Вот мир, вот тело, между ними что-то происходит, внутри человека возникает нечто. Это нечто выносится на поверхность – и становится настоящим, фиксируется неровным почерком.

Оцените материал

Просмотров: 6222

Андрей Сен-Сеньков. бог, страдающий астрофилией

Анастасия Афанасьева · 25/02/2010
С помощью «поэтического» УЗИ автор просвечивает окружающую реальность

Имена:  Андрей Сен-Сеньков

©  Евгений Тонконогий

Андрей Сен-Сеньков. бог, страдающий астрофилией
УЗИ — это неинвазивное исследование организма человека и животного с помощью ультразвуковых волн. Для получения всем известного треугольного черно-белого изображения используется специальный датчик, который одновременно генерирует и отражает ультразвуковые сигналы. Этой пластиковой штукой врач прикасается к коже исследуемого — ровно в том месте, где нужно, — и потом внимательно смотрит на монитор. Там мерцает и движется нечеткое, испещренное какими-то полосками изображение. Это — фрагмент, проекция какого-то отдельного органа, не всего тела. Все тело можно исследовать последовательно, проведя несколько операций: скажем, УЗИ сердца, печени, почек и так далее, а потом объединить полученные результаты в единый текст. Врач после исследования пишет текст, непременно неаккуратным, «врачебным» почерком. Это текст-заключение; текст, возникший благодаря тому, что с помощью прибора, взаимодействующего с невидимыми вещами, возникает изображение — почти ирреальное, изображение внутреннего, которое затем объективируется — описывается. После фиксации изображения в слове оно исчезает — бесследно.

В случае Андрея Сен-Сенькова начинать рецензию на поэтическую книгу описанием (впрочем, несколько неточным) метода УЗИ совершенно логично: во-первых, описанные свойства УЗИ напрямую соотносятся с особенностями его поэтики. Во-вторых, автор книги работает врачом-узистом.

Один из наиболее радикальных новаторов на карте современной русской поэзии, Сен-Сеньков опубликовал семь книг, включающих стихи, малую прозу, опыты с визуальным искусством. Пять из них вышли в издательстве «Арго-Риск». До 2002 года автор жил в городе Борисоглебске Воронежской области, теперь живет в Москве. Недавно вышла седьмая книга («первая в твердой обложке», как заметил автор в своем ЖЖ) «бог, страдающий астрофилией» — «бог» так, с маленькой буквы. В книгу включены «просто» стихи и визуальная поэзия.

Автору «бога, страдающего астрофилией», чуть больше сорока лет, он старше почти всех, кто дебютировал в 90-е как «поколение Вавилона», но в контекст именно этой волны вписан абсолютно органично. Первое, что объединяет его с «поколением тридцатилетних», — принцип новаторства как основа авторского высказывания: работа с традицией в значительной степени ориентирована на ее преодоление. Второе —разобщенность, нелинейность (выраженная, например, в рваном синтаксисе), переживание жизни как травматического опыта — черты сознания, характерного как для авторской инстанции текстов Сен-Сенькова, так и для поколения в целом. На вызов времени каждый автор поколения отвечает по-своему, своим языком — его поэтика может существенно отличаться от близких ему по миропониманию авторов. Случай Сен-Сенькова не исключение.

Доминирование у него верлибрической миниатюры (в более ранних книгах длина текста 1—3 строки, в нынешнем издании тексты стали более развернутыми), организация этих фрагментарных миниатюр в циклы (особенно в ранних книгах) сближает его, во-первых, со Львом Рубинштейном (вспомним его «карточки»), а во-вторых — с представителями русского конкретизма (И. Ахметьев, М. Нилин). Сильна также связь Сен-Сенькова с западной поэтической традицией, в частности с французской.

Название текста Сен-Сенькова почти всегда — метафора, и не односложная. Даже в том случае, если текст не является частью цикла, ощущение циклизации не пропадает: между названием и собственно текстом возникает своеобразное напряжение, дополнительное пространство, расширяющее восприятие собственно текста. То есть текст и его название — это уже композиция. Если же стихи объединены в цикл, то название объединяет их, является тем общим, что возникает в каждом тексте цикла — и возникает всякий раз по-разному, проявляется с разных сторон. Автор занят выявлением тонких взаимосвязей между явлениями, не видимых обычным глазом.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›