Без выпендрежа без этого, без гламура этого нестерпимого, без литературщины, без придаточных.

Оцените материал

Просмотров: 11300

Оттолкнувшиеся

Мартын Ганин · 16/02/2010
Полемика вокруг премии Белкина обнажает отношение к литературе как к сырью, из которого изготавливается политическая и социальная критика

Имена:  Роман Сенчин · Светлана Василенко · Ульяна Гамаюн · Эргали Гер

©  Getty Images / Fotobank

Оттолкнувшиеся
Мало какие слова вызывают во мне отвращение столь же сильное, как «серьезный разговор о судьбах русской прозы». Разговора этого всячески хочется избежать, ввязываться в него — как доисторическому ящеру в асфальтовое болото наступить: останешься навсегда. Благо разговор этот ведется вот уже двадцать лет, а русская проза и ныне известно где. Большее отвращение вызывают, пожалуй, только нравы местной литературной публики, в последнее время с визгом и гиканьем скатывающейся к полному озверению, что твой сорванец на салазках. Сюжет с присуждением премии имени Ивана Петровича Белкина с дивным изяществом соединяет в себе критическое озверение и этот самый «серьезный разговор о судьбах русской прозы». Правило знаков, однако же, не работает, минус на минус дает не плюс, а, как в старом анекдоте, нечто с трудом поддающееся определению: «И тут дети поняли, что Петя принес из лесу не ежика, а хрен знает что».

Премия Белкина, напомним, основана была в 2001 году журналом «Знамя» и издательством «ЭКСМО», присуждается она за «лучшее литературное произведение в жанре повести на русском языке». Лауреатами премии в разные годы были Леонид Зорин, Владислав Отрошенко, Марина Вишневецкая и другие. Премия как премия, не лучше и не хуже других — что вообще можно сказать о премии, которая дается непонятно за что («Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению»)? Поощряет кто-то малые жанры — и отлично, не всё романы по восемьсот страниц писать. Из списка лауреатов видно, что политика у премии в целом консервативная, награждают толстожурнальных авторов — тех, что пекутся о благе отечества и болеют душой за отчизну, а в письме не опускаются ниже среднего толстожурнального же ремесленного уровня, но и не особо над ним возвышаются. В общем, мейнстрим. Опросите знакомых (только не критиков и не журналистов): читали они хоть одну премированную повесть? Не читали, их никто не читает — что, впрочем, не свидетельствует об их плохом качестве. Мало ли чего в России не читают, не слушают и не смотрят, а оно есть.

В этом году, однако, премия решила несколько изменить себе и поощрить не крепкий середнячок, а молодого, так сказать, перспективного автора, Ульяну Гамаюн из Днепропетровска. Гамаюн ранее уже получила премию «Неформат» — факт биографии, требующий, конечно, некоторого заглаживания, что и было предпринято членами жюри премии Белкина. Но не тут-то было. На следующий день после вручения премии (на которое Ульяна Гамаюн традиционно уже не приехала) прозаик и поэт, первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко разразилась у себя в блоге гневной филиппикой, в том смысле, что премию дали повести Гамаюн «Безмолвная жизнь со старым ботинком», а надо-то было — повести Эргали Гера «Кома». Эмоции у первого секретаря правления бьют через край: «самоварное золото приняли за настоящее», «произошла страшная подмена и обман» и еще сорок бочек арестантов. Разумеется, нашлось довольно много желающих поддержать госпожу первого секретаря; круги разошлись по воде мгновенно (блогосфера же); и уже на следующий день писательница Гамаюн прислала писательнице Василенко письмо, что, мол, от премии она отказывается, а та с чувством глубокого морального удовлетворения разместила его в своем опять же блоге, снабдив выходящим совершенно уже за всякие рамки приличия комментарием: «Господа! А из этой девочки выйдет толк! Вы не находите???» По поводу этого пассажа исчерпывающе высказался Вадим Левенталь, солидаризоваться с которым я обычно нахожу крайне затруднительным, но тут деваться некуда: «Потому что кричать про меня, что я графоман, — да кричи сколько влезет. А вот по плечу меня похлопывать — руки помой сначала». По итогам сюжета Василенко написала еще один захлебывающийся пост, комментировать который уже никакой возможности нет: «повесть — это жанр чисто русский (повесть и является нашим, если хотите, — "русским романом") — такого нет больше нигде в мире, — это жанр сердечный. Вот вам и ответ. Именно потому здесь и разгорелись страсти, — им и положено кипеть вокруг чего-то родного, живого, своего, того, что задевает каждую душу», и т.д. Читать текст полностью

Ссылки

Отказались бы вы от премии Ивана Петровича Белкина на месте Ульяны Гамаюн?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Отказались бы вы от премии Ивана Петровича Белкина на месте Ульяны Гамаюн?

  • Я не Сартр, чтобы отказываться от премий
    490
    60%
  • Нет
    184
    23%
  • Да
    143
    18%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • filologinoff· 2010-02-16 21:48:10
    прошёлся по ссылкам и ссылкам, которые собрала эта птица-секретарь. "господи, да пропади он пропадом, весь этот ваш гноящийся непонятно чем мирок критиков, литераторов и премий!" — так должен при столкновении с этим ужасом подумать, мне кажется, любой молодой автор, который заинтересован в литературе, а не в членстве в условном союзе писателей. ведь это же маразм, маразм чистой воды.((
  • kustokusto· 2010-02-16 22:26:34
    Творческие братья и сестры! Жулики и спекулянты захватили все позиции. Остаётся нам только одно - "плюнуть в их рыжики" - как завещал нам Веничка. Остальное - молчание.
  • terless· 2010-02-17 13:32:47
    Браво
Читать все комментарии ›
Все новости ›