Он преимущественно говорил о двух вещах – о звуке и о светлом будущем коммунизма.

Оцените материал

Просмотров: 15414

Луиджи Ноно на фестивале «Московский форум»

08/12/2011
Владимир Тарнопольский вспоминает главного классика итальянского авангарда

Имена:  Луиджи Ноно

©  Karin Rocholl

Луиджи Ноно. Венеция, 1985

Луиджи Ноно. Венеция, 1985

Тринадцатый фестиваль современной музыки «Московский форум», проходящий с 8 по 14 декабря под слоганом «Искусство перспективы», предсказуемо посвящен в этом году итальянской теме. Из Италии приезжают ансамбли Alterego и Xenia и шесть композиторов, в том числе Иван Феделе, написавший пьесу Deystviya специально для «Студии новой музыки» — базового коллектива фестиваля.

На фестивале прозвучат одиннадцать мировых и семнадцать российских премьер. Особо подробно будет представлено молодое поколение российских и итальянских композиторов. Помимо концертов более-менее традиционного вида, будут еще круглые столы, мастер-классы, вечер сюрпризов Open Space (это название не только нашего портала, но и популярного в современной композиторско-фестивальной среде формата, когда все делают что хотят), аудиовизуальные композиции в отдельном концерте Sound & Vision.

Один из центральных героев фестиваля — классик послевоенного авангарда Луиджи Ноно (1924—1990), от которого в нашей общекультурной памяти хранится скорее имя чудака-коммуниста, чем его музыка. Ему посвящены выставка фотографий «Луиджи Ноно. Маэстро звуков и тишины», привозимая в фойе Большого зала Консерватории из венецианских архивов; презентация книги «Луиджи Ноно и Восток» (имеется в виду восточноевропейский коммунизм); встреча с режиссером Юрием Любимовым, который в 1975 году поставил в Ла Скала оперу Ноно «Под жарким солнцем любви», и исполнение некоторого количества его произведений. О нем же — воспоминания худрука фестиваля Владимира Тарнопольского на портале OPENSPACE.RU.


Ноно много раз приезжал в Советский Союз. Здесь у него был довольно широкий круг друзей, не только среди музыкантов, но и в театральном мире. Наверное, в первую очередь надо назвать Юрия Петровича Любимова и некоторых актеров тогдашней Таганки, в том числе — как ни удивительно — Владимира Высоцкого, человека, казалось бы, совсем из другой, «народной» культуры. Ноно был очень дружен с Эдисоном Денисовым, моим учителем, и в первый раз я увидел Ноно именно в его классе. Это был высокий, очень стройный и красивый человек. Но, может быть, главное, что его отличало, это какой-то особый взгляд, взгляд визионера (извините за тавтологию) — устремленный вперед, страстный, строгий.

©  Предоставлено Владимиром Тарнопольским

Владимир Тарнопольский и Луиджи Ноно

Владимир Тарнопольский и Луиджи Ноно

Ноно был, конечно, настоящим еврокоммунистом (в послевоенной Италии вплоть до конца 80-х едва ли не все интеллектуалы были коммунистами). Я боюсь, что у сегодняшнего молодого читателя вашего сайта слово «коммунизм» визуализируется сразу же с пресным обликом товарища Зюганова или былых советских генсеков, но европейский коммунизм — это как раз нечто совершенно противоположное. Он сформировался именно в борьбе против тоталитаризма — фашизма, с одной стороны, и сталинизма — с другой, и строился на дальнейшем развитии идей Маркса. Без Ленина и его диктатуры пролетариата с цареубийством и проч.

Ноно ненавидел капитализм, большая часть его произведений 60—70-х годов именно об этом. Он был очень вдохновлен революционной ситуацией в Латинской Америке, а позднее — деятельностью «Солидарности» в Польше. У нас в стране Ноно много раз сталкивался с типичной для тех времен ситуацией, когда чиновники пытались помешать ему встречаться с друзьями во время его визитов в Москву, утверждая, что кто-то болен, а кто-то в командировке. В студенческой среде гуляла фраза Ноно относительно ситуации в СССР, брошенная им кому-то из наших официозных бронтозавров: «Это не коммунизмо, это фашизмо!» Конечно, он очень радовался нашей перестройке.

Ноно считал себя последователем Грамши, чьи идеи стали одной из основ итальянского еврокоммунизма. Приведу лишь один из тезисов Грамши, чтобы показать его актуальность сегодня: «Авторитаризм — это попытка верхов проводить модернизацию экономики, не меняя социальных структур». Ничего не напоминает? А это написано в тюрьме в начале 30-х годов во времена фашистского режима в Италии.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • kostikov· 2011-12-10 16:16:40
    Франко Маннино НЕ является автором музыки к фильму "Смерть в Венеции".
  • Insaria· 2011-12-11 11:23:32
    Не понятно, почему в этом году фестиваль Московский Форум проходит так тихо? еще в начале декабря ни на сайте Консерватории, ни на сайте кафедры, ни московского форума НЕ БЫЛО никаких объявлений о мероприятии!!! Знала только по слухам, и не точно. В 2010 я специально прилетала из Новосибирска на форум в марте, в этом году просто никто в регионах не знал, будет ли этот форум. Ребята, вы там сами для себя междусобойчики устраиваете?????????
Все новости ›