Оцените материал

Просмотров: 7405

В мирных целях

Владимир Санин · 19/05/2009
Ощупываем «Слона», знакомимся с «Марусей», сносим забор
Герой недели в этот раз, несомненно, медиаменеджер Леонид Бершидский со своим новым проектом «Слон». Это и хорошо, а то колонка у нас в разделе «Медиа», а новостей про собственно медиа в последнее время как-то было не густо. Проект заявлен в новом жанре «фабрика мнений», а темы обозначены следующим образом: экономика, бизнес, политика и жизнь среднего класса. Бизнес-модель рекламная, выход на рентабельность планируется в 2011 году; проект, что не часто бывает в русском сегменте сети, нацелен на получение операционной прибыли, а не на последующую продажу — по крайней мере, так объявлено. Интересен нам «Слон» сразу с двух точек зрения. Во-первых, это, кажется, первая попытка организовать производство относительно масштабного российского медиа в распределенном режиме, — в интервью Леонид Бершидский объясняет, что сотрудники (50 человек) сидят по домам, общаются по Skype, а собираются физически изредка, в кафе например. В России работодатели так и не привыкли к мысли, что сотрудники не обязательно должны сидеть в офисе под присмотром, загляните на рекрутинговые сайты, где до сих пор даже IT-корпорации набирают веб-редакторов в офис на восьмичасовой рабочий день, и никак иначе. В этом смысле модель «Слона», если она сработает, может сподвигнуть некоторые редакции на дальнейшее продвижение по пути прогресса (очень хотелось бы).

Во-вторых, «Слон» представляет собой интересную попытку вписаться в текущую медийную ситуацию. Последняя определяется как изменениями потребительского поведения в отношении бумажной прессы, за которыми не все поспевают (сам инициатор проекта упоминает в интервью закрытие Portfolio и The Boston Globe); так и специфически российской ситуацией, в которой блогосфера осталась, по сути, единственной действительно неподцензурной площадкой, в том числе в области экономической и бизнес-журналистики. Собственно, «Слон» конкурирует не с BFM.Ru, и тем более не с «Ведомостями» и «Коммерсантом», а с ЖЖ. Отсюда методика вынесения фактического материала «за скобки», т.е. просто снабжение любознательного читателя ссылками. Отсюда приглашение известных блогеров в качестве авторов без особого даже изменения формата: ну, то, что называлось постом, будет называться теперь колонкой — по сути это мало что меняет. При таком подходе главным, что должно обеспечить «Слону» приток читателей, является отбор этих самых авторов и удобство навигации. С первым все пока в порядке, а со вторым не очень: интерфейс выглядит запутанным, а рубрикация — далеко не интуитивной. С другой стороны, проект только что открылся, и в дальнейшем, по мере уточнения сценариев пользовательского поведения, все это можно будет исправить. Мы надеемся, что так и произойдет.

Особый интерес у читателей, насколько можно судить по количеству ссылок, пока вызвали тексты анонимного бизнесмена (главный редактор электронной версии «Ведомостей» указывает, что это финансист Алексей Козлов) из Бутырской тюрьмы — «Бутырка-блог». Действительно, перед нами чтение настолько страшное и настолько полно описывающее экономическую и общественно-политическую жизнь современной России, что непонятно, зачем читать остальные материалы сайта: никакого более адекватного описания отечественных реалий там все равно не найти.

О некоторой обеспокоенности, что ли, редакторов бумажных изданий относительно популярности подведомственных им газет и журналов в сети свидетельствует и недавнее предложение заместителя главного редактора газеты «Труд» Влада Вдовина. Он полагает, что правильно было бы платить гонорары авторам в зависимости от количества просмотров их материалов. В обсуждении коллеги Вдовина указывают ему на многочисленные подводные камни, как-то: уход издания в «желтизну», зависимость посещаемости от тематики, а не от качества материала, неполную ответственность автора за посещаемость, которую он в реальности делит с редактором и бильд-редактором, и т.д. «Веб-планета» к тому же резонно замечает, что редакции не отобьются от кликботов (сеть, создающаяся из зараженных «трояном» компьютеров для накрутки посещаемости). Механизм этот, предположительно, и впрямь малопригоден (даже и сами открытые счетчики посещений по отдельным материалам уже некоторая проблема, если у вас не газета «Твой день»), но появление подобных реплик — хороший индикатор того, что СМИ действительно обеспокоены растущей конкуренцией на мелеющем рынке.

Пока издатели газет размышляют, как бы им приспособить интернет к делу, издатели книг в лице «Популярной литературы» продолжают развитие модели, успешно обкатанной на книгах Дмитрия Глуховского («Метро-2033», «Сумерки», «Метро-2034»). На этот раз К. Рыков продюсирует мультимедийный сериал «Маруся». Первая часть саги, написанная создателем мукл Полиной Волошиной и Евгением Кульковым, вышла в качестве книги, новые главы публикуются на сайте, там же выложен саундтрек; созданы соответствующие сообщества в основных социальных сетях и на блог-сервисах. Рыков обещает «самый дорогостоящий литературный проект Рунета» стоимостью 10 млн долларов, рассчитанный на 5—7 лет, и ведет вроде бы переговоры с предполагаемыми авторами следующих выпусков, среди которых значатся Сергей Лукьяненко, Александр Зорич (псевдоним Дмитрия Гордевского и Яны Боцман); вторую часть пишет Кирилл Бенедиктов. Оставляя в стороне вопрос о литературных достоинствах рыковских проектов, нельзя не отметить, что используемая им маркетинговая модель отлично работает. По крайней мере Глуховский не вылезает из списков бестселлеров. Об экономической стороне вопроса судить трудно: Рыков объясняет, что миллион долларов, вложенный в «Метро-2033», окупился, но как это проверить, непонятно. Политическая ангажированность медийных рыковских проектов заставляет думать, что у него есть, как бы это сказать, несколько более полный доступ к оборотным средствам, чем у среднего российского издателя. В любом случае потенциал маркетинговых коммуникаций в сети для книгоиздания существенно выше, чем принято думать. Особенно когда речь идет о массовом рынке.

Происходит вместе с тем и быстрая переоценка эффективности интернета в качестве средства обратной связи с государством. Президентские пиарщики и пресс-службисты развивают успех, достигнутый открытием блога Медведева в ЖЖ и демонстрируют, что не просто так едят свой хлеб: пользователь voda_i_ryba пожаловался высшему государственному чиновнику РФ на отдельные недостатки, замеченные им в Краснодаре. Там никак не закончится реконструкция мемориала у Вечного огня, в результате чего жители города вынуждены были возлагать цветы к металлическому заграждению. В ответ пресс-служба запостила скан резолюции с призывом к губернатору Ткачеву разобраться и наказать виновных. Виновных, может, конечно, и накажут, но это все, воля ваша, какое-то катастрофическое несоответствие уровней развития производительных сил и производственных отношений. Интернет — XXI век, а челобитные государю с просьбами поправить забор — в лучшем случае XIX. Блогерам нравится, что их обращения не остаются без ответа, но вообще, если разобраться, это позорище — отличная иллюстрация к терминам «вертикаль власти» и «ручное управление». И радоваться тут, мягко говоря, совершенно нечему: это как если бы председателя «Газпрома» вызывали по спутниковой связи на объект лампочку ввернуть.

На выставке «Связь-экспокомм-2009» ФСБ в лице руководителя подразделения Центра информационной безопасности Сергея Михайлова снова попугало общественность ужасной киберпреступностью. Требуют, как всегда, ужесточения законодательства, а еще отмены анонимности. Это все потому, что текущий год объявлен в стране Годом безопасного интернета. Вот и «Скайлинк», пользуясь поводом, объединяет усилия с РОЦИТ в области защиты детей от негативного контента. РОЦИТ обеспечивает экспертизу, а оператор предоставляет безлимитный доступ к дозволенным ресурсам в рамках специально разработанных тарифных решений. Выглядит несколько комично. Какой такой опасный контент можно вытянуть со скоростями скайлинковских модемов, не очень понятно. Конечно, в былые времена особенно терпеливые пользователи и порнографию качали на скорости 14.400, но как-то не верится, что у нынешних детей хватит на это терпения.


Короткой строкой

• Заработала система Wolfram|Alpha, призванная в перспективе заменить привычные поисковики. Семантический анализ запросов (по-английски), выдача информации в структурированном виде, визуализация результатов (графики, таблицы, диаграммы) и многое другое. Пока это скорее демонстрационная версия, составляющая не особенно серьезную конкуренцию, скажем, «Википедии», но в будущем обещают разные чудеса и диковины.

• Музыкальный портал Muz.Ru объявил о начале продаж треков, принадлежащих EMI в виде mp3, и одновременном переводе каталогов остальных мейджоров (Universal Music, Sony и Warner) в тот же формат mp3, что означает отказ от использования DRM (Digital Rights Management) — технологии, защищающей купленные треки от дальнейшего копирования. Учитывая, что от DRM отказался недавно и самый крупный онлайновый магазин iTunes, здравый смысл в этой области, видимо, возобладал.

• «Твиттеру» придумали еще одно применение. По нему теперь можно флиртовать.


Другие колонки Владимира Санина:
Будни инженеров и блогеров, 12.05.2009
Нихт ковыряйт, 22.04.2009
Притеснения и юрисдикции, 14.04.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Ab· 2009-05-22 15:50:45
    "Рыков объясняет, что миллион долларов, вложенный в «Метро-2033», окупился, но как это проверить, непонятно."

    А никак это проверять не нужно. Потому что фигня. Первоначальный тираж книги Глуховского был 100 тыс. экз. Потом был второй, - о его величине нигде не сообщается. Но, скорее всего, он был не больше, но больше допечаток не было. Хотя спрос спустя года полтора и возник, но печатать новый доптираж было уже экономически не выгодно, так как продажи сильно упали. Таким образом, при величине 200 тыс. экз (потолок), разбив это на 1 млн. зеленых, получаем экономически окупаемую цифру в 5 дол. за экз., что меньше отпускной цены на издание. А ещё бумага и неместная полиграфия... Хотя экономят в "ПопЛите" (читай: воруют) на всём, включая редактуру. Так, в книге "Гастарбайтер" на каждой странице название выписано как "Гастрабайтер"... Но даже если вообразим что "Метро 2033" был прибыльным (:)), то провалы с другими проектами, особенно с "Нефтью" Юденич, делают треп Рыкова об самоокупаемости смешным, если не сказать глупо выглядящим. Конечно, легко так говорить, когда за спиной (читай: в карманах) деньги Администрации П. Только менеджмент, на в пример сурковскому, х.ровый.
Все новости ›