Иными словами, есть секс и насилие. Кино воздействует через них, каким бы интеллектуальным оно ни было

Оцените материал

Просмотров: 23371

«Я Одиссей, не только Пенелопа»

Ксения Косенкова · 06/06/2011
В Россию едет Клер Дени: с 7 по 12 июня в кинотеатре «35 мм» пройдет ее мини-ретроспектива

©  ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин

Клер Дени во время проведения мастер-класса в рамках XXII кинофестиваля «Кинотавр»

Клер Дени во время проведения мастер-класса в рамках XXII кинофестиваля «Кинотавр»

В Россию приезжает Клер Дени — бывшая ассистентка Вендерса и Джармуша, снимающая с конца 1980-х и ставшая в новом веке одним из олицетворений французского авторского кино.

5 июня на 22-м «Кинотавре» французский режиссер провела мастер-класс и представила свой фильм «Белый материал». К приезду Дени приурочена мини-ретроспектива ее работ, которая пройдет с 7 по 12 июня в московском кинотеатре «35 мм». В первый день показов Дени встретится со зрителями. КСЕНИЯ КОСЕНКОВА рассказывает о режиссере и включенных в ретроспективу фильмах.


Движение к своему нынешнему высокому статусу в мире авторского кино она начала довольно поздно: Клер Дени было сорок, когда появился ее первый фильм «Шоколад». До этого полтора десятилетия выпускница парижской киношколы IDHEC (ныне — La Fémis) ассистировала другим режиссерам, не имея, по ее признанию, достаточных амбиций, чтобы снимать собственное кино. Важнейшей для Дени стала работа с Риветтом, Вендерсом и Джармушем — на их площадках она училась открытости авторского взгляда и максимальной свободе в методах съемок.

Как многие другие режиссеры, Дени предпочитает работать с одними и теми же людьми: это прежде всего оператор Аньес Годар и соавтор сценариев Жан-Поль Фаржо, а также музыканты из группы Tindersticks — их меланхолично-медитативные мелодии звучат в шести ее фильмах. В каждой картине Дени есть кто-то из ее любимых актеров — людей с «вдохновляющей индивидуальностью»: Исаак де Банколе, Алекс Дека, Беатрис Даль, Винсент Галло, Мишель Сюбор, Екатерина Голубева, Грегуар Колен.

Дени любит говорить о режиссуре как о «текучей» материи. Таковы и сами ее фильмы — а также путь от одной картины к другой. Стиль Дени узнаваем, но пластичен и изменчив, а выстраивание и разрушение повествовательности в равной степени не являются догмой. Поэтому сложные, герметичные картины («Хорошая работа», «Чужеродный») в ее фильмографии свободно чередуются с гораздо более прозрачными («Пятница, вечер», «35 стопок рома»).

Взгляд Дени стремится к «тактильности»; камера в ее фильмах в равной степени чувственно снимает природные ландшафты и человеческие тела, большие города и предметы, которые в изоляции крупного плана обретают особую абстрактную красоту. Впрочем, важнейший объект в фильмах Дени — это все-таки тело: именно через фиксацию плотского в самых странных и потаенных его проявлениях Дени добирается до закрытого и всегда неспокойного, дрейфующего сознания своих героев. Последними правит вожделение, доведенное до предела недоступностью или запретностью его объекта, который существует по ту сторону границы — расовой, социальной, любой другой. Движимая желанием попытка вторжения в чужую область может оставаться сугубо ментальной («Шоколад», «Ненетт и Бони»), иногда же приобретает крайне насильственные черты («Хорошая работа», «Что ни день, то неприятности»).

Для Дени никогда не было запретных территорий — она берется за любую тему, отказываясь оставаться в зоне «женского» кино («Я Одиссей, не только Пенелопа», — говорит она о себе). Тематика и бескомпромиссный характер ее фильмов «Плевать на смерть», «Не могу уснуть», «Что ни день, то неприятности» вызывали абсурдные обвинения, а иногда и скандалы. Дени всегда ощущала собственную  маргинальность, даже в рамках предельно либерального и открытого экспериментам французского кино: «Во французском кино слишком много говорят — мне же совершенно неинтересны люди, рассуждающие о своей жизни, — признавалась она. — Годар сказал, что для кино нужны девушка и пистолет, и я с этим полностью согласна. Иными словами, есть секс и насилие. Кино воздействует через них, каким бы интеллектуальным оно ни было».

С 7 по 12 июня в кинотеатре «35 мм» покажут три фильма Клер Дени — «Шоколад», «Не могу уснуть» и «Хорошая работа»
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Gala Vorochilina· 2011-06-06 15:09:00
    обязательно нужно идти!
Все новости ›