Вопрос о том, что считать настоящей музыкой, а что – лишь играми в нее, в данном случае лучше бы было не поднимать.

Оцените материал

Просмотров: 19931

Музыка как праздник и как высказывание

Екатерина Бирюкова · 11/11/2009
Четыре рояля, два строя, хоровая опера и симфония имени Ходорковского

Имена:  Алексей Зуев · Алексей Любимов · Арво Пярт · Валентин Сильвестров · Владимир Мартынов · Джордж Антейл · Карл Черни · Марк Пекарский · Михаил Дубов · Павел Карманов · Павел Сербин · Петр Айду · Чечилия Бартоли

Музыка как праздник и как высказывание
На прошлой неделе в Москве случилось нечто удивительное. Премьеры новых сочинений — российские и мировые — так наползали друг на друга, что в одном случае даже пришлось добавить спецпросмотр для журналистов, чтобы те потом успели на конкурирующий концерт. Я сейчас говорю не о старом добром узкоцеховом фестивале Союза композиторов «Московская осень», который идет своим чередом, а о невероятном скоплении той новой музыки, которая считается вроде как актуальной. И аудитория которой не то чтобы дико широка, но зато верна и активна.

Итак, началась неделя с крупномасштабного проекта Алексея Любимова в Большом зале Консерватории (между прочим, полном), где сочинения были собраны по чисто внешнему признаку: чтобы было много роялей, лучше — четыре (за ними, помимо Любимова, сидели Михаил Дубов, Петр Айду и Алексей Зуев). Бочком туда попала Соната (1937) Бартока для двух фортепиано и ударных — отличная, настоящая музыка, не уверена, что уместная. Потому что вопрос о том, что считать настоящей музыкой, а что — лишь играми в нее, в данном случае лучше бы было не поднимать.

©  Евгений Гурко

Музыка как праздник и как высказывание
Но в любом случае праздник, что называется, удался. Пресмешной салонный Концертный квартет (1830) Карла Черни для затравки, рафинированное истаивание Пьесы (1959) Мортона Фелдмана, узнаваемый и даже какой-то уютный в своей внеэмоциональной концептуальной узнаваемости Владимир Мартынов («Листок из альбома — 2», 2009). И самый зрелищный пункт программы — «Механический балет» (1924, исполнялась версия 1953 года) американского музыкального террориста Джорджа Антейла, изначально предназначавшийся для экспериментального фильма Фернана Леже. Везде — четыре рояля в разных диспозициях, в последнем случае еще и с большим скоплением ударных Марка Пекарского, с такой экзотикой, как пропеллер, вдобавок. Плохо ли?

Следующий праздник недели — премьера сочинения Павла Карманова, в котором нашел наилучшее применение его позитивный минимализм. Потому что композитору пришлось улаживать отношения непримиримых оппонентов — аутентистов и традиционалистов. «Эрмитаж» Алексея Уткина и Pratum Integrum Павла Сербина — два ансамбля, играющие в разных манерах, на разных инструментах — что между ними может быть общего? К тому же помимо неразрешимых психологических противоречий есть еще и вполне материальные, звуковысотные. Ведь ноту «ля» в соответствии с архивными изысканиями последователи исторически достоверного исполнительства (аутентизма) настраивают почти на полтона ниже обычного.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • pavelkarmanov· 2009-11-11 14:56:45
    Pavel Karmanov - Twice a Double concerto - A.Utkin & Hernitage, P.Grazzi & Pratum integrum live
    video + mp3 -
    http://pavelkarmanov.livejournal.com/170150.html
Все новости ›