Оцените материал

Просмотров: 62807

Как заработать на музыке?

Катя Руднер · 08/08/2008
СЕССИОННОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Денис, сессионный музыкант

©  Варвара Акатьева

Как заработать на музыке?



Во время учебы в Гнесинке я играл в джаз-банде, наживал связи. Как-то мне позвонил знакомый и сказал, что молодой группе из Владивостока для съемок клипа нужен клавишник, — так мы познакомились с Ильей Лагутенко. Когда группа стала набирать обороты, меня позвали в годовой тур по России. С тех пор я успел поиграть у Найка Борзова, Земфиры и уйти в группу «Токио», где тружусь и по сей день.

Вообще, профессиональных музыкантов на нашей рок-сцене мало, все друг друга знают и кочуют из группы в группу. Если иностранные артисты приезжают выступать неполным составом, промоутеры клубов звонят знакомым музыкантам и просят выступить. Я работал, например, с братом Тома Йорка. Пары репетиций хватает — на этом уровне ноты учить не приходится, просто сидишь дома и слушаешь диск артиста. Конечно, предлагали мне много раз играть с певцами вроде Лаймы Вайкуле или Андрея Губина, но под фанеру выступать не хочется.

Платят за выступления всегда по-разному: средняя цена концерта — 350 долларов, у Киркорова можно заработать 500, у «Ночных снайперов» — 200, а за корпоратив Земфиры я как-то получил 1200 у.е. У Лагутенко мне платили гарантированную зарплату и гонорары за выступления, у Борзова я получал 8% от концерта. Но вообще-то все звезды стараются платить музыкантам поменьше: например, если ты выступаешь с группой, записываться в студии просят за идею. Но процентов с продажи альбома я не получаю, значит, человек я нанятый, и время мое должно оплачиваться. Размер гонорара и является коэффициентом профессионализма для людей вроде меня, и меньше чем за 500 долларов играть не соглашаюсь. Но и сам отношусь к работе с полной отдачей, даже если меня «покупают».

ОРГАНИЗАЦИЯ ГАСТРОЛЕЙ
Маша, букинг-агент

Мы организуем всё, от крупных концертов до корпоративов. А я должна связываться с агентами артиста, договариваться об условиях, доводить дело до контракта. Почти весь день я провожу онлайн, часто веду деловые разговоры в ночи (из-за разницы во времени), а утром уже надо ехать на встречу с московскими партнерами.

Договориться об условиях — самая нудная часть работы. Иногда на это уходит от нескольких месяцев до года, но есть артисты, на переговоры с которыми потратишь лет пять. И дело не только в деньгах. Некоторые принципиально не хотят выступать в России. Словом, приходится вести долгие переговоры по электронной почте, это в общей сложности около 1000 писем на проект средней величины. Бывает, что, отправив письмо на час позже конкурента, ты теряешь артиста.

Наше агентство делает мероприятия только на деньги заказчика, так что мы, как правило, ничем не рискуем, но можем не заработать ни копейки или даже сработать в минус. Назвав стоимость мероприятия под ключ и не учтя каких-то расходов, мы покрываем их из своего кармана. Например, однажды мы с артистом опоздали в аэропорт, следующие рейсы отменили из-за непогоды, в результате сорвался вечерний концерт в другом городе. За это меня здорово оштрафовали, а агентству пришлось выплатить огромную неустойку.

Но вообще букингом и организацией концертов в России заработать можно, и неплохо. Затраты и риск, конечно, огромные: на один местный транспорт уходит порядка 2000 у.е., еще 20—50 тысяч у.е. на рекламу, а гонорар артисту и вовсе может доходить до 1—3 млн, а ведь есть еще проживание, фрахт, технический райдер и куча подводных камней.

При моем положении я имею гарантированную зарплату не меньше 2000 долларов и процент от мероприятия, который устанавливает босс. Мой максимальный бонус — 5000 у.е., но, как правило, я получаю меньше половины от этой суммы.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • seafarer· 2008-08-15 14:41:48
    Спасибо, очень интересный репортаж
  • malbatros· 2008-08-19 20:49:35
    Мне тоже нравится, даже если профжаргона в тексте много. (Что это такое сет я, на примерь, не знаю.) Про 15.000 у.е. за месяц работы, это реально? Бывает ли люди, которые так хорошо зарабатывают, или это скорее гипотетическая сумма?
  • katyarudner· 2008-08-19 21:11:33
    malbatros: все цифры реальные, то есть все фигуранты этого текста утверждают, что именно таков их ежемесячный доход.
  • malbatros· 2008-08-20 04:02:28
    Спасибо! Но ведь есть большая разница между реальным доходом 15.000 у.е. и потенциальным доходом, который бывает, но изредка. Так что 15.000 у.е. это максимум, да?
  • katyarudner· 2008-08-21 17:55:42
    malbatros: максимума в этом деле быть не может - Виктор Дробыш, к примеру, за 15 000 палец о палец не ударит. На мой взгляд, приведённая в тексте статистика говорит сама за себя: фиксированный доход можно иметь лишь если дело поставлено на поток, и ключевое слово в нём не музыка, а бизнес - как у пиратов и рингтонщиков. При любом другом раскладе довольствоваться приходится разовыми гонорарами, так что доход артиста зависит лишь о того, сколько проектов он в силах "потянуть" за месяц.
  • glebis· 2008-09-15 20:14:49
    Непонятно только, зачем эта анонимность в случае, когда речь идет не о пиратстве, это пожелание интервьюируемых, или автора материала?
  • mike2008· 2008-09-16 04:05:05
    Интересно,а jazz fusion кому-нибудь в России нужен?
    Попса-то ясно процветает...
  • mike2008· 2008-09-16 04:07:43
    Попсу в 5-7 аккордов легко писать,но стыдно,по крайней мере для меня...
  • mike2008· 2008-09-16 04:12:07
    Смотрите чем я занимаюсь и если понравится что,берите без бабок,слава в молодости была,а сейчас она мне не нужна...
  • mike2008· 2008-09-16 04:13:27
    Пришлю все треки-пользуйтесь.
  • alexandraskazka· 2008-09-23 23:35:30
    Спасибо Екатерине. Материал дает полный информационный срез картины российского профессионального музыкального рынка. Статью можно сравнить с серией короткометражных фильмов. Ничего лишнего.
  • dimetil· 2008-10-07 19:10:35
    Спасибо!
    Очень интересный обзор.
    На мой взгляд не хватило 2-3х ролей:

    - арт-директора или собственника рок-клуба (или клуба с живой музыкой)
    - музыканта кавер-группы
    - джазового музыканта
    - рок-музыканта (т.е. группы, которая исполняет свою музыку)
  • realityboy.ru· 2009-09-14 11:45:09
    Если музыкант талантлив, он может объеденить несколько способов заработка, а то и все .
  • JohnSong· 2011-02-20 10:08:09
    В любом случае, нужно стремится к тому, чтобы заработок не зависел от количества продуктов за единицу времени. Полезно выстраивать пассивный доход... Вот об этом бы побольше статей...
    А чтобы зарабатывать 15,000 в месяц - перед этим нужно много поработать... хотя бы для портфолио. Если знакомых нет в шоубизе.
Все новости ›