Не так важно, что наблюдать: жизнь животных, работу рекламного агентства или досуг одинокого блогера, – важна сама возможность наблюдать это в реальном времени, без редактуры и цензуры.

Оцените материал

Просмотров: 9382

Глобальные ожидания

Анна Голубева · 27/08/2010
Страницы:
Реаллайф в реалтайме

Живые трансляции выглядят еще перспективнее надоевшего видео по требованию.

Телеканал Натальи Синдеевой «Дождь. Optimistic Channel» компенсирует свои не особенно сильные профессиональные позиции сильным решением транслировать зрителю весь производственный процесс: летучки, обсуждения передач, пустые студии. Эта откровенная безыскусность трогает сердца даже самых ядовитых противников синдеевской затеи.

Прямая трансляция — мощное орудие эмоционального воздействия, что подтверждает популярность ресурсов типа blogTV или недавно открытого в Рунете Reallok TV. Не так важно, что наблюдать: жизнь животных, работу рекламного агентства или досуг одинокого блогера, — важна сама возможность наблюдать это в реальном времени, без редактуры и цензуры. ТВ пока толком не понимает, что делать с этим многообещающим способом цеплять и удерживать зрительское внимание, но очень скоро поймет.

Деление и умножение


Фрагментация телевизионной аудитории — самый важный и глобальный мировой тренд. Отвечая на этот вызов, участники телеиндустрии продолжают объединяться. В России путем сложения медиаактивов «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинга» создан новый телевизионный холдинг ЮТВ. В США сливаются ресурсы кабельного оператора Сomcast и производственные студии NBC Universal. Интернациональная компания All3Media, объединяющая студии США, Европы, Австралии и Новой Зеландии, приобретает производителей главных британских кулинарных телешоу — Optomen Television и One Potato Two Pоtato (чей совладелец — знаменитый Гордон Рамзи). Концентрация в одних руках разных возможностей позволяет в разы увеличить эффективность. И главное — оказалось, что большой мультифункциональный холдинг, владеющий универсальными и нишевыми медиа, кабельными каналами, продакшн-студиями, контент-агрегаторами, способен гораздо ловчее и маневреннее обслуживать интересы расползающейся по сегментам телеаудитории.

Цена контента

На фоне размножения способов доставки растет значимость контента. Дальновидные игроки рынка давно уже занялись производством и продажей видео, это становится все более популярным среди новостных агентств, издательских домов и кинокомпаний. Оборотистый Люк Бессон, подсчитав прибыль от недавно купленной им продакшн-студии, заявил о намерении углубиться в телепроизводство с головой. Планы инвестировать в создание телеконтента недавно озвучило руководство издательского дома «Коммерсантъ». Холдинг «Ньюс медиа-Рус», мастерски владеющий приемами желтой журналистики и газетой «Жизнь», отныне хочет продавать собственное видео телеканалам за деньги (прежде оно обменивалось на упоминания производителя).

Серийное производство

Незачем перечислять новые англосаксонские спин-оффы, судебные драмы и полицейские боевики — криминалу по-прежнему посвящена львиная доля производимых в мире сериалов. Интереснее следить за тем, что меняется.

Вампирская тема развивается — к прошлогодним The Vampire Diaries (CW), чей второй сезон стартует в начале сентября, добавились The Walking Dead (AMC), американский телеканал SyFy адаптирует британскую вамп-комедию Being Human, а в планах NBC — полицейско-вампирский комедийный сериал Zombies vs. Vampires.

Появились признаки шпиономании. На канале СW выходит ремейк сериала про Никиту, на NBC премьера Undercovers — комедии про экс-супругов и экс-спецагентов ЦРУ, которым в обеих сферах дается второй шанс. ABC адаптирует один из самых успешных британских сериалов нулевых Spooks (он же MI-5) — про контрразведчиков.

Твердо держатся ретросериалы — к третьему сезону Mad Man (AMC) в США добавилась премьера бутлегерской драмы про американские 20-е Boardwalk Empire (HBO), в производстве которой участвовал сам Скорсезе.

Выросла доля комедий — в англоязычном многосерийном кино этот жанр сейчас доминирует. Больше всего среди премьер, конечно, комедий про отношения. Любовные и семейные — Better Together (ABC), Perfect Couples и Love Bites (NBC), Running Wilde (FOX), 18 To Life (CW), Mad Love и Mike & Molly (CBS). Дружеские — Happy Endings (ABC), Mixed Signals (FOX), Friends With Benefits (NBC). Производственные — Outsourced (NBC).

А вот в сегменте медицинских сериалов — явный спад.

Зато у нас медицина на подъеме — доктор Хаус еще аукается родной сериальной индустрии. Сезон начался с премьеры драмы «Маршрут милосердия» («Мостелефильм»), о медицинском поезде, и мини-сериала «Земский доктор» с Ольгой Будиной («Эс Эф Продакшн») на канале «Россия-1». Впереди давно обещанный «Доктор Тырса» («1+1») и детектив с медицинским уклоном «Врач» («Форвард-фильм»).

О вампирах и зомби на нашем ТВ, конечно, речи нет, но кое-какая мистика отечественного разлива появляется. Канал «ТВ-3» планирует показать мистическую драму «Башня» с Чулпан Хаматовой и Даниилом Спиваковским, о пленниках высотного здания, и мелодраму «Дежурный ангел» с Ольгой Ломоносовой и Алексеем Кортневым — о женщине-хирурге, видящей потустороннее. Для «Первого» предназначен фантастический триллер «Шахта» с Ильей Носковым, о таинственных событиях в шахтерском городке, и 4-серийная экранизация фантастического романа Д. Герасимова «Если небо молчит» с Ольгой Красько и Александром Балуевым.

С комедиями получше, но среди премьер их едва ли наберется четверть — преобладает все же криминальная драма. Зато по части ретро мы точно никому не уступаем. В этом сезоне ТВ предлагает зрителям солидный пакет ретромногосериек.

Военная драма: экранизация «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана (режиссер Сергей Урсуляк, «ДМ Студио»); сериал «Операция “Город”» с Андреем Мерзликиным (ЦПШ), об освобождении Польши в 1944-м; боевик «Охотники за караванами» с Алексеем Серебряковым (Star Media) — об афганской кампании 1980-х.

Криминальное ретро: «М.У.Р» с Михаилом Ефремовым и Мариной Александровой — сериал по книгам Эдуарда Хруцкого о работе московского УГРО во время войны. («ДМ Студио» ), а также два ретродетектива о громких уголовных делах времен развитого социализма — «Охотники за бриллиантами» с Александром Серебряковым и Евгением Мироновым, про ограбление вдовы писателя Толстого (ЦПШ), и «Охота на Беркута» с Сергеем Маковецким и Михаилом Пореченковым, про следствие над директором Елисеевского гастронома (Star Media).

Традиционно востребованное блатное ретро представляет премьера сериала из послевоенной жизни «Шпана замоскворецкая» с Полиной Кутеповой и Андреем Мерзлкиным (ЦПШ) и история коронованного вора в законе из времен Гражданской войны «Однажды в Одессе» (Star Media).

По части адаптации чужих форматов мы несколько отстаем от передовых сериальных держав, которые постоянно обмениваются лицензиями на увлекательные сюжеты. Но все же в этом сезоне на наши экраны выйдет «Побег из тюрьмы» с Юрием Чурсиным и Владимиром Епифанцевым, созданный для «Первого канал» продюсерами Константином Эрнстом и Денисом Евстигнеевым («Красный квадрат») по лекалам знаменитого Prison Break. На СТС покажут ситком «Как я встретил вашу маму» («ГудСториМедиа») — парафраз американского How I Meet Your Mother. И, похоже, ничто здесь не мешает свободной, никак не лицензируемой адаптации чужих идей. Трудно отделаться от мысли, что образ отрицательно-обаятельного мастера словесно воздействовать на психику («Манипулятор» с Гошей Куценко от Star Media) навеян американскими Psych, Lie to Me и все тем же «Хаусом». И нетрудно угадать, чем могли вдохновляться создатели сериала про необитаемый остров, куда после кораблекрушения попадает пестрая компания оставшихся в живых («Остров ненужных людей» той же студии).

Передачи для всех

Здесь главная тенденция — группы по интересам. В Европе и США увеличивается ассортимент тематических шоу для узкой аудитории — о ремонте и дизайне, охоте и рыбалке, о путешествиях, активном отдыхе, экстремальных видах спорта. На российском ТВ сегментация не так заметна: наши увлечения имеют пока преимущественно повальный характер.

Медицина

Целительство, самолечение и прочие народные забавы, которыми так увлекаются доверчивые зрительницы определенного возраста, ныне не в чести. На ТВ пришла официальная медицина — в моде строгие лица и белые халаты. В приличной передаче о здоровье в студии должен постоянно находиться врач-эксперт, а лучше — ведущий. Ко второму сезону передача «О самом главном» («Россия-1»), ведомая актером и дядей-доктором, вдвое увеличила хронометраж. Канал ТВЦ обещает премьеру медицинского ток-шоу «Врачи». На «Первом» к еженедельному «Здоровью» добавляют ежедневную «Здорово жить!», где рядом с вечной Еленой Малышевой — авторитетные медики-специалисты. К самодеятельному целителю Малахову («Первый») теперь приставлена в качестве соведущей тетя-доктор.

Новая кулинария

Здесь обратная история — самодеятельность. Забыто прошлогоднее поветрие приглашать для ведения кулинарных передач глянцевых колумнистов. Теперь ведущие и участники должны быть дилетантами. На ТВЦ сочли наиболее аппетитным сочетание еды и Анны Семенович («Барышня и кулинар»). Зрители ТНТ вместе с Лерой Кудрявцевой учатся готовить вкусное и полезное («Ешь и худей»). В новом кулинарном шоу ТВ-3 «Домашний ресторан» под управлением Василия Стрельникова соревнуются повара-любители. Так что некоторая специализация намечается и тут. Но до таких тонкостей, как блюда из растений собственного огорода (Great British Waste Menu на BBC1), или создание пищевых скульптур (Extreme Food Sculptors американского TLC), нам пока далеко.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›