Видео

КИНО / МНЕНИЕ

Госзаказ на образ врага

Виктория Никифорова · 12/11/2008
В прокат выходят «Чужие» Юрия Грымова — трэш-триллер про плохих американцев и хороших русских. OPENSPACE.RU спросил политологов, стоит ли нам мочить другие нации средствами кино

Читайте также:
Интервью Юрия Грымова: «Не надо бояться за Америку!»
Опрос политологов: «Искусство торгует ненавистью»



Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/


Хотят ли русские войны? В смысле идеологической, разумеется? Нормальная-то война у нас, к сожалению, никогда не кончается. То самолет упадет, то маршрутку взорвут, то школа сгорит, то на подлодке двадцать человек погибнет — не в боевых действиях, заметьте, а при банальных испытаниях.

Так вот вдобавок к этому нам не хватает еще и идеологических разборок. С завидной регулярностью русский человек на рандеву встает в позу обиженного и бросает в лицо Западу свой стих (или там кадр, или какой монумент в духе Церетели), «облитый горечью и злостью». Эти ведь разборки в духе «вы все козлы, а мы войну выиграли» они чем хороши? Полной невсамделишностью и безнаказанностью. Это примерно как футбол, причем беспроигрышный, в одни ворота. Народу очень нравится. Отвлекает от кризиса, горящих школ и падающих самолетов.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
Антиамериканский тренд в кино родился не сегодня. Талантливым его создателем был Алексей Балабанов, в «Брате-2» пошучивавший на тему бездуховности, жадности и политкорректности «америкосов». С ростом курса нефти пошла в рост и эта тема, которую советские пропагандисты, доживи они до наших дней, справедливо заклеймили бы «махровым шовинизмом».

В январе нас ждет кинокомедия «На море», в которой «туристо руссо», оттягиваясь на солнечном турецком берегу, устраивают веселую жизнь политкорректным иностранцам. Иностранцы смотрят на них с ужасом. Зритель обречен самодовольно ржать. В ноябре нам обещают «Очень русский детектив», авторы которого собираются спародировать штампы американских кинодетективов. Это очень смешно, учитывая, что вот уже двадцать лет мы набожно, на полном серьезе пытаемся воспроизвести эти штампы в русском кино, а ничего равного, например, финчеровским «Семи», которые собираются пародировать авторы «Очень русского детектива», так и не сняли.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
Юрий Грымов, со своим профессиональным чутьем рекламщика, замечательно уловил модную тему и развил ее до изумления. Герои его фильма «Чужие» — американские врачи, которые приехали в некую неназываемую ближневосточную страну, чтобы вакцинировать тамошних детей. Чтобы мы, не дай бог, не прониклись к врачам сочувствием, Грымов заставляет героев объяснить, что за свою благородную миссию они взялись исключительно ради денег.

Команда врачей состоит из Труса — белого гея, который все время суетится и кудахчет, Балбеса — его чернокожего партнера, и Бывалого — главврача, который весь фильм испытывает зрительское терпение, с фирменной американской улыбочкой изрекая бодряческие лозунги типа «Мы — команда!». Есть еще парочка женщин — рыжая распутная жена главврача и одинокая старая дева мисс Стоун.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
«Облико морале» американских врачей без границ скорее подходит де-садовским либертенам. Парочка геев постоянно выясняет отношения и как-то загадочно рассматривает местных арабских мальчишек, выбирая какого посимпатичнее для усыновления. Рыжая жена главврача соблазняет местного человека с ружьем, присматривающего за врачебной миссией. Оставшегося в одиночестве бодрячка-главврача пытается утешить мисс Стоун, женщина, тяжело переживающая климакс. При этом порочные америкосы не устают читать нотации местному населению и ужасаться варварству арабов, которые едят руками. Арабы же удивляются им. Совершенно как в анекдоте: местный мальчик подглядывает за спаривающимися геями, а на лице его написано такое изумление, словно он вот-вот скажет: и эти люди запрещают мне ковырять в носу!

Тут, конечно, зрителей уже всех тошнит, они готовы и сами сбросить парочку бомб на Большое Яблоко, но это еще не все. Для контраста с американцами Грымов выводит на авансцену русских. Они в ближневосточной стране работают саперами. При этом постоянно жертвуют собой. Прекрасный собой Алексей Полуян, полюбившийся зрителям в роли мента-маньяка в «Грузе 200», прикрывает своим телом от мины местную девочку. Симпатичный небритый дяденька, которого местные арабы держат в плену, оказывается чудо-хирургом: он зашивает чернокожего гея, а американцы в благодарность не дают ему спастись из плена. Еще более симпатичный военный в исполнении Виктора Бычкова молится за погибших на иконку.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
Вот такой расклад. В интервью — можете почитать его ниже — Грымов кричал, что не собирался критиковать Америку. Ну, судите сами.

Тут полагается помянуть недобрым словом «холодную войну». Типа, вот живем опять как при Брежневе. Только вот советские пропагандисты выглядят чистыми божьими одуванчиками по сравнению с Грымовым энд Ко. Коммунистическая идея вообще-то, пока ее не успели опошлить поколения выжиг, предлагала очень гуманную версию межнациональных отношений. Всегда, даже во вполне черно-белую эпоху Второй мировой войны предполагалось, что народ — никакой народ — сам по себе не виноват, а если чем и плох, то во всем виноваты капиталисты, фашисты, поджигатели войны и прочая малоприятная и малочисленная тусовка.

Нынешние наши идеологи такими нюансами себя не утруждают. Сказано им — мочить Америку в сортире, они и рады стараться. Скажут — переключиться на грузин или французов, они откозыряют и будут стараться.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
Особенно смешно то, что мы по факту давно являемся сырьевым и культурным придатком Америки. Мы судорожно покупаем доллары, вкладываем пенсионный фонд в их ценные бумаги, строим весь шоу-бизнес по американской модели. Все это получается плохо — доллар, едва поднявшись, норовит упасть, шоу-бизнес давно упал ниже плинтуса. Но для самоутешения можно потявкать на Америку.

Вообще, беда всех антиамериканских движений в том, что они строятся на чистой ненависти. Что позитивного могут предложить ее враги? Мусульмане — бабу в парандже. Грымов — Бычкова с иконкой. Как-то, воля ваша, маловато.

Но пипл хавает, ничего. «Чужие» в прокате с 13 ноября.

Фильм о фильме «Чужие» © Каропрокат


Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/

{-page-}

Читайте также:
Рецензия на «Чужих»: хотят ли русские войны?
Опрос политологов: «Искусство торгует ненавистью»

Юрий Грымов: «Не надо бояться за Америку!»

Виктория Никифорова хотела спросить Юрия Грымова, двигала ли им личная неприязнь или политическая целесообразность, когда он критиковал Америку, но темпераментный режиссер не дал ей договорить и изложил свою версию происходящего в фильме «Чужие».

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
— В своем фильме «Чужие» вы критикуете американскую нацию. Это...

— Я критикую?! Я, человек, который так любит американскую литературу, американское кино, американское искусство, — и критикую?! Где вы это увидели?!

— Но, честное слово, ваши герои выглядят на экране просто ужасными...

— Что в них ужасного? Что в мисс Стоун (героиня Кэтлин Гейти. — OS), скажите, ужасного? Одинокая женщина... Я просто рассказываю историю! Историю о людях, оказавшихся в сложной ситуации! Их пять человек, они не могут представлять всю нацию! Люди разные ведь все. Не надо мне приписывать ничего! Это у вас у всех мусор в головах! Они видят не то, что я снял, да вы, наверное, и сами-то фильма не видели!

— Ей-богу, ви...

— ...вот Оливер Стоун снял фильм «Взвод», он что там, по-вашему, критикует американскую нацию? Или он все-таки критикует отдельных людей, ответственных за происходящее? Просто люди начинают раскручивать эту тему: «Ах, Америку обидели!»

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
— Но вы же сознательно такую провокацию устроили...

— Я ничего не устраивал, я рассказывал историю! Но я понимаю, конечно, что существует политкорректность, существует политическая безграмотность, я ожидал, что люди поднимут шум.

— А вот все русские герои у вас очень симпатичными выглядят...

— Русские у меня какие есть. Меня и в жизни окружают прекрасные русские люди! Офицеры, ученые, врачи, которым незазорно работать на Россию и уважать ее! Не знаю, кто вас там окружает, чудовища, наверное, какие-то, но вокруг меня — прекрасные русские люди.

— Россия может противопоставить американским ценностям какие-то свои идеи?

— Конечно! Несомненно. Сегодня задача России — дать миру новую политику. Россия будет примиряющим звеном во всех международных конфликтах. Этого от нее ждут все страны. Это ее предназначение — всех мирить. Не Германии же с Италией этим заниматься!

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага
— Ваш проект — копродукция. А чьи деньги в нем участвуют?

— Бюджет — это частные инвестиции продюсеров из России, Египта и США. И всех американцев у меня — вы не поверите! — играют настоящие американцы. И они всячески этот проект поддерживали.

— Спасибо.

— Не надо бояться за Америку. Ничего ей не сделается! Спасибо вам. {-page-}


Читайте также:
Рецензия на «Чужих»: хотят ли русские войны?
Интервью Юрия Грымова: «Не надо бояться за Америку!»


Корреспондент OPENSPACE.RU Мур Соболева спросила политологов, есть ли польза в том, чтобы возрождать политическое кино и объявлять идейную войну Западу.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Михаил Леонтьев

Средствами искусства нельзя выставлять никакую нацию ни в каком свете, если это действительно искусство. Но нет ничего плохого в том, чтобы над собой и остальными время от времени посмеяться.

Анекдоты про евреев придуманы евреями. Есть фильм «Борат», например — его же не казахи снимали, а американцы. Получается, что им можно высмеивать казахов, и некоторые считают, что это очень здорово.

Талантливая карикатура интересна на все, что угодно. В разумных пределах, конечно. Мусульманам, например, не нравятся карикатуры на Пророка, и я думаю, что их в этом можно понять — речь идет о предмете святом, божественном. Но все, что не сакрально, может быть карикатуризировано.

Если кто-то хочет Грымова заподозрить в шовинизме и разжигании межнациональной розни, мне кажется, что это неубедительно; может, он, конечно, и окажется доктором Геббельсом, Розенбергом и Менгеле в одном лице, но я в этом сомневаюсь.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Леонид Радзиховский

Искусство традиционно разжигает ненависть между народами. Люди довольно тупы, и придумать формы для своей животной ненависти они не в состоянии, этим занимаются художники. Это их любимое развлечение со времен наскальной живописи. Наиболее политкорректное искусство в последнее время стало разжигать ненависть к каким-то несуществующим явлениям — к пришельцам, к терминаторам. Но тем не менее искусство торгует ненавистью — национальной, социальной, государственной.

Что же касается отношений с Америкой, то обливание грязью США — это основной бизнес подавляющего большинства российских журналистов, так называемых писателей и прочей окололитературной шпаны, которая занимается этим уже много лет с неизменно превосходным результатом. Они готовы обливать Америку грязью с утра до вечера; впрочем, если завтра понадобится обливать грязью кого-то другого, то они будут делать ровно то же самое в меру отпущенного им таланта.

Но я не думаю, что в ближайшее время поступит хорошо оплаченный заказ на что-нибудь другое; если у вас есть один гнилой зуб — антиамериканизм, — то, дергая его, вы неизменно вызываете рефлекс, и клиент прыгает прямо на стенку. За это начальство платило, платит и будет платить еще довольно долго, а публика с удовольствием хавает. Все российские политики и почти все российские журналисты спекулируют на ненависти к Америке. Герыч этой очистки идет прекрасно, им колется вся страна и ловит кайфешник, зачем другой героин делать?

Есть ли тут государственный заказ? Это, извините, довольно странный вопрос; а вы считаете, что на «Первом канале», на втором канале, на НТВ люди работают в порядке личной инициативы? Анархия у них такая?

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Александр Проханов

Как может искусство быть отделено от политики?! Осмыслять богословие, проблемы жизни и смерти, эвтаназии в искусстве можно, а политические проблемы нет? В искусстве нет никаких ограничений. Вот хочет оно влезать в межнациональные конфликты — и влезает. Важно, делает ли оно это с блеском или провально. Я думаю, что чем отважнее искусство, тем экстравагантнее, страшнее и недостижимее оно ставит перед собою цели.

Я думаю, что работа Грымова находится в контексте сегодняшних отношений русского общества с Америкой. Весь великий кинематограф политизирован, все великое искусство политизировано. За пределами политики нет ничего. Даже жизнь муравейника — это политика насекомых. Политика должна быть в центре человеческих проблем и исканий. Политика — это грандиозная вещь. Та культура, которая боится и чурается политики, эта культура обречена на смерть. Весь Шекспир политизирован, весь Пушкин политизирован, весь Достоевский политизирован. Что не политизировано — так это Виталий Бианки, книги для третьеклассников.

Мне неинтересны карикатуры на любые нации, мне интересно было бы увидеть на экране глубинное осмысление национального ядра любых наций. И прежде всего русской нации. Я русский националист и патриот, и я с огромным интересом слежу за работами, которые пытаются вскрыть тайну русского космоса. Это огромная задача, я думаю, самая главная для русского художника.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Юлия Латынина

Насколько я понимаю, идеология господина Грымова определяется количеством бабла, которое он получает за сопровождение пиар-проектов «Справедливой России». «Справедливая Россия» с точки зрения коммерческой еще более успешный проект, чем «Единая Россия», потому что бабла-то выделяется немерено, а было ли что-нибудь сделано, мы не знаем. Бабло куда-то девается. Я полагаю, что степень обличения проклятой Америки и творческий гений господина Грымова прямо пропорциональны количеству куда-то девшегося бабла.

Я что-то не припомню американских фильмов, которые сняты специально с целью показать, какие русские му**ки. Бывают в американском кино представители русской мафии, и вот девушка Бонда теперь украинка — но не заточена американская культура под то, чтобы рассказать, какие русские плохие, по крайней мере после конца Советского Союза.

А мы вместе с такими замечательными странами, как Венесуэла, Иран, Сирия, Северная Корея, все больше занимаемся обличением проклятой, развращающей американской и западной культуры вообще. При этом наблюдаются следующие закономерности. Первая — почему-то ни вышеупомянутые страны, ни мы не соревнуемся с Америкой по части технических открытий, производства новых автомобилей и мобильников. В чем мы их решительно превосходим, так это в количестве произведенной идеологической продукции. И вторая — заметим парадокс. Наша российская элита, которую идейно окормляет господин Грымов, почему-то не покупает себе вилл в Сирии, не посылает детей учиться в Венесуэлу и, что уж совсем странно, не держит свои деньги в северокорейских банках. Она почему-то виллы покупает в Ницце, детей посылает учиться в Лондон, а бабло держит в Швейцарии и в той же Америке. Почему-то считается, что деньгам в Америке надежнее, чем в банке города Усть-Урюпинска. В связи с этим особо комично, что эти ребята всем рассказывают, какие они большие и как они сейчас покажут Америке жирный кукиш. Но им никто не верит, потому что если ракета «Искандер», размещенная в Калининграде, ударит по Карловым Варам, где Кремль скупил всю недвижимость, или, не дай Бог, по финансовому сердцу нашей великой России, офису компании Gunvor, расположенному в Швейцарии, — результат будет неприятным для них же в первую очередь. Поэтому Грымовы стараются, а им никто не верит.


Еще по теме:
Маркетинг как товар

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:29

  • Andrei_K· 2008-11-12 13:49:51
    Похоже, что вам, Виктория Никифорова, наплевать, какой образ русских останется в голове у западных подростков после просмотра "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", например? Знаете, стёб - стёбом, а осадок остаётся... Иными словами плохие русские в западном кино - это нормально, а плохие американцы в российском - это табу чтоли? Позвольте вас спросить - какая неправительсвенная организация вам платит? Или вы так - из московского своего патриотизма?
  • vica· 2008-11-12 14:11:09
    Мне прямо из ЦРУ башляют. Хотели они было сначала перечислять через правозащитников, но правозащитники по пути себе почти все забирали. Так что теперь напрямую башляют. Под камень туточки в Москве кладут свои баксы поганые, а я их, значитца, забираю
  • sv· 2008-11-12 18:03:58
    Замечательный у вас слог "Мне прямо из ЦРУ башляют". А по сути, справедливого вопроса, вы не ответили не слова. Нечего, или неохота?
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 77268

Смотрите также

Читайте также

мнение

Все новости ›