Оцените материал

Просмотров: 13942

Топ-12: Юрий Чернавский

Денис Бояринов · 16/03/2012
Посвящается 65-летию композитора и продюсера, познакомившего СССР с дискотекой

Имена:  Юрий Чернавский

Топ-12: Юрий Чернавский
17 марта исполняется 65 лет Юрию Александровичу Чернавскому — композитору и продюсеру, без которого у нас не было бы многих шлягеров дискотек, фильма «АССА», групп «Мираж» и «Ласковый май», слов «попса» и «фишка», продюсерского центра Record 2.0, — короче говоря, наш мир был бы куда более уныл. OPENSPACE.RU сердечно поздравляет юбиляра, вспоминая его знаковые песни.


1.
«Красные маки». «Кружатся диски»

Оставив в 1975-м вольный и хлебный ансамбль Муслима Магомаева, увлеченный джаз-роком саксофонист Юрий Чернавский занялся освоением клавишных и аранжировкой в вокально-инструментальных ансамблях — сначала это была «Фантазия», потом «Красные маки» при Тульской филармонии. Идея записать к Московской Олимпиаде диско-альбом «Кружатся диски» принадлежит поэту-песеннику Игорю Кохановскому. По сути, эта концептуальная пластинка — 40 минут прямого эфира с дискотеки, которой заправляет влюбленный диск-жокей, — отработка госзаказа. Советскому государству нужно было показать гостям-иностранцам, пакующим чемоданы в Москву, что в стране в изобилии есть и дискотеки, и танцевальная музыка. Для этого загодя снимались пропагандистские фильмы, разъясняющие населению, что дискотека — это не то же самое, что фонотека. ВИА на госденьги записывали кавер-версии иностранных хитов с диско-басом (например, «Синий иней»). Чернавский справился с гораздо более сложной задачей — превратил в диско-гимны песни молодых советских композиторов на стихи молодых советских поэтов. Идеальный жирный бит, почти как у американцев, был записан практически вручную — с помощью метронома, одной древней драм-машины и супербарабанщика Юрия Китаева, которого Чернавский притащил за собой из «Фантазии». Заглавная песня на музыку Давида Тухманова на долгие годы стала хитом на школьных и студенческих дискотеках.

Вот как выглядит советская дискотека в 1980-м: девушки в национальных костюмах братских республик пританцовывают за прилавками магазина «Мелодия»



2.
«Динамик». «Мама купила мне гитару»

В «Маках» Юрию Чернавскому было скучно и грустно — мешали худсоветы, в которых заседали «партийные динозавры». Он хотел собрать свою рок-группу, тем более что не хватало только вокалиста: верные друзья — басист Сергей Рыжов и барабанщик Юрий Китаев, «лучшая ритм-секция Советского Союза», были готовы на все. Вокалиста встретили в ресторане при гостинице «Салют» на Ленинском проспекте — его звали Владимир Кузьмин, он пел вместе с Александром Барыкиным в группе «Карнавал» и страшно хотел самостоятельности. Два магнитоальбома новоиспеченной группы «Динамик» записали за два месяца 1982 года тут же — в банкетном зале «Салюта». Юрий Чернавский опять себе поставил головоломную задачу — сделать из простецких песен Кузьмина (про Спортлото и отдых с пивком на пляжу) фирменные песни а-ля Police и Genesis, причем в условиях абсолютной технической недостаточности. Многоканальную запись имитировали хитроумной расстановкой микрофонов. Ему удалось — магнитоальбомы русскоязычного нью-вейва молниеносно разошлись по стране. В июне 1982-го «Динамик» зарегистрировался при Ташкентском госцирке и тут же поехал в турне по стране, собирая стадионы и дворцы спорта. По окончании этой гастроли авторитарный профи Чернавский разругался с честолюбивым Кузьминым. «Кузя начал до отказа тянуть одеяло на себя, — рассказывает Чернавский. — Я солист, я должен быть главный командир. Ну, главный так главный. Мы молодые были, заводные. Кому это было важно. Поэтому я ушел доруливать свои “Бананы”, и мои ребята ушли за мной».

А вот уже советская дискотека образца 1982-го — статисты слегка переигрывают, потому что это съемка американо-советского телемоста. Обратите внимание, за клавишами — Юрий Чернавский



3.
Юрий Чернавский, Владимир Матецкий. «Здравствуй, мальчик Бананан»

«Банановые острова» — легендарный советский магнитоальбом, который по иронии судьбы так толком и не был издан в России. Подробная и опять же сугубо российская (в духе «Левши») история его записи подробно описана в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». В 1983-м Юрий Чернавский записал этот шизофренический альбом на двухдорожечный магнитофон, склеил пленку по миллиметрам, сделал мастеринг вместе с Юрием Богдановым, подпоив сторожей и проникнув в студию «Мелодии». Помимо Рыжова и Китаева, на «Островах» записались музыканты из известнейшего советского ансамбля «Веселые ребята», которые из-за популярности альбома играли песни с него вторыми, неофициальными отделениями на своих концертах. Вокальные партии проскрипел сам Юрий Чернавский, который не нашел подходящего певца. Самая известная песня «Островов» — «Здравствуй, мальчик Бананан» — вдохновила Сергея Ливнева на написание в 1987 году сценария фильма, впоследствии известного как «АССА» (кстати, первоначально он и должен был называться «Здравствуй, мальчик Бананан»).

Советская дискотека в ялтинском ресторане образца середины 1980-х, воссозданная социальнокритическим гением Сергея Соловьева



4.
Юрий Чернавский, Владимир Матецкий. «Я робот»

Второй всесоюзный хит с альбома «Банановые острова», входивший, по воспоминаниям Артемия Троицкого, в 1984 году в топ-5 у советских диджеев, игравших с магнитных пленок. Слава о Юрии Чернавском после «Островов» пошла далеко, дошла до официальных лиц и привела к неоднозначным последствиям. Например, его выжили из его подвальной студии, где записывался альбом, и пригласили на съемку «Голубого огонька — 84», где Чернавский с Матецким исполняли как раз «Я робот». Странная песня, сочиненная на азимовский сюжет, в телеэфир, разумеется, не вошла, зато на съемках Чернавский познакомился с Аллой Пугачевой, для которой он на некоторое время стал главным композитором и, что сложнее, авторитетом.

Юрий Чернавский изображает Гари Ньюмана в клипе, снятом гораздо позже, в 1990-м



5.
Алла Пугачева. «Сирена»

Песни Юрия Чернавского, сочиненные для Пугачевой, впервые прозвучали в мюзикле для взрослых Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Сезон чудес», в котором художник ищет вдохновения в деревне: психоделическая «Белая дверь», киноклип на которую крутили в «Утренней почте», и романтическая «Отражение в воде», следы которой были позже обнаружены в песне Пэрис Хилтон. Совершенно гениальная и недооцененная «Сирена» прозвучала в другом мюзикле Юнгвальда-Хилькевича (но уже для юношества) — «Выше радуги», ставшем хитом проката и одним из первых фильмов в СССР, вышедшем на лицензионных видеокассетах.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • luna111· 2012-03-17 08:54:24
    Кстати, его новая работа в Голливуде "A merry Christmas" в исполнении суперзвёзд!
    http://www.youtube.com/watch?v=m42ZWmedKJc
  • luna111· 2012-03-17 09:12:57
    А здесь и сцены съёмок этой уникальной акции:
    http://www.youtube.com/watch?v=xEsMrSA26fM
  • Dima Cher· 2012-03-18 10:54:38
    An unbelievable achievment by that guy !!! I wish i can see more work from him !
Читать все комментарии ›
Все новости ›