Лимонов не диссидент, Лимонов – сын чекиста.

Оцените материал

Просмотров: 10279

Emmanuel Carrère. Limonov

Екатерина Сваровская · 01/03/2012
Из книги проступает образ бессердечного негодяя, но достойнейшего человека; бабника, но верного каждой своей жене; фашиста, но выступающего за «униженных и оскорбленных»

Имена:  Эдуард Лимонов · Эмманюэль Каррер

©  Виктория Семыкина

Emmanuel Carrère. Limonov
Любой французский корреспондент, который с выхода осенью во Франции биографии Эдуарда Лимонова приезжает в Россию, первым делом спрашивает, как связаться с героем. Книга о несгибаемом лидере «Другой России» выиграла в этом году вторую после Гонкура книжную премию Ренодо. Это не первая книга о России Эмманюэля Каррера, но в отличие от «Русского романа» гораздо более успешная: «Лимонова» теперь цитируют на приемах в посольствах, а во Франции, кажется, не осталось никого, кто бы не знал, что в России таки есть оппозиция и она носит конкретное имя.

Секрет успеха объясняется просто. «Лимонов» — это не столько кропотливый рассказ о действительно любопытных шатаниях Эдички по свету, сколько дидактический материал по русской истории второй половины XX века. С одной стороны, «украинский хулиган, икона советского андеграунда, бездомный, камердинер нью-йоркского миллиардера, модный писатель в Париже, солдат на Балканах и престарелый харизматичный лидер молодых десперадо», с другой — все эти Guépéou, Kaguébé, organy, koulaks, zeks, propiska, apparatchik, datcha и babouchka... Каррер с упоением играет роль проводника по русским реалиям: как правильно пить водку и уходить в zapoï, что такое samizdat и tamizdat, что такое ГКЧП и почему бомбили Белый дом. В результате выходит неплохой урок истории, в котором анализ последних двадцати российских лет представлен не в пример лучше, чем в «Уроках рисования» М. Кантора, а карреровская присказка — «на самом деле в этой истории все немного сложнее» — вполне достойна стать девизом какого-нибудь Института анализа. При этом с непосредственностью сына главной специалистки по СССР Каррер называет главных олигархов девяностых Березовского, Гусинского и Ходорковского Ниф-Нифом, Наф-Нафом и Нуф-Нуфом новой российской экономики.

Роман вырос из статьи для французского журнала «XXI», возглавляемого бывшим корреспондентом газеты «Фигаро» в Москве Патриком де Сент-Экзюпери. В 2006 году Каррер узнал, что человек, которого он знал в Париже как скандального русского писателя — автора романа «Это я, Эдичка», опубликованного во Франции под названием «Русский поэт предпочитает высоких негров», — этот человек стал одним из лидеров протестного движения в России, причем таким, о котором с одинаковым уважением отзывались Елена Боннэр и Анна Политковская. Каррер приехал в Москву, чтобы сделать о нем репортаж. Проведя две недели рядом с Лимоновым, он настолько вдохновился фигурой деятеля, который мог «провести параллель между дизайном стальных раковин в исправительной колонии и гостиничными нью-йоркскими раковинами от Филиппа Старка», что решил написать о нем книгу.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • orang· 2012-03-01 23:10:32
    Очень надеюсь, что выйдет на русском в ближайшее время.
  • Lyubov Belyatskaya· 2012-03-02 12:20:16
    Прекрасная статья, великолепный режиссёр и писатель о выдающейся личности и прекрасном писателе. Спасибо за отличное настроение этим дождливым утром!
  • Евгений М.· 2012-03-02 12:27:38
    "Жалко только — за жизненными перипетиями Лимонова в романе почти не угадывается фигура одного из главных современных поэтов".
    На самом деле Лимонов - никакой не поэт, а просто обыкновенный графоман, и когда он сравнивает себя с Бродским - это просто смешно. Лучше быть поэтом-бухгалтером, нежели полной поэтической бездарностью, что, конечно, не отменяет его хорошую книжку "Это я - Эдичка".
Читать все комментарии ›
Все новости ›