Я пытался сочинить абсолютную бессмыслицу. Это оказалось очень-очень трудной задачей.

Оцените материал

Просмотров: 17039

Бликса Баргельд и Карстен Николаи: «Мы все делаем иначе»

Денис Бояринов · 11/03/2012
Авторы исследовательского проекта ANBB, в котором мяукает Верушка, об игре в ассоциации и фантомных «давай-давай»

Имена:  Бликса Баргельд · Карстен Николаи

©  Raster-Noton

ANBB

ANBB

На предстоящей неделе в Санкт-Петербурге и Москве выступит проект ANBB – совместное аудиовизуальное предприятие экс-садовника, художника и электронщика Карстена Николаи (Alva Noto) и короля вокального перформанса, фронтмена Einstürzende Neubauten Бликсы Баргельда. Мессир Баргельд отодвинул свою легендарную группу на второй план (альбома не было уже пять лет и не предвидится) и вовсю увлечен ANBB, в котором Николаи возводит минималистичные электронные ландшафты под импровизационное пение, мелодекламации, орлиный клекот и звериный вой Бликсы.

Баргельд и Николаи называют ANBB совместным исследовательским проектом, всячески подчеркивают равноправие сторон и короткие видеоинтервью дают только вместе, забавно усаживаясь плечом к плечу перед видеокамерой макбука.


– Когда вы решили, что проект ANBB может выступать живьем?

Бликса Баргельд: Сразу. ANBB начался с живых выступлений. Первый перформанс состоялся… э-э-э...

Карстен Николаи: В 2007-м.

Баргельд: Треки, которые вышли на альбоме, игрались на выступлениях задолго до того, как были записаны в студии. Некоторые из них на самом деле были записаны во время лайвов. Песня «Once Again», например.

«Once Again»


– Мистер Баргельд, в какой мере ANBB является продолжением вашего «псевдонаучного» вокального соло-проекта Rede/Speech?

Баргельд: Ни в какой. Они абсолютно не связаны.

– Но по форме они похожи – вы демонстрируете фокусы звукоизвлечения с помощью голоса. К тому же в перформансах Rede/Speech вы тоже исполняли песню «Mole in the Ground».

Баргельд: Это было всего однажды. Я использовал слова из песни, а не саму песню – это не одно и то же. Песня-то, кстати, народная аппалачская.

– Я знаю.

Баргельд: Голос один и тот же – мой голос, йа. Я использую свой голос – не только в проекте с Карстеном, но и в сольных перформансах, и в группе Einstürzende Neubauten. На этом все сходства заканчиваются.

«I Wish I Was a Mole in the Ground»


– В одном интервью вы называли композиции ANBB «музыкальными эссе». Чему посвящены эти эссе, когда они собраны в одну книгу? Есть ли какой-то концепт, который связывает песни на альбоме «Mimikry»?

©  Thomas Rabsch

Бликса Баргельд

Бликса Баргельд

Баргельд: Не думаю.

Николаи: «Mimikry» – это просто коллекция песен, выстроенных в определенной последовательности. Это не концептуальный альбом, который чему-то посвящен и в котором каждая песня раскрывает конкретную тему.

Баргельд: Мне кажется, я старался избегать конкретных тем.

– Мистер Николаи, чего вы добивались, придумывая звуковое оформление для ANBB?

Николаи: У меня не было какой-то пре-концепции. Самое интересное в коллаборации – это процесс совместного творчества, наблюдать, как нечто появляется из ничего. Давайте я вам расскажу, как мы работаем. Мы с Бликсой интересуемся многими сферами жизни. В студии у нас висит огромная белая доска – на ней написаны фрагменты текстов, сделаны зарисовки каких-то структур, прикреплены рисунки и фотографии. Кстати, эту доску можно видеть в буклете к диску – она сфотографирована в развороте. На этой доске постоянно идет работа – там появляется что-то новое. И суть проекта ANBB в том, что это постоянная work in progress – это незавершенное исследование.

Баргельд: Вы должны понимать, что ни один перформанс ANBB не похож на другой. Каждый раз мы все делаем иначе.

Николаи: Я преимущественно студийный музыкант. Привык работать исключительно в студии – придумывать, записывать, редактировать, обрабатывать и снова записывать. Это норма для электронных музыкантов. У Бликсы другой подход – он идет на сцену и работает там: он там придумывает, импровизирует, поэтому бОльшая часть того, что вы знаете как ANBB, была сочинена и зафиксирована прямо на сцене – во время перформансов. Для меня это было необычно и удивительно.

©  Raster-Noton

Карстен Николаи

Карстен Николаи

– Как у вас возникла идея пригласить помяукать в треке «Katze» знаменитую модель Верушку? Тоже на сцене?

Баргельд: В студии. У нас было много звуковых набросков – предзаписей. Один из них был посвящен хаммонд-органу. Точнее, тому, как звучание хаммонд-органа можно подкрутить, сделав поинтереснее. Знаете, какой интересный звук издает хаммонд-орган, которому понижают темп? Такой: «Уууииууу» (изображает). Как будто кот кричит на крыше. Карстен собрал и отредактировал из этих предзаписей трек. Я назвал его «Katze». А потом я вспомнил о своей старой подруге Верушке, которая большая кошатница – у нее десятки этих кошек. Так и случилось.

«Katze»


– Сыграли в свободную ассоциацию.

Баргельд: Вообще-то любой творческий процесс – это игра в свободную ассоциацию. Чтобы создать что-то, ты должен связать между собой то, что раньше было не связано. Это и называется ассоциацией. Ассоциация есть суть творчества.

– В одной из песен ANBB я расслышал русское «давай-давай». Какая у вас была на этот раз ассоциация?

©  Thomas Rabsch

Бликса Баргельд

Бликса Баргельд

Баргельд: Я пытался сочинить что-нибудь совершенно дикое – абсолютную бессмыслицу. Это оказалось очень-очень трудной задачей. Я начал со случайного сочетания слогов. Взял слог «da». Приставил к нему «wai». Получилось «da-wai-da-wai-da-wai». Я ничего не хотел этим сказать.

Николаи: Есть такой феномен – «фантомные слова». Когда в одном сочетании звуков человек распознает совершенно другие, основываясь на своих ассоциациях. Вот это именно такой случай.

Баргельд: На наших выступлениях в России будет много русского. Мы купили синтезатор русской речи, так что я смогу по-русски разговаривать. К вашему удовольствию.


ANBB (Alva Noto & Blixa Bargeld) выступает 14 марта в «Космонавте» (СПб.), 15 марта – в Milk (Москва)

 

 

 

 

 

Все новости ›