Интернет есть, а счастья нет.

Оцените материал

Просмотров: 11357

«Новые новые» медиа

Андрей Мирошниченко · 27/06/2011
Форум РИА «Новости» Future Media показал, что медиаотрасль догнала IT по скорости изменений: «программное обеспечение» обновляется быстрее, чем устанавливается

©  РИА Новости

Главный редактор Российского агентства международной информации РИА Новости Светлана Миронюк выступает на открытии форума Future Media

Главный редактор Российского агентства международной информации РИА Новости Светлана Миронюк выступает на открытии форума Future Media

Открывая форум 24 июня, главный редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк сделала такое заявление: «Диджитализация и конвергенция — это подходы “старых новых” медиа. Новые подходы — работать там, где аудитория, — в социальных сетях».

Действительно, сжатие исторического времени приводит к тому, что новое сменяется другим новым, даже не успевая состариться. Как и в IT, в медиаотрасли «программное обеспечение» обновляется быстрее, чем устанавливается. «Стремительные перемены не позволяют ожидать новых технологических решений, — продолжала Миронюк. — Поэтому СМИ часто сами становятся разработчиками. В результате платформы, с одной стороны, определяют наши возможности по добыче и подаче контента, а, с другой стороны, наши возможности определяют развитие самих платформ».

На практике эта гонка вооружений приводит к тому, что одновременно сосуществуют сразу несколько изолиний прогресса. И каждая из них является самой передовой и жизненно важной — для тех, кто до нее добрался. Скажем, для федеральных медиа, уже прошедших оцифровку («старые новые медиа»), передовой сегодня вопрос, соберут ли таблетные и мобильные приложения достаточно денег. Традиционные СМИ, освоившие интернет-платформу, ломают голову над идеей ввести платную подписку на сайте. А передовые СМИ в регионах полны решимости развивать свои интернет-подразделения, потому что, как говорят, век бумажных СМИ скоро может закончиться.

Есть ли кто-то, кто забрался в будущее дальше всех? И что там происходит? А там уже не просто отделяют душу журналистики (контент) от бренного тела (от платформы), но и применяют следующее поколение новаций: контент адаптируют не к платформе (как учит нас конвергенция), а к аудитории.

Конечно, у агентств и цифровых медиа здесь есть определенные преимущества. Ведь у них не было пиетета перед бумагой, который для многих старых СМИ служит якорем и тормозом. И правильно служит, потому что основную часть своих доходов старые СМИ все еще получают в бумаге.

Паровоз истории
Видимо, состояние дел в любой сфере человеческой деятельности можно представить образом поезда, локомотив которого уже уехал в цифровое будущее, а задние вагоны только въезжают в новый мир. Причем сам новый мир тоже уже успел измениться с тех пор, когда эту границу пересек локомотив.

Спикеры форума из разных стран хорошо проиллюстрировали этот образ. Директор информационного агентства из Турции Абдулхамит Билиджи, например, сообщил, что пока в США тиражи прессы падают на 6 процентов, в Индии — бурный рост. В Турции совокупный тираж прессы в 2010 году составлял 4 миллиона, в 2011-м — 5 миллионов. «Учитывая растущие показатели грамотности населения, нам есть куда развиваться», — считает турецкий коллега. Вот такой у них ресурс роста для прессы — повышение грамотности.

Дороти Гордон из Ганы сообщила, что на Африканском континенте больше половины жителей — моложе тридцати лет. Поэтому интернет приводит там к серьезным социально-экономическим изменениям. Как только где-то открывается университет, тут же возрастает количество пользователей Facebook. А Манар аль-Хашаш из Кувейта рассказала, что в арабском мире доля молодежи достигает 70 процентов. И там еще недавно проблемой было отсутствие локального контента на родном языке. То есть местный интернет был пустым. Приходилось прилагать специальные усилия, чтобы молодежь получала не только англоязычные ресурсы.

Интересно, что вся длина этого поезда истории масштабируется и в России. При этом ресурса грамотности (точнее, неграмотности), пожалуй, уже нет. Поэтому газетам на отсрочку, как в Турции и Индии, рассчитывать не приходится. Но зато, как выяснилось, с явлением пустого местного интернета, который технически уже существует, но локальным содержанием еще не наполнен, мы тоже знакомы. Участница с Алтая задала африканским и арабским коллегам вопрос: как быстро наполнить местные сайты независимым локальным контентом? Ведь местным пользователям доступен либо федеральный контент, либо та местная информация, которая размещается официальными структурами. Стало быть, велик риск узурпации… Арабские и африканские коллеги дали несколько дельных советов.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • eldarr· 2011-06-27 18:50:16
    пока СМИ будут думать о деньгах, а не о культурном просвещении общества, ситуация не изменится
  • stassats· 2011-06-27 21:41:15
    что за шняга-то вместо подписи?
  • Анна Несмеева· 2011-07-05 11:44:33
    для eldarr
    Пардон, а о чем СМИ должны думать как не о деньгах? Это все же бизнес.
    Вот в своей уютненькой ЖЖешечке вы можете ратовать и негодовать совершенно безвозмездно. И окультуривать даром
Все новости ›