Оцените материал

Просмотров: 6420

R.E.M.: главное

Сергей Степанов · 10/04/2008
Честный путеводитель по дискографии уважаемого рок-состава
На этой неделе выходит новый альбом «Accelerate» большой американской рок-группы R.E.M. В разное время R.E.M. гордо носили знамя колледж-рока, осваивали стадионную риторику, сочиняли смирный пасторальный поп, а теперь вот вновь показали зубы и мускулы
Пластинка, с которой все началось

«Murmur» (1983)

Дебютный альбом R.E.M. вышел в апреле 1983-го, а уже к концу года поставил на уши всю Америку. Журнал Rolling Stone в декабрьском номере так разошелся, что назначил «Murmur» лучшим альбомом года, в обход самой продаваемой пластинке Майкла Джексона («Thriller»), последней записи The Police («Synchronicity») и переломной — U2 («War»). Реноме «Murmur» ничуть не пошатнулось и четверть века спустя — больше того, есть мнение, что ничего лучше R.E.M. за все это время так и не записали. Рецепт успеха группы был очень прост: звонкая гитара Питера Бака, певучий бас Майка Миллса, целеустремленная барабанная дробь Билла Берри и самозабвенное «бу-бу-бу» певца Майкла Стайпа. Эффект был произведен выдающийся: инди-рок, каким мы его знаем, — безусловная заслуга R.E.M. вообще и их первой пластинки в частности. Так, с первыми аккордами «Radio Free Europe», американский колледж-рок выбился в люди, а губастый умник Стайп — в число самых самобытных сочинителей своего времени. «Очень часто это были даже не слова, а так, набор звуков», — признался впоследствии Майкл. Но было поздно.

Ключевые треки: «Radio Free Europe», «Talk About The Passion», «Catapult»

Пять пластинок R.E.M., без которых нельзя

«Fables Of The Reconstruction» (1985)

R.E.M.: главное
Третью пластинку R.E.M. продюсировал гуру британского фолка Джо Бойд (Fairport Convention, Ник Дрейк), а записывалась она в хмуром и дождливом Лондоне, но ни фолка, ни каких-либо признаков британскости на «Fables» не было и в помине. Это концептуальный альбом, посвященный американскому Югу и демонстрирующий ранних R.E.M. в наилучшей форме — хотя сами музыканты его не слишком жалуют: в процессе работы над «Fables Of The Reconstruction» группа захандрила и едва не распалась. Но об этом знают только ее поклонники — в истории же останутся размашистый гитарный рифф из «Driver 8», степенная мудрость «Maps And Legends» и еще несколько песен, без которых золотой фонд R.E.M. был бы немыслим. Хотя, по правде, и без следующего их альбома «Life’s Rich Pageant» (особенно часто поминаемого группой на концертах) обойтись довольно сложно.

Ключевые треки: «Driver 8», «Maps And Legends», «Feeling Gravity's Pull»

«Document» (1987)

R.E.M.: главное
Прощание R.E.M. с независимым лейблом I.R.S. символичным образом совпало с их разворотом в сторону нового, стадионного звучания, чему поспособствовал первый в карьере группы большой хит «The One I Love». Свидетельством смены курса был не только этот классический ныне мастер-класс на тему «Как сочинить поп-шлягер, будучи инди-группой», но, например, и кавер-версия одной из вещей Wire — определенно, с постпанковским прошлым было покончено. Финальным штрихом стала размещенная строго посередине трек-листа программная скороговорка «It's The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine)», которая катапультировала R.E.M. в сонм американских пророков.

Ключевые треки: «The One I Love», «Disturbance At The Heron House», «It's The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine)»

«Out Of Time» (1991)

R.E.M.: главное
Первая запись R.E.M., возглавившая альбомные чарты по обе стороны Атлантики, официально засвидетельствовала их дебют в высшей рок-н-ролльной лиге: тут вам и десятимиллионный тираж, и призовой хет-трик на церемонии «Грэмми», и песня, которую и сегодня угадает с одной ноты кто угодно. Совпавшая с духом эпохи «Losing My Religion» — единственный в истории музыкального бизнеса мегахит с солирующей мандолиной — стала одним из символов 90-х (неслучайно, наверное, ее название стало эпиграфом к одной из глав «Жизни после Бога» канадца Коупленда, автора манифеста «иксеров» и — впоследствии — хорошего приятеля Стайпа). Есть здесь и поразительно жизнерадостная «Shiny Happy People», как-то раз исполненная R.E.M. в компании лохматых уродцев из «Улицы Сезам», и редкой силы угрюмая баллада «Low», и любимейшая песня Майкла Стайпа «Country Feedback». Местами дико напряженный, местами совершенно безмятежный фолк-рок образца «Out Of Time» звучал до того гармонично и оказался R.E.M. настолько к лицу, что именно эту их инкарнацию немедленно захотелось назвать классической. Но правы были те, кто подождал с выводами еще год.

Ключевые треки: «Losing My Religion», «Low», «Endgame»

«Automatic For The People» (1992)

R.E.M.: главное
Через год послужной список R.E.M. пополнился их самой зрелой, самой мудрой и самой красивой пластинкой, остающейся вершиной дискографии группы и по сей день. Преимущественно акустические песни о жизни, смерти, невинности и скорби в сопровождении симфонического оркестра под художественным руководством экс-басиста Led Zeppelin Джона Пола Джонса произвели бархатную революцию: никогда еще кровоточащая искренность не уживалась на одном диске с практически былинным эпосом. Боно назовет «Automatic For The People» «величайшим из незаписанных кантри-альбомов», а Курт Кобейн застрелится, слушая «Everybody Hurts» — душещипательную рефлексию на тему участившихся в начале 1990-х случаев молодежного суицида. Сочинив и записав дюжину песен на века, Майкл Стайп (приходящийся крестным отцом Фрэнсис Бин, дочери Кобейна и Кортни Лав) не позарился на лавры Боно и не повторил судьбу Курта — после выхода «Automatic For The People» один из популярнейших рок-составов планеты погрузился в 15-летний летаргический сон, который многие сочли творческим кризисом.

Ключевые треки: «Drive», «Sweetness Follows», «Nightswimming»

«Reveal» (2001)

R.E.M.: главное
Между тем возвращение группы на пьедестал состоялось еще семь лет назад — другое дело, что выбранная на тот момент R.E.M., отметившей 20-летний юбилей, игровая дисциплина оказалась безоблачной поп-музыкой, которой не постыдились бы и The Beach Boys. В проигрыше остался разве что мейджор Warner — в середине 90-х менеджеры Warner подписали с группой рекордный по тем временам 80-миллионный контракт, но вместо стройного ряда нашпигованных хитами бестселлеров получили несколько славных пластинок, лучшая из которых разошлась по США жалким тиражом в 415 тысяч копий. Справедливости ради, как минимум один шлягер на альбоме был — песню «Imitation Of Life» особенно полюбили в Японии, где она впервые в истории группы возглавила национальный хит-парад.

Ключевые треки: «Saturn Return», «I’ve Been High», «All The Way To Reno (You're Gonna Be A Star)»

Не для всех
Голос меньшинства, который стоит услышать


«Up» (1998)

R.E.M.: главное
Преступно недооцененная пластинка, под клетчатой обложкой которой оказалась пара-тройка самых точных и пронзительных песен, которые когда-либо выходили из-под пера Стайпа. Да, это первый — по определению кризисный — альбом, записанный без Билла Берри (однажды рухнувшего на сцену прямо во время концерта и на протяжении девяти дней находившегося на грани жизни и смерти с диагнозом «мозговая аневризма», а в 1997-м подавшегося в фермеры). Да, он не может похвастаться ни цельностью классических записей R.E.M., ни цепкостью ранних. Да, фокус с синтезом рок-музыки и электроники куда лучше удастся их друзьям и поклонникам из Radiohead. Но за одну песню «The Apologist» альбому можно простить и отсутствие фокуса, и наличие буклета с текстами (впервые в истории группы), и разные шероховатости. А за предположительно адресованную Берри безысходную нежность «Why Not Smile» — вообще все на свете.

Ключевые треки: «Why Not Smile», «The Apologist», «Lotus»

Осечка
Альбом, который стоит проигнорировать


«Around The Sun» (2004)

R.E.M.: главное
Предпоследний альбом R.E.M. оказался их первым безоговорочным провалом — факт неудачи пришлось признать не только прессе, но и поклонникам, и даже — в преддверии релиза «Accelerate» — самим музыкантам. Выпущенный в разгар поддержанной R.E.M. антибушевской кампании, «Around The Sun» затянут, уныл и беззуб — он запомнился лишь двумя действительно хорошими песнями: пацифистской «Final Straw» и записанной при участии рэппера Q-Tip «The Outsiders».

Ключевой трек: «The Outsiders»

Раритет
Редкая вещь, которую стоит найти


Christmas Fan Club Singles (1988—2007)
Официальный фан-клуб R.E.M. может считаться образцовым фан-клубом. Во-первых, скромный членский взнос не изменился с 1980-х ни на цент ($10 для резидентов США, $12 — для всех остальных). Во-вторых, поклонники группы из года в год имеют возможность первыми приобрести реально лучшие билеты на ее концерты (это при том, что вывесками «солд-аут» гастроли R.E.M. сопровождаются по умолчанию). И, наконец, каждый год членам фан-клуба рассылаются рождественские подарки — CD, DVD и винилы с песнями, не издаваемыми более нигде. Подарков этих накопилось уже 20 штук — и некоторые из них нет-нет да всплывают на eBay.DVD


Иметь дома

«Perfect Square» (2004)
Самый убедительный из дюжины официально обнародованных гастрольных документов группы, заслуженно считающейся одним из лучших концертных составов современности. К видеоверсии роскошного 23-песенного сета, записанного летом 2003 года в немецком Висбадене, прилагаются занимательный фильм о турне R.E.M. в Шотландии и несколько концертных видео с Трафальгарской площади в Лондоне.

The Best Of The Rest
Еще 20 песен R.E.M., которыми уместно завершить коллекцию


«1,000,000» [Live] — CD «And I Feel Fine» (2006)
«Cuyahoga» — CD «Life’s Rich Pageant» (1986)
«Strange Currencies» — CD «Monster» (1994)
«Be Mine» — CD «New Adventures In Hi-Fi» (1996)
«Country Feedback» [Live] — CD «In Time: Raritees & B-Sides» (2003)
«So. Central Rain» — CD «Reckoning» (1984)
«I Took Your Name» — CD «R.E.M. Live» (2007)
«Theme From Two Steps Onward» [Demo] — CD «And I Feel Fine» (2006)
«Swan Swan H» — CD «Life’s Rich Pageant» (1986)
«Hairshirt» — CD «Green» (1988)
«Bang And Blame» — CD «Monster» (1994)
«Electrolite» — CD «New Adventures In Hi-Fi» (1996)
«The Great Beyond» — CD «Man On The Moon» (1999)
«Animal» — CD «In Time: The Best of R.E.M. 1988—2003» (2003)
«Orange Crush» — CD «R.E.M. Live» (2007)
«Stand» — CD «Green» (1988)
«What's The Frequency, Kenneth?» — CD «R.E.M. Live» (2007)
«We Walk» [Live] — CD «And I Feel Fine» (2006)
«Pretty Persuasion» — CD «Reckoning» (1984)
«Star Me Kitten» (feat. W.S. Burroughs) — CD «In Time: Raritees & B-Sides» (2003)

 

 

 

 

 

Все новости ›