Оцените материал

Просмотров: 7833

Гражданская журналистика начинает и выигрывает

Владимир Санин · 16/06/2009
Сервис-герой «Твиттер», копирайт на погоду и неприятности Microsoft
Герой сегодняшнего выпуска, несомненно, «Твиттер». Не то чтобы кто-нибудь сомневался, что оперативная гражданская журналистика — лучшее применение микроблогам, но происходящие сейчас в Иране события продемонстрировали все преимущества мобильного щебетания со всей возможной ясностью. Власти отключили сотовую связь, большинство социальных медиа вроде Flickr, YouTube и FaceBook ограничили возможности спутниковых коммуникаций, но «Твиттер» каким-то образом избежал общей судьбы и стал почти единственным каналом общения иранской оппозиции с внешним миром.

Разумеется, проявились и все недостатки гражданской журналистики: белый шум, масса недостоверной информации, бесконечные повторы, но тем не менее. Даже российские медиа, вообще удивительно мало внимания уделяющие иранским событиям — как будто бы и не Россия годами поддерживала режим Ажмадинеджада, строила для Ирана спутники и атомную электростанцию в Бушере, — даже они, насколько можно понять, начали в какой-то момент использовать «Твиттер» в качестве основного источника информации. Западные же информационные службы разместили ссылки на соответствующий канал в своих новостных блоках вместе со ссылками на остальные социальные медиа, в которые все-таки тоже что-то понемногу просачивается. FaceBook тоже сыграл свою роль — но на этапе избирательной кампании, в ходе которой оппозиционных кандидатов не допускали на государственное ТВ. Впоследствии его заблокировали, и микроблоги вышли на первый план. Пожалуй, первый раз дело дошло до того, что «Твиттер» отслеживают Associated Press (так заботящееся о своем копирайте на новости), CNN и другие. Эксперты, тем не менее, предостерегают от переоценки роли социальных медиа, напоминая о том, что далеко не все (а только самые активные) группы населения имеют к ним доступ и что реальная координация в большей степени происходит в офлайне, чем в микроблогах.

Так или иначе, мы наблюдаем если не торжество, то довольно мощную демонстрацию гражданской журналистики. Необходимо, правда, помнить о том, что это возможно только там, где есть соответствующая инфраструктура и достаточное количество грамотных, знающих английский людей, имеющих к ней доступ, — как в Тегеране. О происходящем, например, в Дарфуре, гражданская журналистика не может сообщить нам ровным счетом ничего.

На этой неделе получила продолжение тема платных новостей — на этот раз в отечестве. РИА «Новости» решило, не затевая долгих дискуссий, внести на рассмотрение совета по массовым коммуникациям при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ новый законопроект (!), называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов обладателей информации». Смысл в том, чтобы придать электронной новости статус товара (как у напечатанного экземпляра газеты). После этого новость «становится объектом гражданских прав наравне с имуществом или услугами» — и всё, информационное агентство получит право определять условия ее использования, ограничивать или открывать к ней доступ. Повод — борьба с любителями скопировать новость без указания источника. Каждый такой случай РИА «Новости» оценивают в 2500 рублей (!) упущенной выгоды. Очевидно, что закон этот противоречит базовым правам граждан на получение информации, свобода распространения которой не может быть в России (теоретически) ограничена иначе как специальным федеральным законом. Вполне исчерпывающе высказался по этому поводу на «Слоне» вице-президент гильдии издателей В. Гатов: «Новость как таковая не может и не должна охраняться никакими законами. Погода — она что, объект авторского права Гидрометцентра?». Пока речь, видимо, идет как минимум о штрафе за непроставление ссылок, а инициаторы поправок обещают, что «продвижение законопроекта начнется после того, как будет учтено мнение всех представителей отрасли и будет выработана консолидированная позиция». Если к тому времени нам не запретят сообщать новости, обещаем рассказать, в чем эта консолидированная позиция будет заключаться.{-page-}

Теперь, вопреки совету Тевье-молочника обсудить что-нибудь более веселое, поговорим о новостях мира бизнеса. УК Росбанка (12% акций РБК) недовольна планами реструктуризации долга холдинга, требует создать кредитный комитет, а в противном случае грозит блокировать сделки. Угрозы эти призваны не допустить планирующегося перевода всех дочерних предприятий холдинга на баланс кипрского оффшора, поскольку такое действие нарушает, по мнению УК Росбанка, права миноритарных акционеров. Генеральный директор УК Бессарабов выражает желание следить за действиями менеджмента очень, очень пристально и в случае чего возбудить против этого самого менеджмента уголовное дело. Если будет создан комитет по реструктуризации, совету директоров РБК придется согласовывать с ним свои решения, а председатель у такого комитета должен быть независимый. Нет, это все-таки уже даже не «Санта-Барбара» с тушением лесного пожара на протяжении пятнадцати серий. Это уже почти Бразилия. «Моя вторая мама», «Просто Мария» и что там еще.

Неприятности Microsoft и вокруг нее. В отечестве ФАС возбудила дело против пяти компаний — производителей ноутбуков — за безальтернативную предустановку ОС Windows. Пять компаний — это, на минуточку, Асеr, ASUS, Toshiba, Hewlett-Packard, Samsung и Dell. Это, напомним, непосредственно после другого дела — о насильственном перегоне с XP на Vista. Суд Южной Кореи признал, что MS нарушает местное законодательство о конкуренции и злоупотребляет доминирующим положением на рынке. Наконец, Еврокомиссия не удовлетворилась согласием корпорации продавать Windows 7 на европейском рынке без Internet Explorer и продолжает расследование по антимонопольному иску. Вообще, даже интересно становится, что будет, если мордовать Microsoft достаточно долго. Не исключено, что они научатся что-нибудь делать — например, зажигать спички. С другой стороны, чего их мордовать, если потребитель на все согласный? Объявлено тем временем о прекращении выпуска программы Microsoft Money, предназначенной для управления личными финансами. И правильно, было бы чем управлять.

Вот, к примеру, MySpace сокращает штат на 300—500 человек (из 1600), из Last.FM уходят его основатели, а Nokia вообще разрабатывает телефон, который (видимо, в целях экономии) не надо будет подзаряжать от сети. Он будет питаться воздухом, практически святым духом — точнее, будет ловить «колючих радио лучи» из пространства и через это получит достаточно средств к существованию. Но это нескоро. Есть, впрочем, и хорошие новости: рекламную интернет-экономику США оценили в 300 млрд долларов, и, говорят, она обеспечивает 3,1 млн рабочих мест.

Короткой строкой:

• Киркоров судится с дамами, взломавшими его аккаунт на «Одноклассниках». Еще одного товарища судят за взлом аккаунта подруги «Вконтакте», а блогер из Майями беспрепятственно морочит голову сыну самого Фиделя Кастро, и никто его за это не судит.

Открылся поисковик для соблюдающих иудеев, называется Koogle (а не Google-Shmoogle, нет), по субботам работает, но не дает совершать покупки. Google же, на удивление, кажется, напуган появлением Bing; Сергей Брин лично возглавит команду специалистов, которые должны изучить поведение конкурента.

FaceBook наконец обошел MySpace по количеству пользователей в США, Конституционный совет Франции опротестовал закон, по которому предполагалось отключать уличенных в скачивании пиратского контента пользователей на год, а в России начался прием заявлений на соискание премии Рунета. Торопитесь, но не слишком, заявки принимаются до 5 октября.


Другие колонки Владимира Санина:
Где взять денег, куда девать пользователей, 10.06.2009
В русле тенденций, 02.06.2009
В мирных целях, 19.05.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›