Леонард Коэн, только что украсивший альбомом шестую декаду кряду, в заметках из города, где он родился и иногда живет
Если вам кажется, что на свете слишком много кавер-версий песни «Hallelujah», приезжайте в Монреаль. В глазах девяти из десяти приезжающих сюда групп лучшим способом дать зрителю понять,Читать!
Кем и чем Коэн является для Монреаля и всей Канады, понять несложно. Достаточно вспомнить, что лет двадцать назад никто не слышал ни об Arcade Fire, ни о Лесли Файст, ни о Руфусе Уэйнрайте, ни тем более о The Weeknd с Deadmau5. Лет двадцать назад словосочетание «музыка из Канады» ассоциировалось с Брайаном Адамсом, Селин Дион и Сарой Маклахлан, в лучшем случае с Crash Test Dummies, в идеале — с Нилом Янгом. Ну и понятно, что Коэн в этом смысле — не только индульгенция за все национальные грехи перед человечеством, включая Nickelback, но и константа, каких мало. Превосходные пластинки Коэна украшали 60-е («Songs from Leonard Cohen»), 70-е («Songs of Love and Hate»), 80-е («Various Positions»), 90-е («The Future»), нулевые («Ten New Songs»). И вот теперь — 2010-е.
Где-то между делом Коэн заводил бурные романы, о которых потом пел, и уходил в монастырь; снимался для ТВ и озвучивал современную киноклассику; вдохновлял артистов в диапазоне от Джеффа Бакли до U2; наконец, остался стараниями менеджера без пенсионного фонда и вернулся, чтобы ездить по миру с трехчасовыми концертами. На недавней пресс-конференции по поводу выхода «Old Ideas» у Коэна вежливо спросили, не кажется ли ему изнурительным собственный гастрольный график. На это 77-летний музыкант, ухмыльнувшись, напомнил о своем и ныне практикующем учителе из дзен-буддийского центра в Калифорнии: «Я прошел хорошую подготовку у своего наставника — ему сейчас сто четыре».
Так вот, «Old Ideas», 12-й альбом Коэна, начинается со слов обращающегося к Леонарду («спортсмену, пастырю и ленивому сукину сыну в костюме») бога и не опускается ниже с ходу взятой планки практически ни разу. Это десять простых, красивых и мудрых песен на излюбленные мастером темы — любовь и секс, душа и смерть, — звучащих при этом не как стариковские нравоучения, а так же живо и свежо, как и написанные сорок пять лет назад «Suzanne» или «The Partisan». В его исполнении песни под названиями «Amen» или «Darkness» — это не пять центов в вековую копилку, а единственно важные, итоговые, окончательные высказывания на тему.
Впрочем, о том, что Коэн — великий поэт, знают более или менее все. Как, наверное, и о том, что в музыку 33-летний Леонард, один из известнейших на то время поэтов Канады, подался в надежде на лучшие заработки. И хотя лирика «Old Ideas» достойна наивысших похвал, то же самое можно сказать в этот раз и о Коэне-певце (кто еще может источать мед с ядом, проговаривая строчки «Even though you have to hate me / Could you hate me less?»), и о Коэне-музыканте. Явно войдя во вкус по ходу недавних гастролей, он временно забыл о своем увлечении синтезаторами, избрав инструментарий, который его песням идет куда больше: гитары, ненавязчивые клавишные, девичьи бэк-вокальные гармонии — вплоть до тандема Коэна и акустической гитары на «Crazy to Love You», впервые за много лет напоминающего его ранние альбомы.
Эффект от прослушивания «Old Ideas» — драгоценный, неожиданный и редкий опыт. Что-то такое — в смысле уровня уважения, помноженного на градус восхищения и припечатанного ярлыком instant classic, — сопровождало когда-то релизы «Time Out of Mind» Боба Дилана и «American V» Джонни Кэша. С той лишь (существенной) разницей, что Дилану на момент выхода «Time Out of Mind» не было и шестидесяти, а «American V» вышел уже после смерти Кэша. Новый альбом Коэна сохраняет баланс между кэшевской исповедальностью и дилановской наблюдательностью, между остротой ума и силой влечения, между старыми идеями и их свежими прочтениями. Золотая середина — не имеющая ничего общего ни с конформизмом, ни с посредственностью, но находящая комфорт и смысл в том, что другим кажется диким хаосом.
Единственный вопрос, который нынешний Коэн образцово-показательно игнорирует, это его новоиспеченный статус деда: прошлой зимой Лорка Коэн родила дочь Руфусу Уэйнрайту — выдающемуся монреальскому певцу (исполняющему в числе прочего «Hallelujah») и гей-иконе (девочку воспитывают Лорка, Руфус и его партнер — немецкий продюсер Йорн Вайсбродт). Как ни крути, но появление на свет ребенка по фамилии Уэйнрайт-Коэн —
Читать!
Было бы здорово.
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452205
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343646
- 3. Норильск. Май 1269944
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897950
- 5. Закоротило 822559
- 6. Не может прожить без ирисок 784600
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761730
- 8. Коблы и малолетки 741982
- 9. Затворник. Но пятипалый 473288
- 10. ЖП и крепостное право 408263
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404423
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371606