Слушайте свои «Валенки»!

Оцените материал

Просмотров: 26348

Сочи: «Территория» стыда

Марина Давыдова · 16/09/2011
Показанный в главной здравнице РФ спецпроект фестиваля «Территория» позволил понять, в чем состоит основная проблема современного российского театра

©  Сергей Петров

Полнолуние. Танцевальная группа Театра «Школа драматического искусства»  - Сергей Петров

Полнолуние. Танцевальная группа Театра «Школа драматического искусства»

Есть такой анекдот. Расскажу его как помню.

1947 год. Радиопередача «Сельский час». Голос диктора:
— Молодая доярка Ефросинья Филимонова хочет услышать песню «Валенки». Выполняем просьбу радиослушательницы.
1959 год.
— Передовик производства Ефросинья Филимонова хочет услышать песню «Валенки».
Выполняем просьбу радиослушательницы.
1978 год.
— Герой соцтруда Ефросинья Филимонова хочет услышать песню «Валенки»...
1993 год.
— Заслуженная пенсионерка Ефросинья Федоровна Филимонова хочет услышать… фортепианные пьесы Штокхаузена. (Долгая пауза.) Ефросинья Федоровна, не вые…сь! Слушайте свои «Валенки».


Встреча жителей и отдыхающих города Сочи с современным искусством, которое при поддержке Администрации президента и Минкульта РФ было представлено здесь фестивалем «Территория», разворачивалась по совершенно иному сценарию. На протяжении последних десятилетий обитатели курортного города слушали... — эх, если бы хорошую песню «Валенки»! — своих стасов михайловых и прочих шуфутинских. И никакого современного искусства они не заказывали. Оно было нужно им как рыбе акваланг, а Ромео Кастеллуччи — система Станиславского. Им и так неплохо отдыхалось…

Непобедимый и вездесущий русский шансон несется в городе Сочи из каждой подворотни и из любой точки общепита. В этом городе любят говорить и мыслить красиво. Магазин модной одежды называется здесь «Жан и Параскева», магазин больших хозяйственных сумок — «Пан Чемодан», над маникюрным салоном висит вывеска «Школа наращивания ногтей», на киоске с квасом красуется объявление «Требуется реализатор». Слово «продавец» в городе Сочи кажется недопустимым прозаизмом.

©  Сергей Петров

Полнолуние. Сольный танец Такетеру Кудо

Полнолуние. Сольный танец Такетеру Кудо

Архитектурный облик вожделенного курорта, не считая выросших тут недавно дорогих современных отелей и безразмерно-депрессивной брежневской «Жемчужины», определяет в основном сталинский ампир. Колонны, фронтоны, портики… Посреди колонн можно слушать Чайковского, смотреть балет «Жизель», рассматривать выставку рисунков Репина. Проверенная временем отечественная классика волшебным образом вписана в России вообще (и в Сочи особенно) в контекст отечественной попсы, а анонс концерта Валерия Гергиева на местных афишах аккуратно примостился между группой «Мираж» и Валерием Меладзе. Но произведения Штокхаузена и ему подобных никакой Гергиев в Сочи исполнять не будет. За такое надругательство над хорошим вкусом тут можно и по морде схлопотать.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • Anna Koblova· 2011-09-16 22:09:16
    Не в бровь, а в глаз! Согласна с Вами по поводу всего вышесказанного, но один вопрос. Вы действительно считаете г-на Григоряна не бездарностью? С большим уважением к Вашему мнению и театральному Анна Коблова.
  • Anna Koblova· 2011-09-16 22:10:44
    " театральному опыту" - момент волнения при написании налицо
  • interRaptor· 2011-09-17 04:05:58
    Марин, может, лучше ехать туда, где нас нет, а?
  • vapolina· 2011-09-17 12:41:13
    Анна, во-первых, фамилия г-на Григорьяна пишется через мягкий знак. И поскольку упомянутая вами фамилия принадлежит какому-то другому человеку, а не режиссеру Филиппу Григорьяну, то можно считать, что вопрос не про него.
    Во-вторых, вы уверены в том, что у кого-то из нас, театральных критиков (несмотря на весь наш богатый опыт), и вас - искушенных зрителей, есть настоящий рецепт, как отличить бездарность от таланта?)
    Мы рецепты знаем, но предпочитаем ими не пользоваться, иначе аналитический текст превращается в приговор. А это уже за пределами нашей профессии.
    Марина, прости, что я вступилась ;)
  • Roman Lvovitch· 2011-09-17 13:50:45
    "Авангард" своей противоестественностью человеческой природе только усугубляет падение народа во всё более и более глубокую яму попсы. И то, и другое, зло в равной степени, два конца одной палки. Попробуйте сделать хоть что-то, на новый лад продолжающее художественные принципы Станиславского, Чайковского, Репина и прочих классиков, и, может быть, люди к вам потянутся рано или поздно. Но для этого нужен недюжинный талант, а самовыражаться-то все хотят, и побыстрее. В этом-то всё и дело.
  • Roman Lvovitch· 2011-09-17 13:53:14
    (Филиппа я знаю с Мисхора 1980-го года, очень милый был ребёнок. Спектаклей его, к сожалению, я не видел. Так что мой текст, конечно же, был не про него, а вообче.))
  • kustokusto· 2011-09-17 14:09:51
    О, публика - ты, вобщем - дура.
    Но я люблю твой глупый мозг.
    Как меценат влюблён в колоратуру,
    Или топор - в колоду и помост.
  • pockemon· 2011-09-17 22:29:16
    Наверное нужно выбирать площадки для современного театра, а не пускаться в авантюры с сочинской массовой публикой, тогда недоразумений будет меньше, смех не такой саркастичный, поза пониже. Жалко людей, действительно занимающихся "современностью", но вынужденных выступать перед публикой, весь культурологический код которой создали Петросян и Михайлов. Так что, если все к месту, то и статей подобных писать не надо было. А тут из танка - да по воробушкам!
  • Sergey Zyatkov· 2011-09-20 13:48:07
    Согласен с pockemon.
    Нужно точнее ориентировать публику (в данном случае была нужна адресная небольшая аудитория и нормальная видеозапись для большой интернет-аудитории), а на более широкий круг делать продуманные проекты, популяризующие современное искусство, а не отталкивающие от него людей.
  • Viesel· 2011-09-23 15:52:31
    >Так, как будто они не в веселых Сочах, а в унылой Ницце, в которой до сих пор никто не догадался ужинать под громко звучащие три аккорда и открыть «Школу наращивания ногтей».

    Автор хочет нас уверить, что на Лазурном берегу нет салонов по наращиванию ногтей?
  • Валерий Сторчак· 2011-09-27 23:46:38
    Автор хочет нас уверить, что такие спецпроекты по распилу госбюджета на культуру очень по лазурному европейски.
  • vapolina· 2011-10-04 01:04:53
    Знаете, Валера, вы в своем репертуаре - злы и довольно банальны. Автор в этом тексте сообщил как раз обратное вашему утверждению - если вы внимательно читали текст. Этот проект, как и все другие проекты фестиваля Территория и нашей команды, не имеет никакого отношения к распилу бюджета. Как правило, мы еще добавляем к бюджету и вкладываем все собственные ресурсы, чтобы сделать честно и художественно. Вы видно слышали где-то миф про бюджет и про распил - так вот это не более чем миф )
  • Валерий Сторчак· 2011-10-16 00:54:10
    Просто скажите сколько Вы добавили лично к бюджету и я извинюсь, Полина.
    А еще лучше: каков был бюджет?
    А еще лучше: каков бюджет всей "Территории"?
    А еще лучше: 70 млн. долларов на "Платформу" Серебренникова - это и есть источник, откуда были добавлены деньги?
  • satourn· 2011-10-28 05:11:24
    Roman Lvovitch, так ведь авангард как раз и продолжает - как и просили, на новый лад - художественные принципы Станиславского и Чайковского (за Репина, впрочем, не поручусь; могу, однако же, со своей стороны, предложить Сурикова или Серова). И если порой может показаться, что этот новый лад противен человеческой природе (хотя что понимать под этой последней, ещё вопрос), - то это вряд ли проблема авангарда. Он всего лишь пытается быть честен, и пенять тут стоит совсем не на него.
  • ирина фатнева· 2011-10-29 01:41:43
    скучнющий он, этот ваш авангард, вот, что я вам скажу.
  • satourn· 2011-10-29 05:12:44
    Ирина, ну уж не скучнее "Валенок".
Все новости ›