На основании многочисленных таблиц мы можем составить фоторобот российского мейнстрима.

Оцените материал

Просмотров: 35043

Поп-механика

Игорь Лисник · 21/10/2009


2. Кто зарабатывает на концертах и как составляется рейтинг «50 самых богатых знаменитостей» журнала Forbes?


И вот тут-то кроется самая большая проблема. Точнее, причина, по которой улыбающиеся лица российских поп-знаменитостей могли бы красоваться не на обложках журналов, а на стендах «Их разыскивает налоговая полиция». Дело в том, что русский шоу-бизнес, несмотря на свои жалобы по поводу пиратства, сам остается зоной полулегальной — или даже, скажем жестче, криминальной сферой деятельности. Слишком много платежей, а в первую очередь тех, что выплачивается в виде концертных гонораров или вознаграждений за корпоративные мероприятия, проводится с помощью «серых» схем. Конечно, через администрацию артиста можно выяснить, например, каков гонорар артиста за одно мероприятие. Но никто и никогда не скажет, сколько звезда заработала за год на своих концертах — открытых и тем более закрытых.

Главный редактор российского Billboard Илья Буц в разговоре с корреспондентом OPENSPACE.RU рассказывал, что, после того как журнал наладил публикацию российских чартов продаж, редакция попробовала взяться за концертные сборы российских артистов. «Да вы что, с ума сошли? На Западе никто не открывает этих цифр», — передает Илья эмоциональную реакцию российских артистов и промоутеров. Одновременно с этим Илья показывает рубрику Boxscore, которую русский Billboard перепечатывает из западной версии журнала. В этой рубрике говорится, что сборы за три концерта Пола Маккартни в Нью-Йорке составили 12 миллионов 775 тысяч 662 доллара при разбросе цен на билеты от 49 долларов 50 центов до 275 долларов. Все три раза был аншлаг. Другой вопрос, что подобную степень прозрачности может позволить себе только тот, кому нечего скрывать. Например, Пол Маккартни.

Отчасти, наверное, этим объясняется довольно прохладная реакция российских звезд на рейтинг «50 самых богатых знаменитостей» в русской версии журнала Forbes. Лидер одной из самых коммерчески успешных рок-групп пятилетки Рома Зверь пару лет назад лично говорил мне, что цифры, которые приводит Forbes на своих страницах, не соответствуют действительности. «Да врут они все, — пишет мне заместитель главного редактора журнала Forbes Николай Мазурин, который курирует составление данного рейтинга, в ответ на вопрос, почему звезды обвиняют журнал в явных завышениях их доходов. И сам же объясняет причину: — Дело в том, что все наши звезды не платят (ну или почти не платят) никаких налогов».

Поэтому приходится довольствоваться тем, что дают. Как написано в самом журнале, «приведенные в рейтинге цифры — экспертная оценка, основанная на анализе данных, предоставленных самими участниками списка, независимыми аналитиками, а также сведений о тиражах музыкальных альбомов и книг… рекламных контрактах, гастрольном графике артистов». В составлении рейтинга помогают эксперты — продюсеров, промоутеров, администраторов, журналистов (полный список респондентов каждый раз публикуется в августовском номере журнала, когда выходит данный рейтинг). Но фактически все респонденты журнала готовы оперировать исключительно примерными категориями. Понятно, что редакция всячески пытается свести эти экспертные оценки к единому знаменателю, но о точности здесь говорить сложно. И естественно, что разложить доходы артиста по статьям (концертные гонорары, выплаты за корпоративы, рекламные контракты, роялти, авторские отчисления) не представляется возможным. Сумма доходов артиста публикуется как данность, даже если большая часть из них осела в карманах продюсера.

И тут надо сказать о коренном отличии российского шоу — бизнеса последних лет от мировой практики. Нашим звездам гораздо проще зарабатывать на корпоративах и новогоднем чесе, чем на мощных турах хотя бы в рамках страны. Естественно, для загрузки корпоративными заказами надо иметь некоторую репутацию и медийный ресурс, но все это — «не для простых людей». Даже Алла Пугачева — безусловная королева российской поп-музыки, поклонники которой насчитываются и среди самой взрослой, и среди наиболее обеспеченной части населения, не смогла взять планку всероссийского тура. Планировалось, что в своем гастрольном прощании Алла Пугачева пробудет с апреля 2009 года по апрель 2010-го. Но запала и публики, и самой примадонны едва хватило на десяток городов. И вот уже в сентябре главной темой публикаций и сюжетов, связанных с А.Б., стали не отчеты о ее «грандиозном шоу», а скандальное деление ее экс-зятем Русланом Байсаровым и ее дочерью Кристиной Орбакайте сына Дени. Шоу, конечно, не менее грандиозное. В общем, если даже Алла Борисовна провалила кассовые мероприятия, то что уж говорить о других поп-звездах? К этому противоречию между «известностью» и «популярностью» мы еще вернемся.

Итак, за последние два года в журнале Forbes было опубликовано два рейтинга российских «богатых и знаменитых» — в августе 2008 и 2009-го. На место в нем влияли не только заработки артиста, но и его известность — публикации в СМИ, а также и количество поисковых запросов в «Яндексе». Именно этим объясняются отличия между местом в «рейтинге популярности» и позицией в «рейтинге доходов» у того или иного артиста. Начнем с прошлогоднего. Стоит отметить, что из рейтинга журнала мы убрали шоуменов и юмористов, а также вывели за скобки спортсменов, оставив только музыкантов, которые (в основной своей массе) лидерами top-50 по доходам не являются. Хотя часто опережают тех же спортсменов по известности в СМИ и в интернете.


Рейтинг журнала Forbes, август 2008 года


Место в рейтинге
популярности
(место по доходам)
Артист Доход, $
1 (9) Дима Билан 4 600 000
2 (11) Алла Пугачева 4 400 000
3 (13–15) Валерия 3 600 000
4 (8) Филипп Киркоров 4 900 000
5 (13–15) Николай Басков 3 600 000
6 (13–15) МакSим 3 600 000
7 (35–36) Земфира 2 200 000
8 (39–40) Жанна Фриске 1 800 000
9 (24–26) Кристина Орбакайте 2 600 000
10 (48–49) Тимати 1 000 000
11 (12) Валерий Меладзе 4 200 000
12 (50) t.A.T.u 900 000
13 (27–30) «Мумий Тролль» 2 500 000
14 (16) «Дискотека Авария» 3 500 000
15 (41–42) «Уматурман» 1 700 000
16 (38) Сергей Трофимов (Трофим) 2 000 000
17 (35–36) Григорий Лепс 2 200 000
18 (49) «Серебро» 1 000 000


Обратите внимание, что, например, тот же Тимати или Жанна Фриске, чья известность зашкаливает за все возможные пределы, заработали не так много. Их обошли «гораздо менее известные»: и Сергей Трофимов, и Григорий Лепс, не говоря уж о группах «Мумий Тролль» или «Дискотека Авария». А появившаяся пять лет назад певица МакSим не дотянула до Аллы Пугачевой, отметившей сорок лет карьеры, «чуть-чуть» — 800 000 долларов. Также заметьте, что из 18 позиций данного рейтинга четыре есть в нашей десятке популярности, составленной по данным продаж легальных компакт-дисков. Это все те же МакSим с Аллой Пугачевой, а также Сергей Трофимов и Григорий Лепс.


Рейтинг журнала Forbes, август 2009 года


Место в рейтинге
(Место по доходам)
Артист Доход, $
1 (7) Алла Пугачева 3 700 000
2 (8-9) Дима Билан 3 600 000
3 (11-13) Филипп Киркоров 3 000 000
4 (33-34) «Ранетки» 1 300 000
5 (22-23) Николай Басков 1 900 000
6 (35-39) МакSим 1 200 000
7 (35-39) Жанна Фриске 1 200 000
8 (33-34) Валерия 1 300 000
9 (40) Сергей Лазарев 1 100 000
10 (17-18) Валерий Леонтьев 2 300 000
11 (44) Тимати 800 000
12 (26-29) Кристина Орбакайте 1 500 000
13 (26-29) «Мумий Тролль» 1 500 000
14 (46-47) Глюкоза (Наталья Ионова) 600 000
15 (30-32) Сергей Трофимов (Трофим) 1 400 000
16 (26-29) Григорий Лепс 1 500 000
17 (46-47) Юлия Савичева 600 000
18 (48-50) Земфира 500 000
19 (35-39) Олег Газманов 1 200 000


Опять же — в рейтинге «самых зарабатывающих» сохранили свои места и Алла Пугачева, и МакSим, и Григорий Лепс с Сергеем Трофимовым. Они и в этот раз обошли по доходам и Тимати, и Жанну Фриске. Добавилось еще одно совпадение с рейтингом по данным продаж — группа «Ранетки». Итого — половина из тех, чьи компакт-диски были лидерами продаж. Нет группы Centr, которую сложно представить на корпоративе. Нет Игоря Крутого, который основную часть своих денег зарабатывает как продюсер, а не как концертирующий музыкант. Нет Андрея Бандеры и Стаса Михайлова, которые, похоже, еще не набрали популярности у устроителей всевозможных частных мероприятий. Нет группы «Бумбокс», которая в полной мере «российским артистом» не является, поскольку ее участники числятся гражданами Украины, а значит, в данном рейтинге она не учитывается. Так же, например, как и группа «ВИА Гра».

Теперь давайте посмотрим на ситуацию с концертами. В том же Forbes, например, обозначено, что Дима Билан за II квартал 2009 года (с апреля по июнь) дал… 21 концерт. Из них шесть мероприятий — не являются полноценными сольными концертами, а проходят как рекламные шоу или мероприятия брендов вроде фестиваля Love Radio или «Евровидения». Между тем те же «Ранетки» дали за этот же период около 70 концертов (в некоторых городах по два подряд). Подавляющее большинство из которых именно кассовые мероприятия с продажей билетов, а не рекламные или промошоу! И даже группа «Бумбокс», которых не показывали по телевизору с той же частотой, как героя «Евровидения», выступали гораздо чаще. Ничего не напоминает? Помните, мы выше говорили об Алле Пугачевой, чей гастрольный тур свернулся, почти не начавшись, хотя по телевизору он получил, наверное, самый большой объем бесплатного промо? Получается, что объем присутствия в телевизоре уже не равняется признанию в массах. «Ранетки», конечно, в телевизоре присутствуют. Но фактически на одном-единственном канале, в отличие от вездесущей Аллы Борисовны.

Опять же, «Ранетки» почти в 10 раз обошли Диму Билана по запросам в поисковой системе Yandex — 15 700 000 обращений против 1 600 000. Обошел Диму Билана, пусть и ненамного, Сергей Трофимов. У него 1 700 000 обращений. На втором месте — певица МакSим. У нее — 4 900 000, что перевесило даже число запросов по теме Comedy Club (включая персональные обращения к резидентам Гарику Мартиросяну, Сергею Светлакову и Павлу Воле). Получается, что телевизионный имидж «первых поп-лиц» — не всегда выдерживает проверку.

Картина русского шоу-бизнеса отражается в средствах массовой информации, как в кривом зеркале. Персонажи, которые не сходят с журнальных страниц или с экрана телевизора, ЧАСТО не являются в полном смысле слова «популярными артистами». И вся шумиха вокруг их имен провоцируется с одной-единственной целью: обеспечить артиста корпоративными заказами, а не популярностью в массах. Массы, как выясняется, хотят платить свои деньги совсем не тем людям, которых им старательно показывают по телевизору или крутят по радио, если речь не идет о радио «Шансон».

Кстати, именно по этой причине мы не стали обращаться к рейтингам радио- и телеротаций. Дело в том, что, на наш взгляд, все эти рейтинги — голосование пассивное. То есть условный Дима Билан, чей клип крутится по семь раз в день, может, и не вызывает отторжения у публики. И один его хит люди готовы слушать. Но вот платить за это деньги они не готовы. При условии, конечно, что они не входят в оргкомитет «Евровидения» или правление крупной компании, выбирающей, куда потратить представительский бюджет конторы.

Зато мы попробовали обратиться в Российское авторское общество, одну из самых суровых институций, ведущих мониторинг поп-рынка. Постоянный автор газеты «Коммерсантъ» Борис Барабанов в своем блоге на сайте Slon.ru предположил, что данные РАО могут стать одним из самых точных индикаторов популярности артиста: чьи песни чаще исполняются, кто получает больше всех «публички», у кого больше всего зрителей на концерте, тот и в топе. Постановка вопроса, наверное, справедливая. Правда, мы, например, для нашего исследования просили просто назвать десять имен авторов, которым в прошлом и позапрошлом году были выплачены наибольшие сборы. И были согласны получить их без конкретных сумм выплаченных вознаграждений. На это пресс-секретарь РАО Марина Мурадова ответила нам, что «мы сошли с ума» и этих данных нам никто не даст, поскольку они представляют собой «коммерческую тайну». Так что к роли аудитора рынка РАО, к сожалению, пока не готово.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • AScannerDarkly· 2009-10-21 18:24:34
    А кто такие "Аквариум", где-то в серединке?
    А разве скачивание хитов на телефон это объективное сопоставление? Это какая-то совсем зелёная молодёжь покупает рингтоны, вообще бесплатное осуществление этой операции распространено достаточно широко.
    А как же группа фабрика? Не дотянула, видимо... А Галкин слился потому что по совместительству?
    Выходит, что те кто жаждет реализовать себя на корпоративах не уделяют внимание народному голосованию. Однако все радуются, когда в топе.
    Я, думаю, что оценка верна, для мейнстрима-2, а первый мейнстрим никаким оценкам не поддаётся.

    Игорь Лисник • 21/10/2009 Поп-механика
    Сергей Евдокимов. Замкнутый «Шире круг», 20.10.2009
    Денис Бояринов. Каков поп? 19.10.2009


    Трилогия, ребзя.
    Я предлагаю конкурс читателям OPENSPACE!
    Даже два конкурса! На лучший анализ трилогии о классификации попсы!
    На выполнение фоторобота мейнстрима по сценариям Игоря Лесника, может народ из другого какого раздела подключится. 10$ за первое место, единичные работы рассматриваются, как техническое поражение (не зачёт) в отсутствие конкуренции.
  • leesnick· 2009-10-21 18:32:24
    ну, так и задумывалось, видимо, как трилогия. "Аквариум" не входит в десятку самых продаваемых артистов, к сожалению. Что касается рингтонов, то если вы обратили внимание - у нас не рейтинг бесплатных закачек, а данные от операторов мобильного контента.

    Фабрика - да, не дотянула. Это целиком и полностью группа для корпоративов. Галкин слился потому, что он юморист, а не певец. И сольных альбомов у него не было.

    и вывод у вас немного не правильный. те, кто жаждет реализовать себя на корпоративах, в первую очередь уделяют внимание медийному шуму, а не концертам-альбомам-дискам. да, место в топе всякому приятно. но, как показывает исследование, "корпоративные" артисты в них попадают не сильно часто.
  • AScannerDarkly· 2009-10-22 12:57:17
    Благодарю. Вот я и хотел сказать, что рейтинг бесплатных закачек был бы многим объективнее (уверен, +аргумент в вашем исследовании), понятно, что это не инструмент. Ну, про трилогию следует к boyarinov обратиться.
    Спасибо, это трудоёмкое исследование и, возможно, ближе вас к цели не подбирался никто.
Читать все комментарии ›
Все новости ›