То, чем занимался Ноно, можно назвать молекулярной физикой музыки.

Оцените материал

Просмотров: 16624

«Прометей» Луиджи Ноно в Берлине

Антон Долин · 21/09/2011
Одно из ключевых сочинений ХХ века высидели не все, но АНТОН ДОЛИН дослушал до конца

Имена:  Луиджи Ноно

©  Kai Bienert  ⁄  Musikfest Berlin 2011

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале  - Kai Bienert

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале

Финал только что закончившегося осеннего Берлинского музыкального фестиваля (Musikfest Berlin) придумали остроумно: под его занавес одновременно в двух залах Филармонии, Большом и Камерном, играли два ключевых произведения ХХ века — Восьмую симфонию Малера (она же «Симфония тысячи участников») и «Прометея» Луиджи Ноно.

Восьмая была впервые представлена публике в канун Первой мировой и мыслилась как «Симфония симфоний», венец всего симфонического цикла Малера. «Прометей» был впервые исполнен в начале 1980-х, а впоследствии переделывался и переписывался вплоть до смерти автора, для которого это сочинение стало результатом многолетних изысканий и экспериментов. Герой первого произведения — Фауст (во второй части использовано восьмистишие из последней части поэмы Гете); второго — Прометей, прошедший, задолго до Фауста, через столетия европейской культурной эволюции.

Но малеровская симфония за последние сто лет превратилась в безусловный хит: билеты на ее исполнение Берлинским филармоническим под управлением сэра Саймона Рэттла разошлись за два месяца до концерта. Напротив, на «Прометее», исполнявшемся в меньшем зале, треть мест которого не была задействована (там расположились музыканты и певцы), пустых кресел хватало — и к завершению концерта их число выросло.

©  Kai Bienert  ⁄  Musikfest Berlin 2011

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале  - Kai Bienert

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале

Прослушивание «Прометея», который до сих пор звучит авангардно, длится два с половиной часа без антракта и не сопровождается никаким сценическим действием, — непростой труд. С другой стороны, стоило рискнуть, так как его исполнение требует сложнейшей кропотливой работы, за которую далеко не любой слушатель скажет «спасибо», и случается это крайне редко.

«Прометей», имеющий подзаголовок «Трагедия слушания», написан для пяти певцов, двух чтецов, хора, струнных, духовых, четырех оркестровых групп, электронных звуков и двух дирижеров. Многогранник знаменитого филармонического зала был наполнен музыкой со всех сторон — можно было насчитать с полтора десятка источников звука, причем ни с одной точки, кроме сцены, нельзя было увидеть всех исполнителей сразу. Соответственно, каждый слушатель находился внутри звуковых потоков и волн, становясь невольным участником эксперимента по созданию своеобразного живого dolby stereo.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:44

  • kostikov· 2011-09-21 15:41:59
    "...с боков стояли крашеные картоны, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках" (Наташа Ростова (с))
  • andreyborisov· 2011-09-21 21:53:16
    И молодцы, что уходят, не дослушав.
  • Elena Cheremnych· 2011-09-21 22:13:06
    Спасибо, Антон! Уважаю.
Читать все комментарии ›
Все новости ›