Не так важно, что наблюдать: жизнь животных, работу рекламного агентства или досуг одинокого блогера, – важна сама возможность наблюдать это в реальном времени, без редактуры и цензуры.

Оцените материал

Просмотров: 9377

Глобальные ожидания

Анна Голубева · 27/08/2010
Вопреки страшным прогнозам и смертельным диагнозам ТВ если не совсем здорово, то вполне живо. И у него есть поводы для оптимизма

©  Варвара Аляй

Глобальные ожидания
Ни глобальное потепление одних участков глобуса, ни глобальное потопление других не смогли принципиально изменить миропорядок. День все равно становится короче, воздух холоднее, граждане возвращаются из отпусков к привычной жизни, руки их привычно тянутся к пульту. И это все тот же пульт телевизора.

Нет, телесмотрение, конечно, падает. В России оно в среднем составляет всего 2 часа в сутки. Примерно столько же ежесуточно смотрят телик в США и Южной Корее, в Мексике ему посвящают 2 часа 20 минут, а вот в Британии из-за кризиса показатель заметно вырос, и просмотр ТВ отнимает больше 4 часов в сутки.

Аудитория ТВ, конечно, редеет — на фоне роста интернет-аудитории, но она все еще велика. По данным «TNS Россия», в крупных городах число телезрителей почти вдвое больше числа пользователей интернета. Узнавать новости население тоже склонно из ящика — даже в продвинутой группе от 12 до 24 человек большинство (32% против 24%) все еще предпочитает информационные выпуски ТВ новостным лентам сети.

В общем, вопреки страшным прогнозам и смертельным диагнозам ТВ если не совсем здорово, то вполне живо. И у него есть поводы для оптимизма.

Подъем!

Рынок телерекламы во время рецессии падал не так сильно, как в других медиа, — и поднимается быстрее. У нас кризис усугубился крупным переделом рынка (законодательные ограничения, изменившие расстановку крупных медиаселлеров и последующая смена собственника крупнейшего из них — агентства «Видео Интернешнл»). Но паника насчет возможного хаоса в индустрии оказалась напрасной. Рост российского рынка телерекламы в первом квартале 2010 года составил, по оценкам АКАР, 7% для эфирного и 26% для кабельного ТВ. Объем телерекламы за первое полугодие увеличился на 21% (данные AdMonitor). Началось повышение цен на телерекламу. И пусть затраты на нее растут не так быстро, как на онлайновую рекламу, в ближайшие годы мировое телевидение, по прогнозам Zenith Optimedia, все равно будет собирать более 40% от всех рекламных бюджетов.

Продуктовая емкость

Новые перспективы открылись перед рекламой товаров и услуг, вписанной в телеконтент. С одной стороны, на product placement рецессия влияла плохо — его объемы сократились минимум вдвое, рекламодатели экономили на продвижении с отсроченным эффектом. У нас масла в огонь подлило весеннее заявление ФАС, признавшей спонсорство, доселе не имевшее четкого юридического статуса, обычной рекламой. Это всколыхнуло рынок, но и стало поводом для ввода РР в цивилизованные рамки. В этой неупорядоченной в смысле норм, технологий и расценок области началась разработка нормативной базы и ценовой политики. Скоро появятся профессиональные умельцы органично внедрять бренды в телесценарии (пока такие есть только в большом кино) — и нас перестанет раздражать преувеличенное внимание телеведущих к спонсорскому соку. Креативная мысль не стоит на месте — британская студия спецэффектов Red Vision Vfx недавно предложила сервис, позволяющий менять названия, логотипы, цвет и форму появляющихся в кадре предметов, а также сами предметы — на стадии постпродукции, в уже отснятом видеоматериале. РР предрекают скорый и повсеместный расцвет (в США, по мнению компании PQ Media, объемы к 2014 году вырастут вдвое), росту цен на него не мешают никакие регуляторы рынка. Да и куда нашей ФАС до строгого британского регулятора Ofcom, который обязал национальное ТВ помечать передачи с product placement специальным значком и запретил продвигать таким способом не только табак и алкоголь, но и детское питание, сахар, соль, лекарства, жирные продукты и напитки.

Мобилизация ТВ

ТВ осваивает новые платформы. Число зрителей мобильного ТВ в мире растет на 15—30% ежегодно. О более красочных цифрах в России сообщает «Мегафон», первым запустивший эту услугу. МТС осенью переводит свое мобильное телевидение из тестового режима в коммерческий, за ним подтянется и «Вымпелком». Но до недавнего времени развитие ТВ на мобильнике тормозила естественная преграда — неудобство смотреть большое видео на маленьком экранчике. Весной она была устранена одним эффектным жестом компании Apple.

Недостающее звено

iPad раздвинул горизонты мобильного телевидения: не успели стартовать легальные продажи девайса в Европе, как телеканалы уже наперебой предлагали сервисы для просмотра на нем своих программ. Французы летом получили доступ через планшетник к передачам 30 телеканалов, включая MCM, MTV, Infosport; все каналы медиакомпании «Canal+». Для подписчиков это либо бесплатно, либо стоит символические 5 евро в месяц. Презентовали свои приложения немецкие телеконцерны Pro Sieben Sat1 и RTL (последний берет за него меньше 2 евро в месяц). Обладателям iPad в Англии стали доступны передачи ВВС, в Голландии — программы местных коммерческих телесетей. В России Джобсова таблетка дает доступ к каналу «Спорт-1» и видеоконтенту Zoomby.ru. На родине iPad пошли дальше: компания Dish Network предоставила своим абонентам, владеющим устройством, приложение, позволяющее дистанционно управлять приставкой DVR и даже телевизором, если он снабжен ресивером Dish Network: переключать каналы, программировать и просматривать записи, менять настройки.

Это реальный прорыв мобильного ТВ, а оставшиеся технические вопросы, вроде прав на трансляцию через iPad или мощности сетей 3G, решить будет точно легче, чем придумать планшетный компьютер.

Экран аkа монитор

Больше половины населения США смотрит видео в интернете. Но только один из десяти готов за это платить. У нас можно за глаза утверждать, что желающих платить за видео в сети еще меньше. Попытки убедить публику начать покупать контент, а пиратов — перестать его воровать провалились, вынуждая нашу телеиндустрию идти путем всея мировой. Спустя четыре года после создания на ВВС видеосервиса iPlayer и старта американского видеопортала Hulu на пустом русском поле легального видео, где маячил один партийный Russia.ru и один беспартийный Tvigle.ru, произошла революция. За считаные месяцы взошли и заколосились тучные ivi.ru, Zoomby.ru, TVzavr.ru, которые даром раздают публике легальный и вполне свежий телепродукт. На очереди собственные видеопорталы «Первого канала» и холдинга «Газпром-Медиа». Во Франции свой видеохостинг (FPluzz) запустило общественное телевидение, в Германии для этого объединяются конкуренты RTL и ProSiebenSat. 1. Компания «RUметрика» полагает, что в ближайшее время число зрителей телеконтента в интернете будет расти на 40% ежегодно.

Телевизор, как показали недавние исследования американской компании Nielsen, остается самой популярной платформой для просмотра видеоконтента. Неудивительно, что интернет со своей стороны ищет выход на телеэкран. Этим летом американский YouTube внедрил сервис, дающий юзерам возможность загружать видео на большой экран почти без потерь в качестве, причем на телеприемниках с поддержкой интерактивных функций его можно смотреть даже при выключенном компьютере. Наш «СТРИМ-ТВ» с начала лета предоставляет абонентам сервис просмотра видеороликов YouTube на телеэкране. А совместный проект отечественных компаний HD Media и НПК «Эра» позволяет в реальном времени передавать на телевизоры Samsung телеканалы из интернета.


{-page-}





Реаллайф в реалтайме

Живые трансляции выглядят еще перспективнее надоевшего видео по требованию.

Телеканал Натальи Синдеевой «Дождь. Optimistic Channel» компенсирует свои не особенно сильные профессиональные позиции сильным решением транслировать зрителю весь производственный процесс: летучки, обсуждения передач, пустые студии. Эта откровенная безыскусность трогает сердца даже самых ядовитых противников синдеевской затеи.

Прямая трансляция — мощное орудие эмоционального воздействия, что подтверждает популярность ресурсов типа blogTV или недавно открытого в Рунете Reallok TV. Не так важно, что наблюдать: жизнь животных, работу рекламного агентства или досуг одинокого блогера, — важна сама возможность наблюдать это в реальном времени, без редактуры и цензуры. ТВ пока толком не понимает, что делать с этим многообещающим способом цеплять и удерживать зрительское внимание, но очень скоро поймет.

Деление и умножение


Фрагментация телевизионной аудитории — самый важный и глобальный мировой тренд. Отвечая на этот вызов, участники телеиндустрии продолжают объединяться. В России путем сложения медиаактивов «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинга» создан новый телевизионный холдинг ЮТВ. В США сливаются ресурсы кабельного оператора Сomcast и производственные студии NBC Universal. Интернациональная компания All3Media, объединяющая студии США, Европы, Австралии и Новой Зеландии, приобретает производителей главных британских кулинарных телешоу — Optomen Television и One Potato Two Pоtato (чей совладелец — знаменитый Гордон Рамзи). Концентрация в одних руках разных возможностей позволяет в разы увеличить эффективность. И главное — оказалось, что большой мультифункциональный холдинг, владеющий универсальными и нишевыми медиа, кабельными каналами, продакшн-студиями, контент-агрегаторами, способен гораздо ловчее и маневреннее обслуживать интересы расползающейся по сегментам телеаудитории.

Цена контента

На фоне размножения способов доставки растет значимость контента. Дальновидные игроки рынка давно уже занялись производством и продажей видео, это становится все более популярным среди новостных агентств, издательских домов и кинокомпаний. Оборотистый Люк Бессон, подсчитав прибыль от недавно купленной им продакшн-студии, заявил о намерении углубиться в телепроизводство с головой. Планы инвестировать в создание телеконтента недавно озвучило руководство издательского дома «Коммерсантъ». Холдинг «Ньюс медиа-Рус», мастерски владеющий приемами желтой журналистики и газетой «Жизнь», отныне хочет продавать собственное видео телеканалам за деньги (прежде оно обменивалось на упоминания производителя).

Серийное производство

Незачем перечислять новые англосаксонские спин-оффы, судебные драмы и полицейские боевики — криминалу по-прежнему посвящена львиная доля производимых в мире сериалов. Интереснее следить за тем, что меняется.

Вампирская тема развивается — к прошлогодним The Vampire Diaries (CW), чей второй сезон стартует в начале сентября, добавились The Walking Dead (AMC), американский телеканал SyFy адаптирует британскую вамп-комедию Being Human, а в планах NBC — полицейско-вампирский комедийный сериал Zombies vs. Vampires.

Появились признаки шпиономании. На канале СW выходит ремейк сериала про Никиту, на NBC премьера Undercovers — комедии про экс-супругов и экс-спецагентов ЦРУ, которым в обеих сферах дается второй шанс. ABC адаптирует один из самых успешных британских сериалов нулевых Spooks (он же MI-5) — про контрразведчиков.

Твердо держатся ретросериалы — к третьему сезону Mad Man (AMC) в США добавилась премьера бутлегерской драмы про американские 20-е Boardwalk Empire (HBO), в производстве которой участвовал сам Скорсезе.

Выросла доля комедий — в англоязычном многосерийном кино этот жанр сейчас доминирует. Больше всего среди премьер, конечно, комедий про отношения. Любовные и семейные — Better Together (ABC), Perfect Couples и Love Bites (NBC), Running Wilde (FOX), 18 To Life (CW), Mad Love и Mike & Molly (CBS). Дружеские — Happy Endings (ABC), Mixed Signals (FOX), Friends With Benefits (NBC). Производственные — Outsourced (NBC).

А вот в сегменте медицинских сериалов — явный спад.

Зато у нас медицина на подъеме — доктор Хаус еще аукается родной сериальной индустрии. Сезон начался с премьеры драмы «Маршрут милосердия» («Мостелефильм»), о медицинском поезде, и мини-сериала «Земский доктор» с Ольгой Будиной («Эс Эф Продакшн») на канале «Россия-1». Впереди давно обещанный «Доктор Тырса» («1+1») и детектив с медицинским уклоном «Врач» («Форвард-фильм»).

О вампирах и зомби на нашем ТВ, конечно, речи нет, но кое-какая мистика отечественного разлива появляется. Канал «ТВ-3» планирует показать мистическую драму «Башня» с Чулпан Хаматовой и Даниилом Спиваковским, о пленниках высотного здания, и мелодраму «Дежурный ангел» с Ольгой Ломоносовой и Алексеем Кортневым — о женщине-хирурге, видящей потустороннее. Для «Первого» предназначен фантастический триллер «Шахта» с Ильей Носковым, о таинственных событиях в шахтерском городке, и 4-серийная экранизация фантастического романа Д. Герасимова «Если небо молчит» с Ольгой Красько и Александром Балуевым.

С комедиями получше, но среди премьер их едва ли наберется четверть — преобладает все же криминальная драма. Зато по части ретро мы точно никому не уступаем. В этом сезоне ТВ предлагает зрителям солидный пакет ретромногосериек.

Военная драма: экранизация «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана (режиссер Сергей Урсуляк, «ДМ Студио»); сериал «Операция “Город”» с Андреем Мерзликиным (ЦПШ), об освобождении Польши в 1944-м; боевик «Охотники за караванами» с Алексеем Серебряковым (Star Media) — об афганской кампании 1980-х.

Криминальное ретро: «М.У.Р» с Михаилом Ефремовым и Мариной Александровой — сериал по книгам Эдуарда Хруцкого о работе московского УГРО во время войны. («ДМ Студио» ), а также два ретродетектива о громких уголовных делах времен развитого социализма — «Охотники за бриллиантами» с Александром Серебряковым и Евгением Мироновым, про ограбление вдовы писателя Толстого (ЦПШ), и «Охота на Беркута» с Сергеем Маковецким и Михаилом Пореченковым, про следствие над директором Елисеевского гастронома (Star Media).

Традиционно востребованное блатное ретро представляет премьера сериала из послевоенной жизни «Шпана замоскворецкая» с Полиной Кутеповой и Андреем Мерзлкиным (ЦПШ) и история коронованного вора в законе из времен Гражданской войны «Однажды в Одессе» (Star Media).

По части адаптации чужих форматов мы несколько отстаем от передовых сериальных держав, которые постоянно обмениваются лицензиями на увлекательные сюжеты. Но все же в этом сезоне на наши экраны выйдет «Побег из тюрьмы» с Юрием Чурсиным и Владимиром Епифанцевым, созданный для «Первого канал» продюсерами Константином Эрнстом и Денисом Евстигнеевым («Красный квадрат») по лекалам знаменитого Prison Break. На СТС покажут ситком «Как я встретил вашу маму» («ГудСториМедиа») — парафраз американского How I Meet Your Mother. И, похоже, ничто здесь не мешает свободной, никак не лицензируемой адаптации чужих идей. Трудно отделаться от мысли, что образ отрицательно-обаятельного мастера словесно воздействовать на психику («Манипулятор» с Гошей Куценко от Star Media) навеян американскими Psych, Lie to Me и все тем же «Хаусом». И нетрудно угадать, чем могли вдохновляться создатели сериала про необитаемый остров, куда после кораблекрушения попадает пестрая компания оставшихся в живых («Остров ненужных людей» той же студии).

Передачи для всех

Здесь главная тенденция — группы по интересам. В Европе и США увеличивается ассортимент тематических шоу для узкой аудитории — о ремонте и дизайне, охоте и рыбалке, о путешествиях, активном отдыхе, экстремальных видах спорта. На российском ТВ сегментация не так заметна: наши увлечения имеют пока преимущественно повальный характер.

Медицина

Целительство, самолечение и прочие народные забавы, которыми так увлекаются доверчивые зрительницы определенного возраста, ныне не в чести. На ТВ пришла официальная медицина — в моде строгие лица и белые халаты. В приличной передаче о здоровье в студии должен постоянно находиться врач-эксперт, а лучше — ведущий. Ко второму сезону передача «О самом главном» («Россия-1»), ведомая актером и дядей-доктором, вдвое увеличила хронометраж. Канал ТВЦ обещает премьеру медицинского ток-шоу «Врачи». На «Первом» к еженедельному «Здоровью» добавляют ежедневную «Здорово жить!», где рядом с вечной Еленой Малышевой — авторитетные медики-специалисты. К самодеятельному целителю Малахову («Первый») теперь приставлена в качестве соведущей тетя-доктор.

Новая кулинария

Здесь обратная история — самодеятельность. Забыто прошлогоднее поветрие приглашать для ведения кулинарных передач глянцевых колумнистов. Теперь ведущие и участники должны быть дилетантами. На ТВЦ сочли наиболее аппетитным сочетание еды и Анны Семенович («Барышня и кулинар»). Зрители ТНТ вместе с Лерой Кудрявцевой учатся готовить вкусное и полезное («Ешь и худей»). В новом кулинарном шоу ТВ-3 «Домашний ресторан» под управлением Василия Стрельникова соревнуются повара-любители. Так что некоторая специализация намечается и тут. Но до таких тонкостей, как блюда из растений собственного огорода (Great British Waste Menu на BBC1), или создание пищевых скульптур (Extreme Food Sculptors американского TLC), нам пока далеко.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›