Ездит композитор X на Селигер или не ездит?

Оцените материал

Просмотров: 46155

Сергей Невский: «Чувство маргинальности русским композиторам очень бы не помешало»

Екатерина Бирюкова · 10/11/2011
Музыкальный куратор проекта «Платформа» о целебном общении с норвежской музыкой и о том, что в господдержке современного искусства нет ничего ужасного

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

— В рамках проекта «Платформа» на «Винзаводе», где ты курируешь музыкальную составляющую, прошла дискуссия на тему «Зачем нужна современная норвежская музыка?». А такая дискуссия-то зачем нужна?

— Я взял Норвегию как модель для рефлексии на тему русской ситуации. Потому что там тема с современной музыкой очень специфична. Первая консерватория открылась в Норвегии в 1972 году — одновременно с нахождением в стране нефти. Норвежские музыкальные институции очень молоды. При этом сейчас в одном Осло существуют три европейской известности ансамбля современной музыки. Появилось целое поколение очень серьезных композиторов, к которым присматриваются во всей Европе. Это во-первых.

Во-вторых, Норвегия — единственная скандинавская страна, которая дает заказы композиторам-иностранцам. Потому что большинство скандинавских институций основано на такой социалистической поддержке именно национальных кадров. А Норвегия единственная находится в некой мощной интеракции с Центральной Европой. И это очень сказывается на том, как выглядит норвежская музыка. С одной стороны, она все время взаимодействует с традицией послевоенного авангарда. С другой стороны, она очень иронически и дистанцированно к ней относится. Ощущение себя чужим, маргиналом, осознание этого как некой эстетической позиции, повода для рефлексии и эстетического преимущества, в конце концов. Вот это отличает норвежскую музыку.

И это чувство маргинальности — эстетической, не социальной — оно бы русским композиторам тоже очень не помешало. По крайней мере для меня общение с норвежской музыкой всегда было целебным в этом отношении.

Потому что, если вы обратитесь к русским композиторам и предложите осознать себя маргиналами, они будут очень возражать. Наоборот: скажут, что они мессии, которые пришли спасать европейскую культуру от академизма. При том что в реальности современная русская музыка маргинальна, как эстетически, так и в социальном плане. Но композиторы при этом являются медийными фигурами. Это очень странно. Нет институций, нет нормальной концертной жизни, связанной с современной музыкой, но композиторы все время в СМИ говорят о музыке. Ситуация парадоксальная.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

— Это кто, например?

— Ну, начиная от Мартынова и кончая нашей беседой.

— Ирония — единственный способ выживания современной музыки?

— Речь идет не о выживании, а о том, что делать с историческим багажом. Вот Гройс говорит о том, что современное искусство уже давно работает с темой своей избыточности. И в России, в том числе среди композиторов, тоже была традиция концептуалистов, которые эту тему развивали. Но у норвежцев это на более глубоком уровне.

Попытка найти систему координат, попытка осознать, где мы вообще находимся, — она у норвежской музыки очень ценна. И это тот пункт, который может быть интересен русским композиторам. Потому что вся русская музыка — это импорт. Начиная с партесного пения. Я уж не знаю про стихиры Иоанна Грозного — наверное, это тоже был византийский импорт.

Когда мы гуляли с норвежским композитором Эйвиндом Торвундом по Москве, он сказал, что Москва ему напоминает Японию. Потому что интенсивность заимствований совершенно безумная. «Макдоналдс» в Москве — самый большой в мире. Суши — выбор больше, чем в Токио. И вот эта интенсивность заимствования — качество, которое знакомство с норвежской музыкой помогает нам в себе осознать. Потому что они свою маргинальность, периферийность рефлексируют, а мы нет.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:121

  • ernest· 2011-11-10 18:50:07
    какой няма!
    я бы вдул
  • n-voice· 2011-11-10 19:16:24
    пришлите, пожалуйста, заявку в редакцию.
    (с фотографией, резюме и справкой об отсутствии педикулеза)
    Мы рассмотрим ее на ближайшем совещании.
    с уважением,
    СН
  • vantz· 2011-11-10 22:16:15
    А как должен осуществляться отбор проектов для оказания им господдержки (на ваш взгляд, ну или хотя бы как это происходит в той же Германии)? Скажем, я подаю проект. Пишу, что хочу написать тон-поэму для двух балалаек, дрели и сопрано с видеорядом. На каком основании мне следует отказать в господдержке?
Читать все комментарии ›
Все новости ›