. Above. 1982

— Вы считаете свои работы политическими?

— Нет-нет, всего за свою карьеру я сделал девять политических работ, в моем понимании.

— Для вас есть четкое определение — эта картина политическая, а эта нет?

— Нет у меня определения, просто работы есть, какие есть. Например, Military Intelligence («Военная разведка», 1994) изображает пустые оправы для очков и пламя. Я также опалил холст. На Xenophobic Movie Director or Our Foreign Policy («Кинорежиссер-ксенофоб, или Наша внешняя политика», 2004) изображена лампочка, на которой написано по-арабски «аль-хамме-дуль-лиллах », что значит «слава Богу», ее с размаху ударяют клюшкой для гольфа. Наш президент был идиот, Джордж Буш то есть. Он и есть идиот. И картина о том, как он бездумно пытается управлять миром.

— У меня большое подозрение, что вы демократ, а не республиканец.

— Да, всегда был. Почему? Когда я был маленький и мы жили в Миннесоте, мать повела меня, чтобы я увидел президента Франклина Делано Рузвельта. Он приветствовал людей, проезжая в открытом автомобиле и держа сигару, его колени были накрыты пледом. Все считали его идеальным политиком, но никто не знал, что он не мог ходить. Его поддерживали, когда нужно было стоять на публичных выступлениях. И он был очень умным. И демократом. В 1978 году, кажется, Джимми Картер (президент-демократ. — OS) назначил меня в Совет Национального фонда искусств.

— Ведь в то время Фонд искусств был очень уважаемой организацией, единственной на национальном уровне, которая спонсировала искусство?

— Ужасной организацией он был. Бюджет 155 миллионов баксов — на все! На театр, изобразительное искусство, кино и прочее. Всего лишь вот такая сумма — абсолютно недостаточная! Почему так? Город Берлин выделяет 955 миллионов долларов только на искусство в Берлине — вы представляете? 955 милли-о-нов! Когда я служил в совете, к власти пришел Рональд Рейган. Он урезал бюджет до 97 миллионов. Сейчас я не знаю, что там Обама сделает с фондом.

У вас есть надежды и ожидания относительно Обамы?

— Я думаю, что среди тех, кто есть, он лучший. Поставь его с любым политиком, он не идет ни в какое сравнение — иногда они просто недалекие! Я знаю, я служил в правительственной организации. Мне давали стопку документов полметра высотой. Что было делать? Я возвращался на свою лодку во Флориде и прилежно прочитывал все. На совещаниях сидели функционеры, никто из них ничего сам не просматривал, все это делали их ассистенты и давали им отчет. Потом они голосуют: «да-да-нет-да», и все такое. Но они же ни черта не знают, о чем голосуют! Вот чертово виски они знают, как пить — это я точно говорю. Не смейтесь, моя дорогая. Я хорошо знаком с Фрэнком Томпсоном, главой Комитета по налогам и льготам, он дружил с Тедом Кеннеди. Тед был и моим хорошим приятелем, он был очень щедрым человеком. Ну, в общем, у Томпсона и Кеннеди была какая-то фотосессия. Они стояли перед камерами, заведя одну руку за спину — в руке у них было по стакану джина с тоником. За час они чуть ли не двенадцать стаканов выпили. В Вашингтоне я приходил утром в офис, там были все эти государственные дамы, с прическами и меховыми воротниками: «Доброе утро, Джим, как поживаешь?» Вежливые, приятные. Потом они шли на ленч, возвращались, и от них так несло виски, что я спичку мог поднести — загорелось бы!

— Понятно, то есть о работе в правительстве вы знаете не понаслышке.

— Точно. За два года до моего назначения Картером я был арестован и помещен на ночь в следственный изолятор: в Вашингтоне я участвовал в марше протеста против войны во Вьетнаме. Я тогда подумал, что глупо залетел: Никсон получит мои деньги за выход под залог — я сделал глупость. А через несколько месяцев Никсон закончил войну. В изолятор меня взяли с доктором Споком — тем самым, педиатром. Он мне сказал: «Джеймс, прижимай локти к телу, чтобы они не ударили тебя под ребра», — он пытался защитить меня. Джон Войт, киноактер, — он тоже с нами сидел. Когда Картер попросил меня стать членом Совета Национального фонда искусств, я ему сказал, что у меня криминальное прошлое: я сидел в изоляторе. Демократы заявили, что официально простят этот факт. Через какое-то время на пороге моего дома во Флориде появляются двое из ФБР: «Подчиняетесь ли вы Конституции Соединенных Штатов? Являетесь ли вы членом Компартии?» Я заявил, что в силе остается пятая поправка к Конституции, и не стал с ними разговаривать. А они пошли по моему району в Тампа-Бей допрашивать соседей. В общем, шесть месяцев у них заняло все это выяснение, и мне простили этот арест.

— Насколько я знаю, ваша первая персональная выставка прошла не в Соединенных Штатах. Как так получилось?

— Да, она прошла в одной галерее в Оттаве, в Канаде.

— В США Марша Таккер организовала вашу выставку в Музее Уитни, но это было много позже. (Марша Таккер — куратор, которая оказывала активную поддержку актуальному искусству из США в 1970—1980-х годах, основатель Нового музея актуального искусства в Нью-Йорке. — OS)

— Да, намного, только в 1972-м, а оттавская выставка состоялась в 1960-х. Был такой человек из Оттавы, Брайден Смит, который активно крутился в художественных кругах в Нью-Йорке. Он и его компаньон купили две мои картины и устроили большую выставку. А потом была Марша Таккер и Уитни. После выставку повезли в Кунстхалле Кельна и в Чикаго.

— Надо ли говорить, какую роль эта выставка и Марша Таккер сыграли в вашей карьере?

— Ха! Когда я оглядываюсь назад, мне кажется, что после нее все в моей художественной жизни закрутилось, быстро-быстро последовало одно за другим. В 1971 году я попал в серьезную автомобильную аварию (в ней также сильно пострадали и чудом выжили жена и сын Розенквиста. — OS). Марша обратилась ко мне с предложением сделать выставку, но мне тогда не хотелось. Она сказала: «Ты понимаешь, или сейчас — или никогда». Через две секунды я согласился.

— Роберт Моррис, который до недавнего времени преподавал в колледже Хантер в Нью-Йорке, сказал, что...

— Роберт? Это скульптор Роберт Моррис?

— Да, тот самый...

— Я и не знал, что он в Хантере был профессором! Я с ним в СИЗО в Вашингтоне сидел! Когда меня привели, я увидел, что в соседнюю камеру завели и его. О! Вот он-то был очень политически активный.

— В интервью журналу Artforum Моррис сказал, что его карьера стала развиваться, когда он познакомился с Ричардом Беллами, который владел галереей Green в Нью-Йорке. Беллами ведь был и вашим галеристом?

— Да, мы с Моррисом были в его галерее. Еще там были Ольденбург, Дон Джадд, Марк Ди Суверо... Мое первое галерейное шоу прошло там.

— Как вы познакомились с Беллами?

— Ха-ха-ха, это смешная история. Дик Беллами был бродягой, уличным поэтом, много пил. Я часто его видел в Cedar Tavern (таверна «Кедр»), где до этого тусовались художники-абстракционисты. Он тоже стал там тусоваться. Он был битником, вместе с Алленом Гинзбургом, Майлсом Форестом, Джеком Керуаком. Все эти парни были очень... экзистенциалистами они были, антиматериалистами, немного романтиками...

©  www.beyondrace.com

Джек Керуак

Джек Керуак

— Были ли они высокомерными?

— Нет, совсем не высокомерными, нет. Но были очень специфическими личностями... Я Дика видел с ними, но не знал его хорошо. Он бывал бездомным, в ужасной форме иногда. Тогда у меня была мастерская на берегу на Манхэттене, как-то я выглянул в окно и увидел трех парней, которые сидели на тротуаре и курили сигары: Дик Беллами, Иван Карп и Генри Гельдзалер из музея Метрополитен. Я постоял и подумал: что за черт? Через какое-то время мне в дверь постучали — это они поднялись. Дик вошел и воскликнул: «Это фантастические полотна, наконец-то я нашел что-то, что могу выставить!» Карп сказал: «Джим, ничего не подписывай!» А Гельдзалер ничего не сказал, он только кружился по студии, как Пятачок, и хихикал. Ну вылитый Пятачок. Смешной был. Дик повторил, что хочет выставить мои работы. Я не возражал, мне было все равно. Когда я писал рекламные плакаты, работяги и маляры стояли и смотрели — я тоже не возражал. И Дик стал приводить в мою студию гостей, показать картины, но мне ничего не хотелось продавать. Как-то Дик привел Роберта Скала.

— Роберт Скал и его жена были крупными коллекционерами тогда?

— Да, самыми крупными и наиважнейшими в Нью-Йорке. Скал пришел, посмотрел и закричал: «Фантастика, великая американская идея!» — и ушел. Дик потом попросил разрешения привести Бертона и Эмили Тремейн (Тремейны были крупными коллекционерами модернистского искусства из США. — OS). Они спрашивают: «Дик, а это полотно сколько стоит?» — а он отвечает: «Извините, это уже продано Бобу Скалу». Я обомлел — я ничего не продавал! Тогда они сказали: «А сколько эти?» Дик ответил им, что $350 и $1100. Они ушли, а Дик сказал мне: чего ты расстраиваешься, ты только что заработал эти деньги, плюс $750 будет от Скала. У меня тогда вообще денег не было, и я решил, что наконец-то смогу заплатить за аренду мастерской, купить краску. А в феврале 1962-го, еще до открытия моей выставки в его галерее, Беллами продал все мои картины. Их выставили, но они были проданы. После развески я и мой приятель-поляк Рей Зенарский сидели на полу и не знали, придет ли кто-нибудь на открытие: мир искусства в Нью-Йорке тогда был очень маленьким. В качестве утешения мы заранее купили ржаное виски и лед. Но, к нашему удивлению, пришло 150 человек. Вскоре, в 1963-м, все мои работы были показаны на выставке «Шестнадцать американцев» в Музее современного искусства (одна из важнейших выставок в истории современного искусства США, куратор — Дороти Миллер. — OS). В 1964-м я опять выставлялся у Дика. А потом я решил уйти от него — у него были проблемы в личной жизни, его девушка забеременела, он не хотел ребенка, хотел закрыть галерею. Я ему прямо сказал: «Дик, чего ты ожидаешь от меня, если ты постоянно грозишься закрыть галерею?» Как-то в самолете из Лос-Анджелеса я летел с Лео Кастелли. Лео сказал: «Джим, если ты надумаешь уходить от Дика, пожалуйста, подумай о моей галерее как о кандидатуре». Тогда же, в 1964-м, я перешел к нему. Мою первую выставку в Париже устроила бывшая жена Кастелли.

— Иллиана Зоннабенд?

— Да, она выставила меня в том же году. В 1965-м я написал полотно на всю комнату F-111 для своей первой персоналки в галерее Кастелли. И с этого момента жизнь стартанула.

— Вы ведь очень долго работали с галереей Кастелли?

— До его смерти.

— Кастелли представлял группу современных художников — Раушенберг, Джонс, Лихтенштейн, — ставших легендарными. Когда читаешь о том времени, кажется, что это был такой сплоченный круг, все друг друга знали, дружили. Так ли это было?

— Нет! Я сначала никого не знал! Когда Дик Беллами пришел в мою студию, он сказал: «Есть один парень, из Нью-Джерси, комиксы рисует». Это был Лихтенштейн. Но я с ним познакомился позже, только в 64-м. Раушенберга и Джаспера Джонса я знал до этого. Еще Агнес Мартин знал. Меня ей представил парень по имени Рэй Джонсон, он был «почтовый» художник — рассылал работы в конвертах (один из отцов-основателей мейл-арта. — OS). Он покончил жизнь самоубийством. Ну, старожилов я знал — Барнетта Ньюмана, Франца Кляйна, де Кунинга... Их я знал дольше всех.

— Вы познакомились через Лигу студентов-художников, где они тоже когда-то учились или преподавали?

— Да нет, в баре мы познакомились. А Энди Уорхола я повстречал в... в 1964 году.

— Какое впечатление произвел на вас Уорхол?

— Очень приятный был парень. Но потом он сильно изменился — очень сильно, стал другой личностью. Он действительно был талантливый художник, мы тусовались в 1964-м. Но он всегда привлекал кого-то то ли вне закона, то ли беженцев: они добирались до Нью-Йорка и начинали тусоваться в его мастерской. А потом он начал дразнить людей. А если людей дразнить, они злятся. Ему пытались навредить, хотя мало кто об этом знает. Ведь некоторые из этих людей были просто сумасшедшими. Был эпизод, когда Пьер Рестани, французский критик, поднялся к нему в мастерскую на лифте, а одна ненормальная устроила скандал против Рестани. И таких людей вокруг Энди было много. Мы с Энди и еще несколькими людьми ездили на завод в штате Нью-Йорк. Когда мы стояли на балконе над большой горой химикатов, кто-то сзади попытался столкнуть Энди вниз, через перила. Я удержал его, мы обернулись — и никого уже не было. Что-то похожее случилось на 78-й улице в Нью-Йорке: мы переходили дорогу, и кто-то сильно толкнул его прямо в поток машин. Мы удержали его, попытались найти обидчика, но разве в толпе людей на улице это возможно? Он стал дразнить людей. Кроме того, он не платил им — он был очень скуп. Постоянно были разговоры: «я сделаю тебя звездой, я сниму тебя в фильме!» — и не платил им. Но, кроме того, вокруг него было много сумасшедших.

Когда мы договаривались об интервью, вы упомянули съемки какого-то фильма.

— Обо мне сняли фильм, а доход от него я и инициатор проекта, одна богатая женщина из Флориды, должны передать на благотворительные цели. Я уже переводил фонды в пользу образования женщин-афроамериканок. Его покажут на канале HBO.Это целая серия фильмов, там будут Барышников, Пласидо Доминго, еще кто-то. Его сейчас монтируют.

Отлично, удачи в проведении выставки и завершении фильма.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • atomniy· 2010-09-17 23:41:56
    Какая прелесть!
  • ebenstein· 2010-09-20 01:02:17
    статья прекрасная! вы смогли не только рассказать множество интересных фактов, но и передать характер этого неординарного человека, браво!
  • sergey-shutov· 2010-09-23 12:38:59
    крутой какой!
  • pervov_georgy· 2010-09-24 16:21:35
    Десятилетия нас потчуют американализационным пойлом. Всей этой чепухой на прогорклом постном масле; лихтенштейнамирозенквистамиворхоламиджасперджонсамиджадамираушенбергамиклоузами. Работает без устали глобаедская манипуляционная машина. Давным-давно чувствуешь несварение?; два пальца в рот - верни всё стряпчим обратно!
    (Кто не понял, - это хеппенинг. От результата продуктов своей жизнедеятельности они могут даже не вытираться. Это же сверхсовременное, ещё тёпленькое, искусство!).

    www.totalrealism.com


  • andreason· 2010-09-26 00:07:52
    абсолютно согласен, автору удалось очень тонко передать характер художника - бунтарь и радикал, авантюрист-одиночка и диссидент (точно-точно))
  • kustokusto· 2010-09-26 01:28:16
    2 pervov_georgy
    Гоша - Джонс-то с Раушенбергом чего под раздачу попали? Видел их в хороших музеях и на выставках - это настоящие артисты.
    Погорячился?
  • pervov_georgy· 2010-09-26 15:38:21
    Для Льва и других.
    Американцы, как известно, любят просторные дома, большие машины, дешёвый бензин и т. д. Вы думаете, что они допускают, что всем остальным на нашей земле тоже должно что-то подобное причитаться да ещё в ущерб возможностям им самим иметь вышеперечисленное? Они понимают, что на всех этого добра не хватит. Современное мироустройство обеспечивает интересы в первую, вторую и третью очередь США и других традиционных стран глобаедов. Все остальные, у кого есть хоть какие-то доблести, получают по собственным силам, но лишь если они сами сумеют вырвать маленький кусочек пока начальство не видит или отвлеклось на пожирание гораздо большего куска, слабым шестёркам им подкидываются кости, слабых же мосек - готовят и пускают на мыло. Кто сейчас читает эти строки сидя в офисе и выполняя нелюбимую на 90% работу (по иронии судьбы возможно в интересах или в сфере влияния США и Запада) должен осознать, что он не стал профессиональным сценаристом, режиссёром, писателем, живописцем, фотографом, графиком, музыкантом и т. д., из-за того, что ими стали мальчики и девочки там. Роли в этом "открытом" мире распределены отнюдь не демократически и с равным доступом к мировому богатству, с возможностями для всех.
    Мои гневные эскапады на опене всего лишь жалкая гиперкомпенсация за унижение представителя(-лей) "второго" или "третьего" мира и выталкивание этого мира в сферу обслуживания мира "первого" - "демократичного", "гуманистичного", "прогрессивного", "самого-самого" и т. д. Я вижу, ощущаю, и осознаю это положение вещей не веря на слово кому-либо, а на основании своего опыта и судьбы художника. Поискал бы я на Западе и в США деятелей в сфере фотоискусства создавших такую стройную, законченную идеологию, непротиворечивую художественную систему в технике фотографии, явивших многочисленные фотопроизведения выводящие фотоискусство во многом на новый технический и интеллектуальный уровень; в конце концов предложивших такую яркую амбицию - как я - тоталреализм. И что? Мои идеи тиражируются в мировых (чит. глобаедских) СМИ? Произведения стоят столько сколько у "лидеров" мирового (чит. глобаедского) рынка? У меня расписан график выставок в лучших музеях (чит. глобаедских)? Никто с нами и мной в частности не собирается делиться даже одним процентом от своих доходов, даже замым захудалым местом на "свободном рынке" не смотря на то, что я или кто-то из нас объективно этого заслуживает. Честная конкуренция в нашем случае пожелание и прекраснодушие для неудачников в неогетто по месту "переферийного" жительства и только глупец или холуй в данных обстоятельствах будет поддерживать мир только для успешных, но сильных и властных. Это, самые общие геополитические расклады - они в моём изложении не оригинальны (оригинальны к примеру у А. Зиновьева и А. Панарина которых надо читать человеку ощущающему себя интеллигентом, а не глобуржуа, только и грезящем о тёплом местечке для задницы в середине чистоплюйной кучки глобалистских "хозяев жизни"), а оригинальна позиция, путь и большой опыт художника позволяющие мне касаться и этико-эстетической проблематики творчества других художников. Да я судья и могу судить! Я смотрю и сужу и не слушаю доводы разводил на бабки. Если отказывать мне в возможности суждения, то тогда надо осудить и тех, кто судит моё суждение. Вернёмся к нашему актору - Розен..., как его там и другим ...бергам, ...джадам. Я и не помню всех их, и нет у меня в них никакой надобности, в далёкой юности следуя стадному чувству, как бы повосторгался и забыл, а всё мне их преподносят и подсовывают, напоминают кого надо любить и чем восторгаться. Вы рекламу кока-колы сколько раз на дню видете? - десятки? Пьёте её? Я не пью. То, что меня не питает стараюсь не употреблять, а почему к тому, что рекламируется в сфере визуального глобалистского безОбразия я должен относиться без настороженности? В 99.9% случаев всех моих с ним соприкосновений (это я осознал как реально пережитый опыт) я им только опустошался и фрустрировался. Вся эта байда хуже и скушнее средней книги, средней телепередачи, новостей из радио я уже не говорю о других гараздо более интересных вещах. Я избавился от фетишей и не верю в идолов. Я не пью кока-колу и отвожу глаза от глобалистского безОбразия - это мусор.

    P. S. К примеру американцы А. Паркер, Дж. Моррисон, коллектив Модерн Джаз Квартета, Э. Уайет и многие другие - великие художники - в самой Америке есть с чем сравнивать.

    www.totalrealism.com
  • kustokusto· 2010-09-29 15:17:00
    Гоша - поставь на кувалду оптический прицел - а то всё расколотишь.
  • pervov_georgy· 2010-09-30 14:05:49
    У "этого всего" пусть будет свой "зальчик" в истории того, что называлось и называется искусством, я совсем не против. Не более того. Зрители там останавливаться не будут, на банкетку не присядут, чтобы повнимательнее что-то рассмотреть. Собственно, я то ведь всё хожу и хожу мимо "этого всего" (примитивного, скучного, убогого), но мне всё время настоятельно сообщают - смотри внимательнее, ты чего-то не видишь, задержись, зацени, поверь в то, что чёрное - это белое, что круглое - это полосатое, а квадратное - в синий цветочек. Сказал им раз - вежливо, второй - учтиво, а в третий - отпрянь гнида глобаедская!
Все новости ›