Плюс ко всему Владимир Абрамович увлекся балетом.

Оцените материал

Просмотров: 18422

Петер Феранец: «Опера, в которой есть фраза “Вова, ты понимаешь, что ты идиот”, прозвучала бы слишком сильно»

Кирилл Иванов · 14/12/2011
Экс-музрук Михайловского театра о своей отставке, отмене «Жизни с идиотом» и других производственных конфликтах

Имена:  Андрей Жолдак · Владимир Кехман · Петер Феранец

©  www.peterferanec.com

Петер Феранец

Петер Феранец

В Михайловском театре очередные кадровые перестановки. На днях стало известно, что пост главного дирижера коллектива покидает Петер Феранец, занимавший эту должность с июня 2009 года. Новым музыкальным руководителем с 1 января 2012 года станет Михаил Татарников, до сих пор работавший в Мариинском театре: де-юре — в качестве штатного дирижера, де-факто — в качестве правой руки Валерия Гергиева. На первый взгляд это назначение выглядит очередным витком скандального соперничества между Михайловским театром и другими оперно-балетными домами страны — напомним, что 1 декабря труппа Михайловского балета пополнилась экс-премьерами Большого театра Натальей Осиповой и Иваном Васильевым.

Однако, по имеющейся у OPENSPACE.RU информации, назначение Михаила Татарникова лишь первый этап в многоходовой комбинации, затеянной Михайловским театром и Мариинкой на пути совместного долгосрочного сотрудничества, в перспективе способного радикально преобразить расстановку сил в российском музыкальном театре. Похоже, что мечта генерального директора Владимира Кехмана о возрождении объединенной Дирекции императорских театров начинает воплощаться в жизнь. Комментировать эту информацию бывший главный дирижер Михайловского ПЕТЕР ФЕРАНЕЦ отказался, зато рассказал OPENSPACE.RU о причинах своего ухода.


— Сообщение о вашей отставке прозвучало как гром среди ясного неба: обе оперные премьеры, которыми вы руководили в прошлом сезоне («Катя Кабанова» Леоша Яначека и «Богема» Джакомо Пуччини), получили — едва ли не впервые за всю новейшую историю Михайловского театра — единодушную поддержку критики и профессионального сообщества. Почему после столь явного успеха театр решил отказаться от ваших услуг, да еще в разгар сезона?

— Как вы понимаете, по чисто этическим причинам я не могу обсуждать решение своего руководства, пусть и бывшего. Этот вопрос скорее следовало бы переадресовать Владимиру Абрамовичу (Кехману. — OS). Официальная позиция театра выражена в пресс-релизе, который вы наверняка читали: у меня есть некие творческие планы, свои планы есть и у театра, но реализовывать их мы будем порознь. При этом у театра появился новый главный дирижер, так что я не бросаю своих бывших подопечных, и все выглядит вроде как чинно-благородно.

— Как обстоят дела на самом деле? Кадровые перемены на ровном месте не происходят.

— Ограничусь стандартной в подобных случаях формулой: наши с руководством Михайловского театра представления о том, как должна развиваться судьба коллектива в дальнейшем, кардинально, что называется, разошлись. Когда два с половиной года назад, летом 2009-го, я подписывал с театром контракт, мне обещали предоставить карт-бланш. И какое-то время я действительно пользовался творческой свободой. Но в определенный момент важные творческие и политические решения стали приниматься в обход меня. Плюс ко всему Владимир Абрамович так увлекся балетом, что практически перестал уделять внимание оперной труппе. Если вы посмотрите на афишу театра, то увидите, что в декабре назначено семь оперных спектаклей, в январе — одиннадцать, в феврале — снова семь. Эта статистика говорит сама за себя. Если мой сменщик сможет вернуть интерес Михайловского театра к опере, я буду только счастлив. Если у него получится сделать что-то лучше, чем у меня, — буду счастлив еще больше.

©  www.peterferanec.com

Петер Феранец

Петер Феранец

— Сейчас вы находитесь за пределами Петербурга, при этом официальный сайт театра сообщает, что вы будете дирижировать четырьмя первыми представлениями «Спящей красавицы», премьера которой ожидается в ближайшее время.

— Я действительно являюсь музыкальным руководителем постановки. По сути, мне пришлось сделать новую редакцию партитуры Чайковского − Начо Дуато произвел множество купюр, которые необходимо было согласовать друг с другом. Я провел восемь корректур и без ложной скромности могу сказать, что оркестр в «Спящей красавице» звучит так, как никогда раньше не звучал в балетных спектаклях Михайловского. Но в силу разных обстоятельств, о которых предпочел бы умолчать, я решил не дирижировать премьерой.

— Очевидный лидер прошлого петербургского оперного сезона — «Богема», представленная на «Золотую маску» сразу в восьми номинациях, и одна из них, «за лучшую дирижерскую работу», ваша. Как сложится судьба этого спектакля?

— Существует устная договоренность о том, что я продирижирую тремя спектаклями в январе, феврале и марте и проведу московские гастроли в рамках «Золотой маски». Эти ангажементы будут проведены по отдельному контракту, который театр для начала еще должен будет со мной заключить. Последним своим спектаклем, обозначенным в нынешнем контракте — это, кстати, тоже будет «Богема», — я дирижирую 27 декабря. После этого Владимир Абрамович хочет подать на сцену шампанское — он говорит, что расстаться хочет красиво.

©  www.peterferanec.com

Петер Феранец

Петер Феранец

— Во вчерашнем пресс-релизе сообщается, что в связи с назначением нового музыкального руководителя планы текущего сезона будут скорректированы. Подразумевается отмена ранее анонсированных премьер или появление в репертуаре театра новых спектаклей?

— Думаю, что таким образом театр готовится к сообщению об отмене первой оперной премьеры этого сезона и хочет — как это по-русски? — «подстелить соломки». Если помните, в сентябре Михайловский театр объявил о том, что в феврале 2012 года Андрей Жолдак выпустит премьеру «Жизни с идиотом» Альфреда Шнитке. Работу над этим спектаклем мы вели почти два года — предварительные переговоры с Жолдаком начались еще в мае 2010-го, в начале лета 2011-го мы сдали макет, к осени был готов впечатляющий кастинг, в первых числах декабря должны были начаться репетиции. Но в какой-то момент мы все почувствовали, что театр как-то резко теряет интерес к проекту, который должен был стать его визитной карточкой и козырной картой. Не думаю, что театр решил отказаться от «Жизни с идиотом» в связи с тем, что я выступал музыкальным руководителем постановки. Все-таки тут было скорее нежелание заниматься конкретным проектом.

— То есть речь идет именно об отмене премьеры? В интервью телеканалу «Дождь» Владимир Кехман заявил, что премьера переносится, и даже назвал причину: декорации, мол, обходятся театру слишком дорого или что-то в этом духе.

©  Предоставлено Михайловским театром

Петер Феранец

Петер Феранец

— Подобные трудности действительно имели место, но это был чисто рабочий момент, который при желании, думаю, можно было совершенно спокойно решить. Тем более что наша художница Моника Пормале придумала совершенно потрясающее решение, на реализацию которого не жалко было бы и самого большого бюджета. Но причина, как мне кажется, все-таки не в деньгах. Возможно, руководство театра испугалось анонимок, появившихся в театре примерно в конце октября. Их авторы угрожали, что в случае постановки «антирусской» или «антиправославной» оперы, как называлась «Жизнь с идиотом», премьера будет саботироваться, а у здания театра пройдут пикеты. Возможно, руководство театра наконец ознакомилось с музыкой Шнитке и сочло ее не слишком благозвучной. А может быть, все дело в имени главного героя — вероятно, за месяц до президентских выборов опера, в кульминации которой есть фраза: «Вова, ты понимаешь, что ты идиот, ты отъявленный мерзавец», прозвучала бы слишком сильно. В любом случае мне ужасно жаль. Андрей (Жолдак. — OS) — гениальный человек, и спектакль он придумал выдающийся. Но что делать, если балет интересует Михайловский театр больше оперы, а кадровые перестановки — больше, чем выпуск спектаклей?

— Ваша отставка произошла в самый разгар сезона, и, судя по тому, что вы до последнего времени занимались выпуском «Спящей красавицы», перемены застали вас врасплох, и это при том, что в пользу работы в Михайловском театре вам пришлось отказаться от ряда перспективных контрактов. Чем вы планируете заниматься в ближайшее время?

— В артистическом мире информация распространяется очень быстро. Не скрою: еще за несколько дней до официального объявления о своем уходе из Михайловского я получил крайне выгодное предложение от одного очень крупного российского оперного театра, которое сейчас обдумываю. Поверьте: решение дается мне непросто. В течение двух с половиной сезонов я отдавал Михайловскому театру всего себя. Теперь мне нужно очень постараться, чтобы представить себя сотрудничающим с другим коллективом.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • prostipoma· 2011-12-14 21:04:48
    Когда же, наконец, эта шайка из Минкульта со своими представлениями об управлении персоналом из эпохи феодальных войн убьет себя об стену? Ведь один из секретов, почему у нас 99 процентов оркестров - полулюбительского качества в том, что оркестр никогда не голосует по кандидатуре дирижера или принимаемых коллег и никогда, никогда не будет полноценного конкурса на занятие должности худрука. Здрасьте, господа оркестровое быдло, сегодня Вами рулит Миша и мне плевать, что вы об этом думаете. Никогда при этом, ни адекватного контакта, ни мотивации, ни самоуважения,ни дисциплины не будет. Так и будут все бегать плакаться в Спейс или к Лифановскому на говно на подставке.
Все новости ›