Связи в нейронной сети оркестра нарушены, и если от дирижера даже идет какой-то художественно-волевой импульс, на пути к оркестру он теряется

Оцените материал

Просмотров: 17228

Юрий Темирканов в Мариинке-3: конец прекрасной эпохи?

Дмитрий Ренанский · 07/06/2011
ЗКР до обидного недолюблен и недосмотрен – как шикарный старинный особняк, на который хозяева махнули рукой

Имена:  Валерий Гергиев · Юрий Темирканов

©  Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Юрий Темирканов

Юрий Темирканов

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Концертного зала Мариинского театра Юрий Темирканов продирижировал Первым филармоническим оркестром (он же ЗКР, он же «Заслуга», он же «оркестр Мравинского»). В первом отделении прозвучала партитура Гии Канчели «…al niente», во втором — Четвертая симфония Иоганнеса Брамса.

Для того чтобы оценить значение этого вечера для новейшей петербургской историософии и историографии, нужно отчетливо представлять себе музыкальный контекст города, издревле определявшийся балансом взаимоотношений Мариинского театра и филармонии. До начала нулевых они играли на разных полях: на Театральную площадь ходили в основном за оперой и балетом, а концертным центром города на протяжении долгого времени оставалась площадь Искусств. С годами ситуация менялась, Мариинка наращивала свой симфонический потенциал, попутно активно занимаясь промоутерством, филармония же с каждым годом лишь сдавала позиции, причем сразу по всем фронтам: качество игры оркестров, качество и разнообразие концертных программ и т.д.

Пока Валерий Гергиев не обзавелся личным концертным залом с лучшей в стране акустикой, филармония еще как-то могла соперничать с ним — брать, так сказать, территориальным превосходством. Но когда три с половиной года назад Мариинский театр обрел третью сцену, о всякой конкуренции настало время дипломатично забыть.

После десятилетий необъявленной «холодной войны» худрук филармонии не просто наносит дружественный визит в гергиевскую Валгаллу (хотя сам «пакт Молотова — Риббентропа» формально был заключен еще раньше, когда два года назад Темирканов в гергиевской вотчине продирижировал своим мариинским «Евгением Онегиным»), но посвящает вечер памяти Евгения Мравинского — обрекая, таким образом, себя и свой оркестр на сравнение не только с Мариинским театром и его шефом, но и со своим великим предшественником (то есть на сравнение филармонического настоящего с филармоническим прошлым).

Здесь настало время и место извиниться и перед читателями, и перед «дорогой редакцией» — «письмо из Петербурга» на этот раз неизбежно выдалось длинным и нудным; неизбежно потому, что Темирканов выступил, что называется, в жанре «проблемного высказывания», и на него странно было бы реагировать иначе.

Начнем с плюсов. Я давно не был на концертах ЗКР — просто потому, что не было поводов: хороших приглашенных дирижеров там днем с огнем не сыщешь, а сам Темирканов в последние годы дирижирует примерно одним и тем же джентльменским набором. Да и составить объективное впечатление об интерпретациях можно лишь с большим трудом — после ремонта в Большом зале Филармонии, как известно, отчаянно ухудшилась акустика.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:27

  • Dekanosidze Natia· 2011-06-07 23:16:01
    Бог ты мой! Ну и статейка! Обычно, стараюсь не отзываться на «подобную провокацию разума», но на сей раз, не смогла удержаться. Такие извечные проблемы, как борьба за власть, стремления к монополизации, «слабости» и пороки руководящих и авторитарных лиц, – проявляющие, к сожалению, и в сфере искусства, музыки – понятная вещь, но перемешивать все это в одну кашу с проблемами профессионального, художественного плана и на таком уровне все это преподнести читателю?! Не знаю даже как это назвать. Это просто не профессионально! Мне интересно, имеет ли автор статьи какого-либо соприкосновения с музыкой, с искусством вообще?! Поражают его суждения о таких вещах, как, например, то, что музыкант оперного оркестра не может играть симфоническую музыку. Может автор статьи объяснит профессиональнее, какой непонятный мне психологически-дегенеративный процесс происходит с хорошими «музыкантскими ушами», с его музыкантскими способностями под влиянием оркестровой ямы? Разве порицаема универсальность музыканта, его приспособленность к разнообразию репертуара, разнообразию жанров?
    Мне также не очень ясно, что подразумевает автор статьи под понятием «новая исполнительская эстетика» и каковы ее критерии?
    Не факт и то, что интерпретация современных исполнителей всегда и во всем лучше исполнения их предшественников, что всегда превосходит по качеству и вернее. А сравнивать музыкальное произведение (на этот раз произведение Канчели) с едой, с чурчхелой, с шоколадным батончиком или с чем-то еще – попахивает непрофессионализмом, эдак судить может всякая, абсолютно необразованная в искусстве, в музыке личность. Повторяемость образов, вплоть на уровне повторяемости материала, далеко еще не критерий критической оценки произведения. Даже я, особая почитательница музыки Канчели не стала бы утверждать о том, что все его произведения одинаково удачные, и мне действительно было бы интересно послушать профессиональную и обоснованную критику. А тут создается одно впечатление – автор взял и облил все ведром грязи. Так, интересно, для кого и для чего пишется подобная критика?!
  • Rheingold· 2011-06-07 23:54:48
    автор может быть непрофессиональным, страдать графоманией вперемешку с шизофренией, но бОльшую непрофессиональнальность выказала, скорее, редакция, пропустившая этот ни в какие другие ворота не влезающий опус не слишком адекватного озлобленного юноши...
  • serg-t· 2011-06-08 00:52:17
    Господа, автор не имеет музыкального образования. Это нужно чётко понимать при прочтении его рецензий на концерты. Редакции этого сайта он скорее всего интересен как скандалист, который собирает много комментов. Профессионалам из больших оркестров как правило такие опусы неинтересны, а вот у прочих читателей могут возникнуть превратные представления некоторых вещах.

    Остерегайтесь дилетантов!
  • Dmitry Renansky· 2011-06-08 01:43:34
    К сведению предыдущего комментатора: автор - дипломированный музыковед.
  • kostikov· 2011-06-08 01:59:51
    Не могу "утверждать о том" (Dekanosidze, (c)), но мне показалось, что автор даже излишне деликатен. Всё-всё - чистая правда. И сколько уже можно "тыкать в харю" про музыкальное образование? Не обязательно самому быть курицей, чтобы оценить вкус яичницы.
  • prostipoma· 2011-06-08 04:28:03
    А я думал - композитор.Правда.
    Я вот, редкий случай, разделяю пафос автора.
    Но вот с оперным оркестром и эстетикой и вправду прикол. Бедные музыковеды, ниче, кроме пластинок не видели. Вы в курсе, есть такое понятией - опердинст? И оно - от Вены до Тулузы, все, что имеет приставку Штаатскапелла - играет прежде всего в опере. И Гевандхауз и Дрезднер, и когда на сцену вылезают - играют супер.
    Потом Хардинг, классный пример, конечно, есть бродкаст из Экса,кажется, Фигаро, он там в речитативах играет на долю позже после певцов. И есть чудесный Щепфунг из Стокгольма, где в да капо темп другой, чем в начале. Я его видал с Дрезднер во Второй Брамса, он, сердечный, синкопу показать не может, лупит в ноту, слава Штаатскаплле, закрыли глаза, доиграли.Это эстетика такая?Точность?
    Причем, "устаревший" стиль идет на ура, вон Тилеман как старается с Бетховеным, стариков, вроде Аббадо, Дэвиса, Бломстеда или Донаньи, и даже инвалида Мазура носят на руках,оркестры им дают, а точных - не пускают в шефы дальше Оркестра де Пари.
    А про Темирканова и филармонию давно уж все ясно, только Гергиев в качестве образца либерализма неубедителен,там в опере дирижер, уровня повыше Татарникова давно появлялся последний раз?
  • serg-t· 2011-06-08 11:39:43
    Дмитрий, ах, ну да, ГАТИ же музыковедов выпускает, точно, я забыл...

    "На сегодняшний день оркестр Мариинского театра значительно превосходит ЗКР по классу"

    Когда такие вещи пишут, их всё-таки как-то обосновывают. Особенно учитывая, что мы имеем дело с "письмом из Петербурга".
  • Dmitry Renansky· 2011-06-08 12:19:11
    Театроведческий СПбГАТИ - второй диплом автора этих строк
  • prostipoma· 2011-06-08 15:48:22
    Прекрасный текст так редко здесь появляющегося Д.Циликина, актуальный и 10 лет спустя
    http://www.theatre.spb.ru/seasons/2_2_2000/2_seasons/9.htm
  • eksam· 2011-06-08 22:30:27
    Мариинка - "лучший на сегодняшний день оркестром страны" - это сильно... сильно...
    Интересно, многие так считают? Очень надеюсь, что нет.
  • Bukusiavka· 2011-06-09 23:03:27
    Не думаю, что после прочтения вот этого:
    "Музыкальное исполнительство — едва ли не единственная сфера искусства, применительно к которой можно всерьез говорить о прогрессе: начиная с последней трети XX века каждое новое поколение музыкантов слышит исполняемую музыку все лучше. В этом смысле Курентзис интерпретирует Брамса (Бетховена, Моцарта etc.) точнее Мравинского, Арнонкур — точнее Караяна, а Хардинг и Ярви — точнее Норрингтона."
    - я когда-нибудь еще прочту хоть что-то, написанное этим, с позволения сказать, журналистом. Не стыдно же человеку выставлять себя ... эээ.. думаю, понятно - кем.
  • Bukusiavka· 2011-06-09 23:05:27
    ЗЫ: ой.... читаю тут еще и вот что "К сведению предыдущего комментатора: автор - дипломированный музыковед"
    Боже, куда катится мир... КОМУ нынче дипломы-то выдают?? я, вроде, не замшелый экспонат из прошлого, однако - когда мы учились - за такое не дипломы выдавали, а выгоняли из ВУЗа.
  • Rheingold· 2011-06-10 00:51:46
    автор на словах утверждает, что дважды дипломирован - требуем доказательств в виде копий дипломов! прямо тут! иначе упадут в цене статьи-вердикты...может, еще и в третий раз тут высунется и потрясет дипломом прокурора?
  • karambolina· 2011-06-10 11:55:25
    а концерт, кстати, был потрясающий - это мое мнение и мнение многих хороших музыкантов, с кем я смогла обменяться впечатлениями. данный материал ставит под вопрос концепцию OS как экспертного сайта, приближая его к сайту скандальному. Лишь первый абзац можно принять без вопросов. Все остальное - просто недоразумение, откровения человека ни фига не смыслящего ни в музыке, ни в музыкантах. чего стоят утверждения о "музыкальном контексте" человека, никак к этому контексту не привязанному, пинки в адрес Темирканова со стороны недоучки и пр.
  • serg-t· 2011-06-10 23:40:12
    Дмитрий, видимо, Ваш первый диплом столь престижен, что Вы постеснялись указать его во всех своих биографиях и социальных сетях. Извините за мой цинизм, но некоторые фрагменты материала говорят о том, что Вы не владеете темой.
  • Sobesednik· 2011-06-11 10:56:23
    Увлекательно читать такую полемику, особенно если твои лично интересы никак не затронуты, и можно постараться быть объективным.
    Вообще я критиков ненавижу с детства, но в данном случае мы имеем дело с таким же явлением творчества, как и исполнительское искусство, а значит – оно имеет право на существование.
    Конечно, защищаться от ударов с помощью дипломной книжечки вряд ли уместно – они у нас у всех одинаковые, а способности и уровень понимания, да и, кстати, этики - разные. Да и осознавать меру ответственности за то, что формируешь мнение тех, у кого недостаток своего, критику то же нужно.
    С другой стороны, доверять публике нужно. Не думаю, что кто-то пришёл на концерт Юрия Хатуевича с целью внезапно услышать современную интерпретацию, где, бывает, аллегро от адажио не отличить. Скорее, поплакать в первом ряду от сознания, что всё ценное подвергается сомнению, а взамен не приходит ничего.
  • MrWinter57· 2011-06-15 23:04:48
    Очень интересная мысль о тленности искусства . .. Еще нравится что все же оркестр ЗКР горделиво несет свою миссию в настоящем музыкальном мире , исполняет свою функцию с достоинством ( наравне с Венским и Зап. берлинским оркестром )
    Я горжусь что иногда хожу в филармонию .
    Акустика МР3 -хороша и одновременно развращающая . Там кто угодно может отлично играть . Думаю , что автору статьи следовало бы послушать оркестр Валгаллы ну хотя бы в филармонии .
    Это ( уверяю вас на поверку ) обычное зрелище . Ну так играют везде в городе .
    Совсем обычный уровень . При этом чувствуется ужасная суета воспаленных глаз и рук , лишенных отдыха . Есть желание глотка свежего воздуха , а впрочем у артистов Мариинского оркестра взгляд всегда только в ноты .
    Ну почему филармонисты входят на сцену как аристократы ?- Не знаю .
    "Искусство не терпит суеты " - подитоживая классика скажу . --
    Все же я за Филармонию где все гармонично , неспешно и красиво ....
    А , ну да ...! Там , вроде хуже играют ... Пускай . Я Вам не поверю и там мне намного лучше ...
  • il-canone· 2011-06-16 00:12:43
    Вот это коммент
  • MrWinter57· 2011-06-16 00:25:06
    Ну и хочется сказать .
    Есть такие вещи , которые и трогать нельзя . Там где стоят колонны , где в каждое время года свет преломляется особым образом . Сначала ( в сентябре ) он пропадает совсем и кажется что сезон начался и далее ближе к весне он появляется всегда в подвесках люстр ( абсолбтная красота ) которая преломляет свет во все цвета радуги даже и в зимний день . .Все это говорит , что жизнь идет и музыка тоже не останавливается . . Здесь точно хочется классику слышать , но вовсе не исступленные вопли новоявленных авторов .
    Посему автор статьи "цит чурчхелой, в которой сладким сиропом загустевшего трехчетвертного времени залиты нанизанные на вальсовую нитку лакомые орешки из «Оплаканных ветром» и «Стикса». Содержание этой музыки — про скорую близость конца, про тяжесть времени и невозможность его преодоления, про то, что все главное уже в прошлом, и про то, что ты сам постепенно в него погружаешься — как нельзя лучше резюмирует нынешнее состояние Петербургской филармонии
    Осмелюсь не согласиться ( Это музыка уважаемого мастера Г. Канчели . )
    Зачем так судить ? Печальная музыка Грузинского народа ... Я был там и видел много . Гия Канчели - ну полно - так мастеров не обижают ( а самое подлое ) не привязывают к Филармонии .
  • bf· 2011-06-16 21:14:40
    <<<Здесь точно хочется классику слышать , но вовсе не исступленные вопли новоявленных авторов

    А между ними, конечно, ничего нет (даже пропуская мимо ушей "исступленные вопли", показывающие знакомство с темой).
  • redkovgosti· 2011-06-17 00:34:35
    20лет назад и 200 лет назад платили дипломникам за заказ...ответ в вопросе дан давно-А судьи кто?просто критик может быть и успешным-но интеллект не больно в моде...
  • Elena Gantchikova· 2011-06-25 18:51:38
    "В первом отделении, как уже было сказано, Темирканов дирижировал «…al niente» Гии Канчели — вкуснейшей симфонической чурчхелой, в которой сладким сиропом загустевшего трехчетвертного времени залиты нанизанные на вальсовую нитку лакомые орешки из «Оплаканных ветром» и «Стикса»."
    Ай да недоросль! Сразу двух метров обосрал.
    "Снится мне пакость всякая. Вы, папенька, да Вы, маменька".
    Ренанский, а не боитесь после такого высера получить от кого-нибудь в реале оплеуху?
  • Elena Gantchikova· 2011-06-25 18:57:42
    "Музыкальное исполнительство — едва ли не единственная сфера искусства, применительно к которой можно всерьез говорить о прогрессе: начиная с последней трети XX века каждое новое поколение музыкантов слышит исполняемую музыку все лучше. В этом смысле Курентзис интерпретирует Брамса (Бетховена, Моцарта etc.) точнее Мравинского, Арнонкур — точнее Караяна, а Хардинг и Ярви — точнее Норрингтона."

    Курентзис, переплюнувший Мравинского- вероятно, только за этим статья и была написана. Подлизываться стыдно, ренанский. Что касается Ярви, то Вы которого имеете в виду? Или сразу всех?
  • Elena Gantchikova· 2011-06-25 18:59:28
    Ренанский, а вы уже слышите лучше Бетховена, или ещё пару лет придётся подождать?
  • Elena Gantchikova· 2011-06-25 19:22:22
    Дмитрий Ренанский: "Русская музыка в интерпретации Темирканова – всегда потрясение, будь то озаренные мистической лирикой поздние симфонии П. И. Чайковского или виртуозная элегантность миниатюр А. К. Лядова. Совершенно особое место в этом ряду занимают Темиркановские трактовки балетной музыки И. Ф. Стравинского. Концерты 1990-х гг. подарили публике счастье узнать неожиданную свежесть заигранных "Весны священной" и "Петрушки". Примечательно, что самобытные трактовки дирижера абсолютно самодостаточны – ибо отточенность и выстроенность музыкантских концепций всегда сочетаются у Темирканова с театральной броскостью и яркостью их воплощения. В самом начале вчерашнего вечера прозвучала сюита из балета "Поцелуй феи", напомнившая о былых триумфах Темирканова. Кажется, что и маэстро, и оркестр купались в музыке Стравинского – интерпретация опуса стала одним из наиболее ярких событий сезона. Удивительная слаженность каждой из оркестровых групп и, что самое главное, поразительное ощущение ансамблевой игры – все это подтвердило славу Заслуженного коллектива как одного из лучших российских оркестров. Отметим виртуозную игру группы медных духовых в "Danses suisses" и блистательное tour de force всего оркестра в коде сюиты. Отдельное наслаждение доставило наблюдать за мануальной пластикой Темирканова – подобной виртуозной свободы и легкости петербургской публике не доводилось наблюдать уже давно. Таким же шедевром исполнительства Темирканова стала исполненная во втором отделении Пятая симфония Д.Д.Шостаковича......"

    Интересно, Ренанский, Вы путаетесь в показаниях потому, что Темирканов не дал вам бесплатный билетик не концертик или рубль на мороженое? Чем он Вас так задел, что вы, как флюгер, развернулись на 180°? Зато в той же статье мощный высер в адрес Мацуева. Какой вы интересный персонаж :))) Прямо, как мачеха Козетты, которой нужно было кого-то ненавидеть в противовес любви.
  • bf· 2011-06-26 00:32:34
    Алена, ты просто дура.
  • vantz· 2011-06-27 02:29:23
    Меня ужасно занимает один вопрос. Вот есть такое утверждение: "Музыкальное исполнительство — едва ли не единственная сфера искусства, применительно к которой можно всерьез говорить о прогрессе: начиная с последней трети XX века каждое новое поколение музыкантов слышит исполняемую музыку все лучше. В этом смысле Курентзис интерпретирует Брамса (Бетховена, Моцарта etc.) точнее Мравинского, Арнонкур — точнее Караяна, а Хардинг и Ярви — точнее Норрингтона.".
    Как мне представляется, данное утверждение означает, что есть некий идеал, так сказать, образец, по отношению к которому интерпретация может быть более точной или менее точной. Иначе неясно, что значит "точная". Так вот какой вопрос: значит ли это, что рано или поздно появится такая интерпретация, которая будет ИДЕАЛЬНО точной, другими словами будет совпадать с идеалом? И что тогда произойдет с исполнительством? По идее должно начаться "изъятие" произведений из репертуара) Вроде как идеально проинтерпретировали, так зачем дальше играть?
    Или интерпретации идут по асимптоте и никогда не совпадут с идеалом? Тогда возникает вопрос о том, с какого момента отличие от идеала становится пренебрежимо малым.
Все новости ›