Гаспар колеблется между ними, будто ему хочется жить неопределенной двойной жизнью, а не одной ясной.

Оцените материал

Просмотров: 22855

Жиль Маршан: «Виртуальная реальность – это желание стать больше, чем ты есть на самом деле»

Борис Нелепо · 06/10/2011
Режиссер «Черных небес» о своем триллере по мотивам Second Life, группе M83 и границах, которые раздвинулись

Имена:  Жиль Маршан · Мельвиль Пупо

©  AFP

Жиль Маршан  - AFP

Жиль Маршан

На этой неделе в прокат выходит фильм «Черные небеса» (2010) — вторая режиссерская работа Жиля Маршана («Кто убил Бэмби?»), в качестве сценариста работавшего над «Человеческими ресурсами» Лорана Канте, «Красными огнями» Седрика Кана, картинами Доминика Молла «Гарри — друг, который желает вам добра» и «Лемминг». Молл, в свою очередь, выступил соавтором сценария «Черных небес» — визионерского триллера, рассказывающего о смертельной компьютерной игре и суицидальных подростках.

Гаспар и Марион случайно обнаруживают в пляжной кабинке чужой мобильный телефон. Любопытство подталкивает их к поискам обладателя находки, оно же уводит в лес, где они натыкаются на двух подростков, снимающих на камеру собственное удушение. Один из них уже мертв, а вот загадочную блондинку Одри с запоминающейся татуировкой им удается спасти. Она так заворожила Гаспара, что тот отправляется искать ее в Black Hole — глобальную интернет-игру, в которой аватары главных героев просиживают часами, любуясь виртуальным морем. Там Одри находит своих жертв, подговаривая их расстаться с жизнью вместе с ней. К тому же Гаспара беспокоит то, что за ее неудавшимся самоубийством в машине наблюдал еще один человек…

©  Кино без границ

Кадр из фильма «Черные небеса»

Кадр из фильма «Черные небеса»

В оригинале фильм называется точнее — «Другой мир». Именно другому миру, виртуальной реальности, был посвящен отдельный сквозной сюжет программы Канн-2010, где картина Жиля Маршана показывалась вместе с «Чатом» Хидео Накаты и «Ты здесь?» Давида Вербеека, герои которой проводили время в сети. «Черные небеса» в этой тройке представляют наибольший интерес — прежде всего благодаря своей мрачной атмосфере и тщательно смоделированному компьютерному миру, в котором происходит значительная часть действия фильма.

БОРИС НЕЛЕПО встретился с режиссером фильма, чтобы поговорить об эскапизме и электронной музыке группы M83.


— На создание виртуального мира под названием Black Hole вас вдохновила игра Second Life?

— Частично да. Меня заинтересовал принцип виртуального мира без каких-либо существующих правил игры, где люди могут просто встречаться и общаться. Это влияние Second Life.

Трейлер фильма «Черные небеса»


— Интересно, что у людей, связанных с кино, произошел всплеск интереса к Second Life, особенно во Франции. Этой игрой вдохновлен фильм «О войне» Бертрана Бонелло, документалист Крис Маркер построил себе там дом, журнал Cahiers du Cinema проводил там открытие своего фестиваля. Откуда этот интерес?

— Я не настоящий геймер и не провожу много времени за играми. Для меня это новая территория, как будто другую страну открываешь — возникает естественное желание ее исследовать. Думаю, что такие люди, как Бонелло и Маркер, тоже идут в неисследованные места. Ведь там можно узнать, как устроен человек — его мозг, способ мыслить.

©  Кино без границ

Кадр из фильма «Черные небеса»

Кадр из фильма «Черные небеса»

С другой стороны, самый громкий фильм прошлого года — «Социальная сеть». Может, все эти картины отражают реакции на эскапизм и отчуждение в обществе?

— Думаю, что это связано с желанием стать больше, чем ты есть на самом деле. Приобрести власть с какими-то новыми свойствами. У сетей свои минусы и плюсы. Как минимум, у нас появилось чувство, что границы раздвинулись. Все стало шире. И мне как раз нравится у Финчера то, как он показывает скорость, с которой все теперь происходит, — скорость передачи информации, скорость общения. Вот перед нами совсем молодой человек, который вдруг становится мультимиллиардером, есть в этом что-то новое.

— Перед вашим юным героем стоят задачи попроще. Любопытно, что он не может выбрать из двух девушек, которые в некотором роде оказываются двойниками. Опекающий Марион отец и находящийся рядом с Одри брат говорят про них одно и то же — что они хрупкие.

— Ну да, эти девушки имеют много общего, но и различий хватает. Одри более загадочная и волнующая, Марион живая — и она предпочитает реальный мир. Гаспар колеблется между ними, будто ему хочется жить неопределенной двойной жизнью, а не одной — ясной.

— Мельвиль Пупо вышел особенно удачно в роли злодея.

— Я долго искал актера. Но Мельвиль, он же начал играть у Рауля Руиса и еще очень молод, ему же меньше сорока. Он сохранил свою моложавость, но при этом уже взрослый человек. Пупо мог переходить из одного регистра в другой, что требовалось в его роли. И к тому же он очень умен, а мне нужен был такой человек, чтобы зритель смог почувствовать его силу и способность манипулировать людьми. Чтобы он не просто сидел за клавиатурой компьютера, а излучал силу. В то же время мне хотелось, чтобы он порой был мягким персонажем.

©  Кино без границ

Кадр из фильма «Черные небеса»  - Кино без границ

Кадр из фильма «Черные небеса»

— Про вас писали, что вы усвоили уроки знаменитого жанрового режиссера Жака Турнера в цифровую эпоху. Вы согласны с таким утверждением?

— Да, мне очень понравилось это сравнение, я очень люблю Турнера. А жанровые фильмы люблю особенно, и не только потому, что они завораживают. Их прелесть в определенных условностях, которые выявляют природу человека, власть ночи — вот это меня привлекает. Такое кино обычно затрагивает темы, которые разумные люди — обычные люди — обходят стороной. И мне важно, что эти фильмы — за пределами разумного. Моя задача заключалась в том, чтобы сделать особую картину — со смесью анимации и реальных образов.

Почему вы выбрали музыку группы M83, с их нежными переливчатыми инструменталами?

— Я наткнулся на их диск, и он мне очень понравился. Прежде всего, мне казалось, что эта музыка свяжет игру и реальную жизнь, к тому же это пример того, что слушает молодежь. В этой музыке есть что-то очень лиричное. Что-то, что связано с поисками идеала. В их песнях я слышу и трагичные нотки, и ностальгию. Лидер M83 Энтони Гонсалес любит музыку 1980-х, которая мне близка просто в силу возраста.

— Вы работали с очень разными режиссерами — Лораном Канте, Домиником Моллом, Венсаном Дьетром. Вас всех что-нибудь объединяет?

— Жизнь нас объединила. Ну, это люди, с которыми у нас взаимная привязанность. Конечно, они представляют разные миры, но с ними замечательно работать — мы друзья и понимаем друг друга и наши задачи.​

 

 

 

 

 

Все новости ›