Видео

КИНО / РЕЦЕНЗИЯ

«Первый отряд» Ёсихару Асино

Мария Кувшинова · 16/10/2009

Имена:  Ёсихару Асино

Видеорепортаж о создании «Первого отряда» и рецензия на мультфильм, который до сих пор не заметила Комиссия по противодействию фальсификации истории

«Первый отряд», русско-японская манга Ёсихару Асино про оккультную войну мертвых пионеров-героев с «Аненербе», еще на стадии производства вызвал легкий ажиотаж, а появившись, к удивлению, не разочаровал. Фильм стал главным хитом ММКФ, показывался в Москве по разным поводам и, наконец, вышел на этой неделе в широкий прокат, до сих пор не возмутив ни коммунистов Ленинградской области, ни Комиссию по противодействию фальсификации истории.

Между тем возмущаться есть чему. Зима 1942-го, девочка Надя, дочь цирковых акробатов, вспоминает свое недавнее прошлое: после смерти родителей она попала в специальный интернат при Шестом отделе разведки; там готовили юных экстрасенсов. Но теперь все одноклассники главной героини — Зина, Ваня, Лёня, Марат — погибли. Ей предстоит вызволить товарищей с того света, чтобы совместными усилиями отбить атаку крестоносцев из ордена Меча — именно на них «Аненербе» делает ставку в предстоящей битве, которая определит исход войны.



«Первый отряд» — это масштабное произведение, в котором завиральная концепция сочетается с академической серьезностью интонации и восхитительными деталями, превращающими картину в развлечение не на один просмотр. Плюшевый медвежонок с розовой звездой на морде, выданный Наде в качестве приза в тире на ВДНХ. «Витрувианский человек» Леонардо над столом руководителя Шестого отдела, генерала Белова. Аппарат для «некропортации». Бескрайнее чистилище для павших воинов, в котором смешались в кучу крестоносцы, солдаты Конфедерации и босхианские полулюди-получудовища. Жутковатое Надино подсознание, в котором трогательные довоенные воспоминания сливаются с эсхатологическими видениями будущего.

©  Наше Кино

«Первый отряд» Ёсихару Асино
Очевидно, что именно избранная форма защищает содержание от любой возможной критики. Столь вольное обращение с историей вряд ли простили бы игровой картине с актерами (как не простили фильму Атанесяна «Сволочи», в котором НКВД готовил из трудных подростков головорезов себе на смену) — но кто будет воевать с мультфильмом? Анимация, к слову сказать, вообще оказалась надежной подушкой безопасности для тех, кто стремится разрушать смысловые и эмоциональные табу, но не хочет при этом убиться насмерть, — достаточно вспомнить израильский «Вальс с Баширом» о «запретной» ливанской войне или «Персеполис» по мотивам комикса про исламскую революцию в Иране. По крайней мере, хочется верить, что у «Первого отряда» не возникло проблем с прокатом именно из-за общих (во многом устаревших) представлений о субкультурности и маргинальности манги, а вовсе не из-за ползучей оккультной революции в головах наших граждан и идеологов (в полной версии фильма анимационные эпизоды дополняются псевдодокументальными комментариями свидетелей — ветеранов войны и историков, один из которых подозрительно смахивает на Дугина). Так или иначе, во время премьеры на ММКФ в зале обнаружились люди, которые совсем не смеялись над «некропортацией», а, напротив, утверждали после просмотра, что «все так и было».




Однако патриотический заряд у картины есть, он велик и не противоречит традиции: подростки, почти дети, одной силой духа и сплоченностью рядов побеждают нечто огромное, технологически оснащенное, превосходящее по мощи — советский Давид против фашистского Голиафа. Михаил Шприц, один из создателей «Первого отряда», в интервью «Известиям» утверждает, что пионеры-герои цельностью образов напоминают ему героев американских комиксов. Но есть существенная разница. В их биографиях никогда не было суперменства; они походили скорее на жития святых великомучеников: уцелевших ценили невысоко — замученные насмерть становились равноапостольными. И преждевременно поседевшие, изможденные, самоироничные, одетые в живописные лохмотья, мертвые подростки из «Последнего отряда» выразительно продолжают знакомую каждому советскому человеку тему героического мазохизма.

©  Наше Кино

«Первый отряд» Ёсихару Асино
Если «Первый отряд» чем-то и угрожает текущей историко-патриотической парадигме, то точно не гипотетической «фальсификацией». В фильме нет ни истории, ни исторического времени. Великая Отечественная здесь (как и в «Бесславных ублюдках») смещается в область мифа — вопреки все более настойчивым попыткам приблизить ее, не отпустить в прошлое. Одна из иллюстраций этого процесса — висевшие в Москве пару лет назад щиты с фотографией мальчика лет шести, ветерана в орденах и демографически абсурдной надписью «Спасибо деду!». Понятно, что подобная аберрация — отчасти неотрефлексированный копипейст из позднесоветского детства (когда ветеран действительно был первокласснику дедом), отчасти — подсознательная, но спровоцированная контекстом попытка приблизить войну на одно поколение. Забавно, но в тех же «Известиях» утверждается, что именно подозрительная молодость экспертов-ветеранов помешает зрителям принять на веру их чересчур убедительные воспоминания (совсем не факт в контексте «спасибо деду!» и «всё так и было»).

Так или иначе, ход времени усилиями пропагандистской машины не остановить, и вышедшие в один год «Бесславные ублюдки» и «Первый отряд» — лучшее тому подтверждение. Это не к тому, что мертвые сами должны хоронить своих мертвецов. Это к тому, что миф не стоит за уши тянуть в сегодня — с ним надо работать как с мифом. Создатели «Первого отряда» это понимают очень хорошо.


 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • dead-books· 2009-10-16 17:02:08
    Ну в общем все что вы перечислили свойственно анимэ в целом, ГГ - мазохисты, полное игнорирование исторических фактов и все такое. Японцы первые поняли что на реальность всем наплевать и теперь активно над ней извращаются.
  • Ladron· 2009-10-16 18:38:43
    В "...отряде" все бы хорошо, но с "говорящими головами" создатели явно переборщили. Примерно половина хронометража им на откуп - это слишком. Интересная (но далеко не оригинальная) задумка обернулась тем еще раздражителем...
  • Ab· 2009-10-17 11:44:19
    "сочетается с академической серьезностью интонации "
    "Однако патриотический заряд у картины есть, он велик и не противоречит традиции"

    Вспомните эпизод из мультфильма. Там пионеры решают, - помочь ли героине? И каждый говорит - я, типа, за. Второй - тоже. Последний поступает также, как и остальные. Вот в таких деталях и кроется дьявол. Возникни такая ситуация раньше, то все пионеры не задумываясь пришли бы на помощь. Потому что долг - это не выносится на обсуждение/раздумывание/голосование. Ностоящей атмосферы героизма этот мультфильм не передает. И сделан он в этом отношении не по нашим лекалам.

    А сравнивать стеб Тарантино с закосом под соцарт - самое оно. Только авторитета второму это не добавляет. Разве что стеба в американском стиле под попкорн.
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 77850

Смотрите также

Читайте также

рецензия

Все новости ›