Кто только не отправлялся на поклон в ейское капище, как к Солженицыну в Вермонт.

Оцените материал

Просмотров: 11861

Ры Никонова. Слушайте ушами

Анна Голубкова · 21/04/2011
Пьесы и проза Ры Никоновой представляют собой крайне интересное явление. Они фактически связывают модернистскую драматургию и современную русскую поэзию

Имена:  Анна Ры Никонова-Таршис · Сергей Сигей

©  Павел Пахомов

Ры Никонова. Слушайте ушами
Перед тем как приступить к написанию рецензии, я стала собирать в сети биографическую информацию об авторе книге — Ры Никоновой (Анне Александровне Таршис). И сведений этих оказалось на удивление немного. Ры Никонова — это «автор по большей части не опубликованных стихов, прозы, пьес, трактатов и статей», — сообщает нам «Литкарта». Краткая биография и список публикаций, небольшая часть которых доступна, есть на сайте «Неофициальная поэзия». А вот ни аналитических статей, ни вообще более или менее подробных описаний трудов Ры Никоновой и Сергея Сигея в сети так и не нашлось. Благодаря подсказке Сергея Летова (за что ему большое спасибо) удалось найти справку о Ры Никоновой, размещенную на сайте калининградского ГЦСИ, которая, впрочем, по большей части касается визуальной поэзии и саунд-поэтических выступлений. Из этой справки также становится понятно, что интерес к трудам Ры Никоновой и Сергея Сигея до сих пор в основном проявляли зарубежные слависты и исследователи авангарда. В этих условиях выход книги «Слушайте ушами» кажется не только своевременным, но и весьма удачным поводом поговорить о русской неподцензурной литературе второй половины ХХ века и о путях развития русского авангарда. Ведь именно Ры Никонова и Сергей Сигей с 1979-го по 1987 год издавали журнал «Транспонанс», который стал одним из центров русской неофициальной литературы. В этом журнале ставились и разрабатывались сложные теоретические вопросы развития современного искусства, например проблема размывания границ и синтеза в одном художественном произведении самых разных областей человеческой деятельности. В «Транспонансе» печатались Игорь Бахтерев, Борис Кудряков, Владимир Эрль, Дм. А. Пригов, Лев Рубинштейн, Николай Харджиев, Генрих Сапгир, Глеб Цвель, Андрей Монастырский, Анна Альчук, Юрий Лейдерман и многие другие (подробнее о журнале можно прочитать в статье Ильи Кукуя «Лаборатория авангарда: журнал “Транспонанс”»; благодарю автора за возможность прочитать эту статью).

В речи по случаю присуждения Премии Андрея Белого Ры Никоновой и Сергею Сигею Борис Ванталов (Б. Констриктор) так описывает свои впечатления от знакомства с ними: «Жили-были у самого синего моря Ры Никонова с Сергеем Сигеем. Когда я впервые оказался в их хате, меня не покидало ощущение, что я нахожусь внутри летающей тарелки, — настолько все так контрастировало с окружающим миром. <…> А кто только не отправлялся на поклон в ейское капище, как к Солженицыну в Вермонт. Вот только некоторые имена этих адептов Слова как такового: Генрих Сапгир и фон Пригов, Владимир Эрль и Борис Кудряков, Михаил Рыклин и Анна Альчук, две Татьяны, Никольская и Михайловская, и единственный в своем роде Александр Горнон. Американский славист Джеральд Янечек, автор монографий о русской визуальной поэзии и зауми, побывав в Ейске, признался мне в платонических чувствах к Ры и назвал ее звездой бессмыслицы второй половины ХХ века. Немецкий культуртрегер Петер Кюстерманн снимает о них видеофильм. Швейцарский мейл-артист Фрикер привозит и закрепляет на доме табличку “Отель Никонова”». Или вот еще одно найденное в сети свидетельство очевидца выступления Ры Никоновой в Москве: «Не буду корчить из себя знатока российского авангарда и концептуализма и признаюсь сразу, что только понаслышке знаком с творчеством Ры. <…> Прежде всего, поразила полная раскованность и отсутствие каких бы то ни было поведенческих комплексов у Анны. В наше время патологической внутренней зажатости и, соответственно, внешней или сверхдерзости, граничащей с хамством, или заикающейся чопорности в присутствии Ры я ощутил свежее и здоровое чувство перспективы: если есть еще такие люди, значит, и мне еще можно и нужно что-то в этой жизни».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • stiven-dedal· 2011-04-22 01:11:56
    Вообще-то, если речь о неизданности, то следовало бы упомянуть мадридские издания Ры, которых достаточно много: "Песни принца, владеющего ключами", "Обструганное бревно поэзии", "Стихотворения нетто", "Ю", "Глав-стих-лек-сырье".
Все новости ›