Никакие HD коллективного переживания не вернут

Оцените материал

Просмотров: 22504

Эдисон vs. Люмьеры: запоздалая победа

04/08/2011
Дискуссия ВЛАДИМИРА ЗАХАРОВА и МИХАИЛА РАТГАУЗА о кинематографе, который начался с маленького ящика и в него же сыграл

©  wikimedia.org

Человек перед кинетоскопом Томаса Эдисона

Человек перед кинетоскопом Томаса Эдисона

В понедельник на сайте OPENSPACE.RU было опубликовано интервью французского режиссера Жан-Шарля Фитусси, в котором он, помимо прочего, заявил: «Существенное в кино то, что фильм проецируется в большой комнате на большом экране. Смотреть фильм в интернете для меня — не опыт кино. Это ближе к Эдисону, а не к братьям Люмьер. Ведь разница между ними не в технике, а в способе проекции. Кинетоскоп Эдисона похож на микроскоп, в него может смотреть только один человек. А проектор Люмьеров предполагал наличие аудитории, а не индивида».

В 1891 году Томас Эдисон изобрел кинетоскоп — аппарат для рассматривания движущихся картинок, предназначенный для индивидуального использования. Спустя три года Луи Люмьер запатентовал собственное изобретение — «кинематограф», позволяющее проецировать изображение на экран в присутствии многочисленных зрителей. Первый публичный сеанс 28 декабря 1895 года стал рождением не столько искусства, сколько индустрии с понятными коммерческими перспективами.

Изобретение Эдисона долгие годы считалось тупиковой ветвью развития кино, однако технический прогресс вернул зрителя к давно пройденной развилке. На самом ли деле пресловутое «кино на экране iPhone» (или ноутбука, или проекция c Blue-ray на стене вашей квартиры) является перезагрузкой кино «по-эдисоновски» или это просто маленькая смерть в маленьком ящике? Мы публикуем дискуссию, которая развернулась по этому поводу между кинокритиками ВЛАДИМИРОМ ЗАХАРОВЫМ и МИХАИЛОМ РАТГАУЗОМ (в Facebook под ссылкой на интервью с Фитусси).


Михаил Ратгауз: Как раз недавно читал в «Истории Голливуда» Дэвида Томсона про эти одинокие эдисоновские просмотры. И тоже вздрогнул. Томсон считает, что коллективное развлечение было эволюционной победой Люмьеров. И он, конечно, прав.

Владимир Захаров: Но просмотр проекций картинок толпой на большом экране был до Люмьеров и даже до Эдисона. Всякие проксимаскопы, например, если уж не брать китайский театр теней. То есть Эдисон скорее был эволюцией, а Люмьеры наоборот.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Eugene Izraylit· 2011-08-06 16:53:42
    Мне кажется что в дискуссии о борьбе между Эдисоном и Люмьером вы забываете один немаловажный фактор – человеческое восприятие картинки. Согласно законам био–физики, когда кино смотрится на большом экране (и неважно есть в зале другие зрители или нет), то время идет абсолютно с другой скоростью, нежели чем когда мы дома перед компьютером или телевизором. То–есть картинка поглощает зрителя во времени. И любой режиссер кино, снимает и монтирует из расчета именно кино–времени, кино–эффекта. Хотя бы поэтому, даже высококачественные записи в сети или на ДВД не должны соперничать с кино в чистом виде. А если говорить о крупных планах и проч., то кино всегда отличалось от всего остального крупными планами и панорамами – см. Чаплина, Дрейера и пр...
  • bezumnypiero· 2011-08-06 18:03:31
    очень странный материал. а как же экран как таковой? малый или большой, без разницы?
Все новости ›