Если мальчик предлагал билеты на «Осень» – у него были серьезные намерения.

Оцените материал

Просмотров: 37965

Андрей Смирнов: «Нравы у нас остаются собачьими»

Ольга Шакина · 20/10/2011
Режиссер о новой картине «Жила-была одна баба», цензуре и нелюбви к советскому кино

Имена:  Андрей Смирнов

©  Предоставлено Фестивалем независимого кино «2morrow/Завтра»

Андрей Смирнов: «Нравы у нас остаются собачьими»
На фестивале «2morrow/Завтра» проходит ретроспектива Андрея Смирнова — одного из главных режиссеров семидесятых, которому после двух с половиной фильмов отказали от профессии. Известный как актер, драматург и отец Авдотьи Смирновой, сегодня после тридцати лет отсутствия он вернулся в режиссуру с картиной «Жила-была одна баба» — эпическим полотном о гибели Российской империи, которую метафорически воплощает простая тамбовская крестьянка, сыгранная Дарьей Екамасовой. С 1909 по 1921 год героиня проходит через голод, нищету, раскулачивание и ряд неудачных романов с характерными персонажами эпохи — зажиточным крестьянином, беглым махновцем, красноармейцем и участником антоновского восстания. Ни один не приносит ей счастья, только беду. В финале картины персонажей смывает гигантской волной — Смирнов сравнивает традиционную Россию с мифическим градом Китежем, навеки ушедшим на дно. Обращение к истории неслучайно — проанализировать, в чем корни мифологизированной русской ментальности, Смирнов пытался и раньше — не только в легендарном «Белорусском вокзале», о грустной судьбе ветеранов Великой Отечественной в мирное время, но и в подчеркнуто частной, буржуазной, цитирующей режиссеров французской «новой волны» «Осени», и в «Ангеле», эстетской черно-белой новелле из альманаха «Начало неведомого века», в шестидесятые положенной на полку. В интервью OPENSPACE.RU Андрей Смирнов представил свои картины и объяснил, за что их любили и запрещали.


— В вашей ретроспективе всего шесть картин, из них две телевизионные и одна короткометражная. Карьеру вы между тем начали в начале шестидесятых, то есть полвека назад.

— Я какое-то время был самым молодым режиссером мира, потому что первый полный метр, «Пядь земли» на пару с Борисом Яшиным, сделал в двадцать один год. Вскоре, правда, свой дебют «Кулаки в кармане» снял восемнадцатилетний Марко Белоккьо, и его карьера оказалась значительно более блистательной, чем моя. Как минимум, ему удалось снять больше.

— Самая таинственная картина в списке — короткометражка «Ангел», которую совсем мало кто видел. Ни фильма, ни рассказа Юрия Олеши, по которому он снят, в интернете не найти. Расскажите об этом кино хоть что-нибудь.

©  Международный кинофестиваль «2morrow/Завтра»

Кадр из фильма «Ангел»

Кадр из фильма «Ангел»

— В середине шестидесятых Григорий Чухрай создал экспериментальную киностудию, директором которой был отец телеведущего Познера. Они носились с идеей хозрасчета: сколько народу посмотрело фильм — столько режиссеру и платят. Мотыль снял на этой студии «Белое солнце пустыни» и получил столько, что коллеги его возненавидели; на Данелию за «Не горюй!» тоже щелкали зубами.

Чувствуя шаткость своего положения, студия решила слегка подлизнуть власти и силами молодого поколения режиссеров сделать альманах к пятидесятилетию революции. Поначалу была большая компания, потом нас осталось трое — я, Лариса Шепитько и Генрих Габай. Я решил экранизировать малоизвестный рассказ Олеши — он был так себе, но с впечатляющим сюжетом: банда нападает на поезд, комиссара раскладывают на наковальне, атаман разбивает ему голову кувалдой и говорит: «Вот тебе серп и молот».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Alexandr Butskikh· 2011-10-20 20:22:38
    Потрясающее интервью. Всегда уважал Смирнова. Сейчас стал уважать еще больше.
  • Alexandr Butskikh· 2011-10-20 20:22:40
    Потрясающее интервью. Всегда уважал Смирнова. Сейчас стал уважать еще больше.
  • lisa· 2011-10-21 23:47:02
    С нетерпением жду проката. Молодец, старый хрыч! Желаю Оскара - по жанру (эпическая трагедия), стилистике (квазиреализм) + российская духовность и боль историческая - вполне может получиться.
  • Большой талант с недовысказанными творческими идеями.Говорит меньше,чем страдает душа.Я имею ввиду его боль за наше прошлое и нынешнее.Андрей.Смирнов из тех,кто всегда значителен и очень интересен.Жаль,очень жаль,что ему подрезали крылья.Но и за то,что он сделал,огромное спасибо.Я из семьи раскулаченных и убитых двух дедов,потому историю русского крестьянства,да и всего народа понимаю сердцем.
  • i1g2o3r4· 2011-11-08 10:45:59
    Спасибо Вам за правду , за гражданскую позицию , за талант оставаться Человеком несмотря ни на что . Уважаемый режиссёр - Андрей Смирнов . С уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • Olzhas Kozhahmet· 2011-11-12 00:15:57
    Вот ведь демагог:

    "Как человеческая жизнь ничего не стоила в России в семнадцатом году, так и сейчас ничего не стоит".

    Можно подумать ДО 17 года - когда людей пачками бросали в военное пекло, убивали во время организованных властями погромов, расстреливали рабочие демонстрации и подавляли крестьянские восстания человеческая жизнь выше ценилась.
  • Виктор Кучерявых· 2011-11-13 09:40:18
    Начало ноября для нас с женой прошло под впечалениями от результатов работы А.С.Смирнова, сначала "Жила была одна баба" - великолепная режиссерская работа и работа всей команды, сделавшей фильм. Фильм вызвал неподдельный интерес, получил заслуженную и положительную оценку в прессе. После просмотра фильма, кадры и судьба героев фильма не отпускали и периодчески возвращали в фильм. Затем фильм Звягинцева "Елена", вызваший у меня ощущение, что в работе над фильмом, при всем уважении к режиссеру, Смирнов участвовал в фильме не только как актер, но и как творческий человек, повлиявщий на художественное и ясно враженное отношение и оценку нравственного состояния героев. А вчера еще и "Апостол", пока не до конца понятая мной работа. Спасибо, Андрей Сергеевич. Вот теперь хочу посмотеть работу дочери. Такой вот семейный подряд в нашем искусстве, не все же н нем на откуп Михалковым. "Земля,ты слышишь этот зуд?"
  • Steven Rogers· 2011-11-18 17:17:23
    устойчиво веет гнильцой. в своем дебютном фильме показывает как комиссару разбивают кувалдой голову, Россию олицитваряет избитая, изнасилованная женщина. Но при этом автор говорит: Вы хотите от меня политических заявлений, на которые я абсолютно не способен... Нравы у нас остаются собачьими. Или вот: Меня дико бесил советский кинематограф. Больше всего претензий было к изображению: у наших операторов в тенях всегда закладывался запас света. это как сказать: я ненавижу род человеческий: вы бы бы видели как безвкусно одевается мой сосед!_ Или вот перл: полуинтеллигенты )

    И под конец: Как человеческая жизнь ничего не стоила в России в семнадцатом году, так и сейчас ничего не стоит. Каждый день читаю: там застрелили прокурора, здесь бывшего мэра, в «Пятерочке» до полусмерти избили парня, который украл шоколадку. - То ли дело Я! - снимаю доброе хорошее кино, для полуинтеллигентов.

    ...то, что сделали большевики, — это геноцид, и не одной нации. Чукчи, ненцы, эвенки, ханты, манси пострадали не меньше, чем русские, — они просто исчезли. Что за жизнь? Не знаю, есть ли шанс у России или нет.
Все новости ›