Остается тело, из которого ушел дух донжуанства, опустившийся мужик, Моцарт-кутила без Моцарта-творца.

Оцените материал

Просмотров: 13289

Моцарт, «Дон Жуан», Черняков

Борис Филановский · 08/10/2010
Черняков делает оперы-фильмы. Не фильмы-оперы, а наоборот

Имена:  Дмитрий Черняков · Теодор Курентзис

В Большом театре с 28 октября пройдет серия премьерных показов моцартовского «Дон Жуана» в постановке Дмитрия Чернякова. Это будет – с поправкой на местные театральные реалии, несколько иной состав певцов и музыкальное руководство Теодора Курентзиса – спектакль, который впервые показали этим летом на фестивале в Экс-ан-Провансе. И который БОРИС ФИЛАНОВСКИЙ посмотрел по веб-трансляции, разглядев новый этап взаимоотношений Жуана – Моцарта и Командора – отца.


Эта статья – самый что ни на есть бессовестный спойлер. Потому что спектакль Чернякова хорошо бы смотреть как детектив, много раз и без подсказок, разгадывая мотивацию и взаимодействие персонажей. Но пусть будет спойлер, без него никак не выйти на более общие соображения.

Черняков предпринял серию острейших драматургических ходов. Одни из них связаны со структурой повествования, другие – с переосмыслением персонажей. Первый акт поделен на мелкие сцены, между которыми довольно долгие паузы, опускается занавес и зрителей уведомляют, сколько дней прошло между сценами (которые у Моцарта происходят встык одна за другой) и даже между отдельными номерами, а бывает даже – между речитативом и той арией, вступлением к которой он служит. Это похоже на Триера: по ходу сцен тебя выворачивают наизнанку, зато между сценами проводят четкие остраняющие границы. Например, после первой сцены проходит не пять минут, а пять дней, и вторая сцена – это не спазматические рыдания Анны над не остывшим еще телом Командора, а ритуальная истерика перед его портретом на похоронах.

Персонажи сделаны родственниками по женской линии: Донна Анна – дочь Командора, Церлина – дочь Анны от первого брака, Эльвира – ее кузина, Жуан – муж Эльвиры. Большая итальянская семья. Семейный портрет, так сказать, в интерьере. Этот портрет – все сидят за массивным столом, во главе которого Командор – нам начинают показывать в полной тишине еще до увертюры (фирменный прием Чернякова).

Все пространственно стиснуто. Общество (оно же – аристократическая среда) спрессовано до «ячейки общества», семьи-клана, и почти перекрыты выходы из нее. Это поддержано единством места действия (ясно, что это такая абстракция, multi-functional, какой в реальном доме не бывает) – кабинет-библиотека-гостиная-столовая. (Примерно так же в традиционной постановке одна и та же стена и площадка перед ней может служить то улицей, то рыночной площадью, то двором.)

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:28

  • Rheingold· 2010-10-08 16:46:25
    такое ощущение, что автор этого панегирика сто лет не ходил в оперу и не видел ни одного из тысячи Дон Жуанов, которые были поставлены Черняковым...ну, главное с чего-то начать...но не мешало бы БФ все же ознакомиться с длинным донжуанским списком, давно составленным в Европе...а потом, протрезвев, уже и писать про Чернякова, который-де так выдрессировывает оперных певцов, что те превращаются в феноменальных драматических актеров...что за нравы у нынешней тусовки? кукушки, да петухи...
  • KL· 2010-10-08 19:18:43
    Ага, кукушки, да петухи. Отчего только в [упомянутой предыдущим оратором] Европе очередь на Чернякова?
  • Rheingold· 2010-10-08 22:32:38
    тысячу дон жуанов поторопился приписать Чернякову, но имел в виду тысячу режиссеров до него, отработавших все темы, которые проэксплуатировал в своей версии наш русский гений, задумав пленить своим искусством свет...
  • gaveston· 2010-10-08 23:09:25
    Хороший этюд. В духе добротно выполненного комментария к своду догматических вопросов, подобно "Сентенциям" Петра Ломбардского. Вот только лишь трактовка морального императива как внешней силы и традиции как парадигматики вызывает некоторое недоумение... Первый как раз таки по смыслу своему абсолютно свободен, а интерпретация второй как-то нелепо переносится в сферу синхронии...
  • tridi· 2010-10-08 23:26:32
    Статья большая, читать скучно. Автор напрягает. Но этот напряг - не приводит к озарениям))) Гора - рождает мышь)
    Да и опера-фильм - уже давно не новость - "Война и мир" Прокофьева - это и есть опера-фильм. Так её и ставили.
    Господи, как хочется увидеть "аутентичного" моцартовского "Дон Жуана" - без химии смысловых передёргиваний, которая на западе уже всех достала.
  • tridi· 2010-10-08 23:44:04
    Если соединили бы современные режиссёрские "выкрутасы" с современными оперно-авангардными "шедеврами" - народ точно перестал бы ходить в оперу). Интересно, сколько десятилетий ещё потребуется, чтобы "современной режиссёрской болезни", то бишь произволу и дурновкусию было запрещено прикасаться к гениальной музыке и эксплуатировать её в скандально-меркантильных интересах?
  • bf· 2010-10-09 00:03:37
    <<Если соединили бы современные режиссёрские "выкрутасы" с современными оперно-авангардными "шедеврами" - народ точно перестал бы ходить в оперу

    Опять пальцем в небо. Как раз на такое народ и ходит – взять хотя бы "Девочку со спичками" Лахенмана, "Любовь издали" Саариахо или "Письма к Вермееру" Андриссена. Просто это другой народ.
  • tridi· 2010-10-09 00:19:57
    На всём этом заумно-рефлексирующем фоне выскажу совершенно новую и свежую мысль: КАКАЯ ЖЕ ГЕНИАЛЬНАЯ ОПЕРА - "ДОН ЖУАН"! Вот о чём имело бы смысл написать в статье и, конечно же, о Моцарте - неужели он был таким же человеком, как все мы - ел, пил и нуждался в деньгах - как мы?)
    А очередные режиссёрские "находки" - какое мне дело до них? Новости подобного рода - уже давно не новость)
  • tridi· 2010-10-09 00:37:41
    //Опять пальцем в небо. Как раз на такое народ и ходит – взять хотя бы "Девочку со спичками" Лахенмана, "Любовь издали" Саариахо или "Письма к Вермееру" Андриссена. Просто это другой народ.//

    Другой народ?) - Назовите имена, пароли, явки)

    И аргументация - бездоказательна. Приведите цифры статистики, что народ ломится на перечисленные опусы, как на оперы Моцарта, Верди, Пуччини.

    Кстати, не пальцем в небо, а сердцем - большая разница)))
  • tridi· 2010-10-09 01:02:11
    Добрейший Моцарт - тебе и при жизни было не сладко. А теперь - снова за тебя взялись, используют твою музыку в качестве фона для очередных фантазий без тормозов). Зазывают идти на модного режиссёра, а не на Моцарта. Что за мир перевёртышей.
  • bf· 2010-10-09 12:56:30
    Пора уже нам с Триди местами поменяться. Пусть идет на Спейс колумнистом, а я буду брызгать слюной в комментариях. Еженедельно Триди будет громить бездуховный авангард. А то жалко ведь, такой графоманище пропадает.

  • pv· 2010-10-09 20:59:31
    Борис, спасибо за содержательную статью о моцартовском Творении -- может быть, величайшей современной опере.
  • tridi· 2010-10-09 23:57:26
    Уважаемый bf, а что - вы уже тоже решили громить бездуховный авангард? ))) Правильно, давно пора! Неужели это означает, что вы перестраиваетесь, чтобы идти в духе со временем?). Ещё чего гляди - так и Лету,если Бог даст - переплывёте))) Для меня врагов нет - лишь бы шёл человек по пути истины))) А по-поводу "графоманища" - пожалуйста, не употребляйте термины, в которых вы мало чего смыслите))) Только не принимайте это за обиду - просто констатирую факт)
  • tridi· 2010-10-10 00:07:35
    bf, оцените - каким бы был ваш рейтинг без комментариев столь нелюбимого вами "графомана"))) Кстати, по-поводу "слюны" - это вы зря. Разве вы не заметили в комментариях - россыпи оригинальных идей?)
  • karambolina· 2010-10-10 00:47:24
    bf is cool but tridi rules!
  • tridi· 2010-10-11 23:07:31
    Сделаем паузу - скушаем Twix)
  • gaveston· 2010-10-12 03:10:51
    Что интересно - в оригинале был Kit Kat...
  • nobirukova· 2010-10-14 20:12:49
    а я всегда говорю, что всем местным музыкальным критикам (Поспелов, Филановский, Бирюкова и т.д.) не стоит браться за театральные рецензии. Не не понимают они ничего в театре и за свою жихнь видели полторы постановки Дон Жуана в какой-нибудь Мариинке и там же вагнеровское Кольцо. Но берутся судить...Пишите о своей музыке, призывайте общественность слушать ваши опусы и опусы ваших друзей. А Черняков, Дон Жуан - это вам не по зубам.
  • bf· 2010-10-15 01:27:15
    to nobirukova

    "...ну какой у лобковой вши романтический идеал. Но тем не менее это так. Это трудно понять, потому что вы в первую очередь считываете колоссальную агрессию – так иногда играют Этюд Шопена опус 24 № 11. Плюс ригидность, неумение принять иное, обиды бесконечные, инфантилизм, осознание собственного лузерства и т.д. Этот сложный дискурс (который в первую очередь надлежит рассматривать в психоаналитических терминах) по сути очень романтичен." (Десятников)
  • tridi· 2010-10-15 23:42:52
    Неужели сам Десятников? Какие гениальные мысли!
  • tridi· 2010-10-16 00:02:36
    И ведь всё, вероятно, пропустил через себя)
  • karambolina· 2010-10-16 20:55:02
    согласна, лучше чем десятников на эту тему никто еще не сказал
  • tridi· 2010-10-16 22:06:42
    Бесконечно-девятый вал научного марксизма-авангардизма казалось бы всё начисто снёс - все критерии духовных ценностей, оставив после себя лишь философию цинизма и централизованного глобализма). Всё - авторитетов больше нет! Но Моцарт - попробуйте сказать что-либо плохо о его музыке. И тогда даже обыватель заподозрит, что его дурят)
  • bf· 2010-10-17 10:41:30
    to gaveston

    <<<трактовка морального императива как внешней силы и традиции как парадигматики вызывает некоторое недоумение...

    Спасибо за содержательный комментарий. Моральный императив как нечто внешнее это ведь не я придумал, а Моцарт. Ведь как иначе показать на сцене абстрактные вещи и понятия. Да так их и показывали в разных моралите или во франц. лирической трагедии. Нормальная вещь для музыкального театра.

    Насчет парадигматики не очень понял, что не так. В тексте Чернякова сильны и горизонтальные связи, внутритекстовые, синтаксические, и вертикальные – соотнесенные с другими текстами (напр. другими постановками ДЖ), парадигматические. Вроде нормальное словоупотребление.
  • gaveston· 2010-10-17 16:58:56
    Уважаемый Борис. В принципе, оба вопроса терминологические. Если Вы под "моральным императивом" понимаете некую догматическую систему морали, то тогда всё ясно. Но если "моральный императив"="императиву категорическому" в смысле Канта, то он внешним быть не может. То же и с парадигматикой. Если брать это как тернин proprement dit, то в лингвистическом плане он относится к синхронному срезу системы языка. Традиция же постановок не является синхронной системой. Поэтому не совсем понятно в каком смысле употреблено это слово.
  • bf· 2010-10-17 19:26:47
    Ув. gaveston, термины "синтагматика" и "парадигматика" я употребляю в том же смысле, в каком они употребляются в классическом уже труде Левона Акопяна «Анализ глубинной структуры музыкального текста» (1995).

    <<<Традиция же постановок не является синхронной системой

    О ней вообще нельзя говорить в этих терминах. Точно так же нельзя говорить об истории музыки как о синхронной системе – однако же в индивидуальном опыте и акте восприятия она присутствует именно в синхронном, сжатом виде.

    Насчет императива Вы, наверное, правы; считайте это наивным словоупотреблением человека, далекого от философии.
  • conductor· 2010-10-17 23:19:59
    Друзья!!! Приглашаю Вас на оперу "Дон Жуан" Исполняют студенты Ипполитовки. Возможно это не так серьёзно как в "Большом", но постановка традиционная + молодые лица и свежие голоса. Пишите на почту conductor69@mail.ru
  • tridi· 2010-10-25 00:20:04
    //Моральный императив как нечто внешнее это ведь не я придумал, а Моцарт. Ведь как иначе показать на сцене абстрактные вещи и понятия. Да так их и показывали в разных моралите или во франц. лирической трагедии.//
    Моцарт уж точно - ничего подобного не придумывал. И всегда выражался предельно ясно)
    Абстракция - это не одно и тоже, что - символика или аллегория)
Все новости ›