Читателей обманывают – это плохо, но что же делать.

Оцените материал

Просмотров: 23346

«Коробки от ксерокса рулят и будут рулить еще долго»

Полина Быховская · 12/04/2012
Страницы:
 

Из рук в руки

Сотрудник одного PR-агентства рассказал, что однажды он пригласил журналиста «Российской газеты» на пресс-конференцию. Тот сказал, что сам прийти не сможет, но о мероприятии напишет что скажут. И огласил расценки: статья размером в четверть полосы обошлась бы компании около 10 тысяч евро. Через рекламный отдел это бы стоило в полтора раза дороже.

Компании выбирают лояльных журналистов, дарят им телефоны, ноутбуки, возят в пресс-туры. Деньги предлагают крайне редко и иногда даже постфактум. Рассказывают о случаях, когда компания прогибала принципиального корреспондента угрозой молчания: если бы он не взял деньги, следующие новости компания рассказала бы не ему, а конкурентам из других изданий.

Существуют и прайс-листы на коммерческие услуги журналистов. Один из них есть в распоряжении OPENSPACE.RU.

«Московский комсомолец» 1/8 А2 — $13 тыс.
«РБК daily» — 1/2 полосы — $12,5 тыс.
«Независимая газета» 1/4 D2 — от $7,5 тыс. (позитив) до $11,25 тыс. (негатив)
«Новая газета» 1/2 А3 — $10,5 тыс.
«Аргументы недели» 1/2 А3 — $8 тыс.


Издания типа «Коммерсанта» и «Ведомостей» принципиально не публикуют «джинсу», заботясь о своей репутации. Но это не значит, что нельзя попытаться купить самих журналистов. По словам одного из бывших сотрудников «Коммерсанта», заказная публикация на первой полосе стоит от $30 тыс. На тематической полосе — от $5 тыс.

Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев говорит: «Про то, что наши журналисты куплены, мы слышим каждый день по всем каналам телевидения и не только. Я столкнулся с такой попыткой всего один раз, с этим автором мы сразу расстались. Я не могу рассказать вам, как мы это выявляем. Руководство редакции следит за этим с помощью службы безопасности. Прайс-листы придумали пиарщики, чтобы брать деньги со своих клиентов. Половина PR-индустрии живет этим. Если бы кто-то из них мог что-то доказать, мы бы давно были в суде. У нас есть масса интересантов, конкурентов.

В целом в «Коммерсанте» выстроена система, в которой журналисты не определяют, что будет стоять на полосе. Есть рерайтеры, редакторы отделов, заместитель главного редактора — такое количество путешествий по чужим головам. Не говоря уже о службе безопасности. В приличной газете текст претерпевает столько разных процедур, что отдельно взятый журналист не может такую услугу предоставить. В неприличных газетах есть целые полосы, отданные на откуп журналисту, и если он нечист на руку, там появляются заказные материалы. В «Коммерсанте» это невозможно чисто технологически».


Промежуточные форматы

Я позвонила в рекламную службу «РБК daily», представившись агентом крупной компании. Сотрудник рекламной службы газеты Дмитрий Яшин сказал, что размещение проплаченных материалов в основной части газеты невозможно. Зато он предложил половину полосы в тематическом приложении за 720 тысяч рублей. «Это размещение с брендированием. Я пример покажу, как Сколково размещает, вашим клиентам понравится», — сказал Яшин.

Тематические вкладки официально предлагают компаниям стать информационными спонсорами. Это вполне легальный способ продвижения компании или продукта. Правда, на практике бывает так, что содержание «брендированных» полос влияет и на основной контент приложения или даже основного издания.

Главный редактор «РБК daily» Петр Кирьян считает, что «тематические полосы — это не «джинса». Отдельная глянцевая тетрадка с логотипом рекламодателя — это вроде каталога товаров. Она не является рекламой в чистом виде — это не продажа товара или услуги. Когда там выходит, например, обзор по конференции, понятно что доклады публикуются не потому, что они всем интересны. Вообще разговоры про «джинсу» — это разводка PR-агентств. У агента есть договор с клиентом. Часть этой сметы — организация публикаций. Агентство предлагает изданию тему для интервью, когда СМИ отказывает, пытаются пойти деньгами, не понимая, что неинтересную новость не будут публиковать ни за какие деньги. Разные компании регулярно, примерно раз в неделю, звонят и обвиняют, что та или иная публикация куплена. Особенно когда компании судятся друг с другом и у них обострено чувство врага. А может, корреспондент просто не разобрался до конца, или не смог дозвониться, или сложный конфликт».

Один из бывших сотрудников «Ведомостей» рассказал, что нынешний главный редактор «National Geographic Россия» Александр Грек несколько лет назад работал в приложении «Ведомости — Пятница», и его попросили сделать вкладку про хай-тек. В итоге каждый материал был посвящен работе компании «Роснано». «Трудно сказать, бескорыстно он это ставил или за деньги, — рассказывает источник, — каждая статья в принципе выглядит объективно. Более того, там про изобретателей графена написали за год до Нобеля. Но все вместе — полный привет». В комментариях к настоящей публикации Александр Грек заявил: «В "Пятнице" я никогда не работал. А вкладку я делал для самих "Ведомостей", и всю эту вкладку спонсировало "Роснано", это был информационныей проект, и на каждой полосе стоял спонсорский логотип "Роснано", это называется не "джинса", а реклама. И авторы, кстати, в ней были самые авторитетные люди в данной области, включая нобелевских лауреатов».

Год назад скандал с проплаченной вкладкой был и в «Коммерсанте». Тогда гендиректор ИД Демьян Кудрявцев признал ошибку и обещал убрать публикацию с сайта.

«Историю с публикацией про Навального я комментировал сто тысяч раз, — говорит Кудрявцев. — Текст писал внешний автор, который руководствовался своими соображениями. Может, он просто ненавидит Навального? Редактор, будучи не в курсе политических тонкостей, это пропустил. Были административные взыскания, я публично извинился... Если вышел материал, который кому-то на руку, это не значит, что он платный. Автор может быть ангажирован, особенно если он фрилансер, и мы не знаем всех его обязательств. В этом смысле все равно, хвалят Навального или ругают, за деньги или из других побуждений, — важно, чтоб не было однобоко и тенденциозно».

Сегодня в «Коммерсанте» существует Business Guide («Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». Предложение для спонсоров»). Оно предлагает компаниям стать партнером выпуска с возможностью размещать логотипы на обложке или каждой полосе. Другая опция — публикация редакционного материала с участием представителя компании в качестве эксперта, а также «Обсуждение тематического плана издания с представителями компании-партнера». По словам Кудрявцева, к «джинсе» он «относится негативно. Это вопрос из разряда «давно ли вы перестали пить коньяк по утрам?» В «Коммерсанте» есть коммерческие приложения — это отдельные издания на другой бумаге, на них всегда разграничены материалы и реклама. Мы предлагаем рекламодателю услугу создания издания на определенную тему — он получает контекст и нашу аудиторию. В рамках контракта он может взять несколько полос для своей рекламы. На остальной контент он не то что не влияет, он даже не знает, какие материалы там будут опубликованы. Технологически процесс устроен так, что партнер подписывается задолго до того, как формируется план тематического приложения и создаются материалы. Зачем ему «джинса»? Он хочет нашу аудиторию, он нам доверяет, что писать и как».

Однако информационные спонсоры иногда пытаются влиять на публикации в изданиях «Коммерсанта». Бывший главный редактор журнала «Власть» Максим Ковальский рассказывал в интервью, что Олимпийский комитет пытался через руководство ИД контролировать содержание публикаций. «Речь шла о том, что к любому вопросу, так или иначе связанному с Олимпиадой, надо бы получать комментарий от людей из Олимпийского комитета», — говорит Ковальский. История закончилась конфликтом и попыткой лишить главного редактора части полномочий.


«Джинса»: в сухом остатке

Подводя итоги, мы приходим к выводу, что «джинса» бывает нескольких типов.

1. Спонсорские договоры, информационное сотрудничество.
Легальный формат. «Джинсовость» в том, что спонсор иногда может влиять на направленность основного контента тематических полос или приложения.

2. Черная «джинса».
Подкуп редакции и сотрудников. Не только неэтичная, но и уголовно наказуемая деятельность. Черная «джинса» имеет свои подвиды:

А) Корпоративная «джинса».
Компания заносит коробку из-под ксерокса в рекламный отдел с тем, чтобы тот спустил задание редакции написать правильный текст.

Б) Пассивная «джинса» (блокинг).
Через специализированные PR-агентства компания вербует в редакциях людей (т.н. маячки), которые следят, чтобы нежелательные темы не попадали на полосы.

3. Персонифицированная «джинса».
Конверт с деньгами передают в руки лояльному журналисту, который рискует лишиться работы. Такой вид «джинсы» редакции СМИ всячески порицают. Во всяком случае, публично.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • Kirill Vishnepolsky· 2012-04-12 21:32:05
    Некачественная заметка. Во-первых, проглядели самый распространенный вид джинсы - "поддержку рекламодателя" в глянцевой прессе. Во-вторых, по ходу облили говном Грека, но самому Греку не позвонили. Непрофессионально, будто дети писали
  • artem-kazhdy· 2012-04-12 22:21:41
    Кирилл, фраза "информационное сопровождение" не упоминается, но по сути этот вид "сотрудничества" все-таки описан.
  • Alek Akhundov· 2012-04-13 00:51:25
    как уныло
  • Feodor Swarovskiy· 2012-04-13 02:35:16
    Грек работал в "Ведомости.Пятница"? что за чушь? когда? и еще: а что может разместить "Ведомости.Пятница"? Грек когда-то возглавлял отдел технологий в "Ведомостях". Но тогда никакого Роснано не было.
  • Alexander Grek· 2012-04-13 09:25:01
    Если бы Полина была мужчиной, то я бы разбил бы этому автору нос. Тем более главный редактор NG доступен, как никто другой. Заодно и бывшему сотруднику "Ведомостей". В "Пятнице" я никогда не работал. А вкладку я делал для самих "Ведомостей", и всю эту вкладку спонсировало "Роснано", это был информационныей проект, и на каждой полосе стоял спонсорский логотип "Роснано", это называется не "джинса", а реклама. И авторы, кстати, в ней были самые авторитетные люди в данной области, включая нобелевских лауреатов.

    Без уважения, Александр Грек
  • pv· 2012-04-13 12:14:22
    сунул руку в опенспейс
    получи помои в фейс
  • Geen· 2012-04-13 15:14:53
    Информацию связанную с Олимпиадой в Сочи-2014 пытался блокировать не Олимпийский комитет, а ГК Олимпстрой. Они не только по СМИ письмо на этот счет разослали, но и по федеральным министерствам, службам и агенствам. Естественно были посланы на три буквы. Интересно, каких мухоморов нажрался аффтар того письма.
  • www.liveinternet.ru/users/sikorskiy· 2012-04-14 12:09:03
    На днях мой знакомый, вскрыл почтовый ящик одного "журналиста". Понятно ,что это не самый честный поступок, но – кто чем зарабатывает. Что было там нужно ему – это его дело, но помимо нужного ему материала в логах гугл-толка он нашел вот такую штуку, которая лично мне показалась очень интересной. Особенно, в контексте последней передачи «максимум»:

    22:42 сэм: блин, это какой-то капец! эти козлы уже достали! какого хера им надо?
    я: че случилось?
    22:43: сэм: да заколебали они в край! каждый раз одно и то же… опять на эфир ту же лабуду даем! ну в этот раз хоть подешевле договорились. мать твою! такие бабки – за что?!.
    22:45 я: ты можешь толком объяснить, что у тебя за ерунда?
    22:47 сэм: да нормально все… просто че-то я устал. я ж говорю – заказчики – козлы еще те! ты понимаешь, они хотят факты в эфир! а фактов нет! есть только слезы этих дибильных мамаш, которых и так уже все показывали! нне, они конечно, не дибильные, но … просто всех уже достали! у них же шоры какие-то на глазах, нихера не видят! оно ж понятно – у них горе… мне их жалко, конечно. ну а что делать, если кроме них никаких аргументов нету нихрена! блин! пассажи про "пассаж… одна тавтология!
    22:48 я: что-то ты разошелся, может, тебе хватит?
    22:50 сэм: ой, да ладно, не лечи меня.
    не, я не понимаю! реально не понимаю – нах.. такие бабки выкидывать, когда нету чего сказать? этим НТВшникам реальных 70 штук отвалили, реально для нас вышло 70 с бонусом в виде ЧП, а дежурка со второй кнопки - за полтос согласилась, и на том спасибо…
    22:51 я: это – зелени???
    сэм: ну не тугриков же! понятно, зелени… и это ж еще не предел! я так понял, по настрою, что впереди еще несколько раз надо будет эту же чушь сливать! блин, достало все…
    22:52 я: так увольняйся…
    22:53 сэм: да щас! ммне ж тоже нехило перепадает, какого хера?..
    блин, я уже ненавижу свою работу. потому что это - не то...
    22:54 сэм: мне скоро полтинник, а я вместо того, чтоб заниматься чем-то толковым, проводить расследования… хотя бы!
    вместо этого я свожу одних уродов, которым срочно нужно налить в уши быдлу своей "правды" с другими уродами, которые и так-то неплохо живут на казенные денежки… но почему-то совсем непрочь еще подзаработать.
    22:55 я: ты щас про анатомию протеста?
    22:56 сэм: нет, такие помои заказывают напрямую сверху, но не так уж часто.
    а вот когда один барыга хочет вылить говна на другого, в какой-нибудь программе максимум, или там человеке и законе - это ко мне!
    22:57 сэм: а эти зажравшиеся скоты с центральных каналов, пока им не вынешь и не положишь, работать не станут, сколько не плати.
    22:58 я: так это ж везде так…
    сэм: поэтому вместо того, чтобы занести им их бабки, забрать долю и умыть руки, я должен их везде за ручку водить и пальцем тыкать, что снимать да о чем говорить.
    22:59 сэм: мне уже остахренело плачущих бабок-погорельцев показывать крупным планом да детей пугать дагами, но блять люди, которые это заказывают, обычно по-хорошему ничего доказать не могут.
    23:02 я: ты серьезно?
    23:03 сэм: ну нет у них фактажа. И ладно, быдло-то схавает. а мне что делать? где творчество?! где отдача?!! кроме бабла – НИХЕРА! ладно…щас еще бахну, и баиньки.. а завтра – снова в то же гавно! ладно, не парься, это я так, забудь…
    23:04 я: уже забыл.
    ты на пасху с нами?
    23:06 сэм: пока не знаю.
    спишемся.
    23:07 я:иди-ка ты спать))
    сэм: сам иди))
    я: у пошел. Светке привет))
    23:08 сэм: пока
  • lenalena· 2012-04-15 20:43:05
    Бессмысленный текст. Автор не в материале. Дозвониться Кудрявцеву не проблема, вот вы бы в Тайный Советник дозвонились бы. Или интересная тема - РБК.
  • shirba· 2012-04-17 17:53:20
    автор рассматривает "джинсу" как абсолютное зло. мне кажется, это очень однобокий подход. я, например, знаю случаи, когда "джинса" спасала людям судьбы, жизни. о спасении бизнеса или репутации вообще молчу. кроме того, зачастую "неджинсовая" журналистика сильно уступает по качеству "заказной". такое тоже бывает.
Все новости ›