Подобные реплики мог бы писать Вуди Аллен, если бы он следил за модными трендами, волновался за свой гардероб и обновил профайл на Facebook.

Оцените материал

Просмотров: 20025

Гид по фестивалю «2morrow/Завтра». Часть II

Мария Кувшинова · 11/10/2010
Дядюшка Бунми, хипстерский Вуди Аллен и Клаус Номи – во внеконкурсной программе

Имена:  Апичатпонг Вирасетакун · Дастин Томпсон · Джулиен Темпл · Ксавье Долан · Фредерик Сойхер · Чак Уоркмен · Эндрю Хорн

Гид по фестивалю «2morrow/Завтра». Часть II
«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (Великобритания — Таиланд — Франция — Германия — Испания). Режиссер Апичатпонг Вирасетакун

©  ЛеопАРТ

Кадр из фильма «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

Кадр из фильма «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

Главный фильм года, победитель Каннского кинофестиваля, поразительный пример того, как художник может, не изменяя ни себе, ни национальным традициям, снять фильм, который не страшно рекомендовать любому, даже собственной бабушке. Герой фильма, умирающий от болезни почек на границе ойкумены и джунглей, в последние дни своей жизни окружен живыми и призраками. Фильм Вирасетакуна – сказка с совершенно непредставимой для западного зрителя логикой и сюжетными поворотами, и, что еще удивительнее, это довольно смешная комедия.

Итальянский трейлер «Дядюшки Бунми»



«Воображаемые любови» (Канада). Режиссер Ксавье Долан

©  ЗАВТРА IV

Кадр из фильма «Воображаемые любови»

Кадр из фильма «Воображаемые любови»

Взлет канадского вундеркинда (22 года) стремителен даже в контексте фестиваля «Завтра»: год назад его дебют «Я убил свою маму» показывали в конкурсе, теперь он уже заранее победитель, ему не надо ни с кем соревноваться. Второй фильм Долана – трагикомическая история двух друзей (гея, которого сыграл сам Долан, и его эмансипированной подруги), безнадежно влюбленных в одного и того же белокурого Адониса. Юноша, в отличие от своих жертв, совершенно не отягощен рефлексией, он обнадеживает обоих – просто от идиотизма и избытка дружелюбия. В несостоявшемся треугольнике гей и девушка – соперники и товарищи по несчастью, они постепенно погружаются в хандру и зависимость, обмениваясь саркастическими комментариями по поводу своего объекта. Подобные реплики мог бы писать Вуди Аллен, если бы он следил за модными трендами, волновался за свой гардероб и обновлял профайл на Facebook. Долан поразительным образом не стесняется того, за что любого другого режиссера упрекнули бы в пошлости и китче. В фантазиях влюбленных на их Адониса с неба сыплются конфеты маршмеллоу, на свидание они идут в рапиде, а основной музыкальной темой фильма является «My baby shot me down» (в итальянской версии) – она звучит здесь так, как будто никогда не было ни Тарантино, ни саундтрека к «Убить Билла». И главное: этому режиссеру, снимающему во многом автобиографические картины, удалось вывести на экран предельно актуального героя – романтика в маске циника, нарцисса, склонного к постоянной рефлексии, остроумного гламурного лузера.

Трейлер фильма «Воображаемые любови»



«Провидцы» (США). Режиссер Чак Уоркмен

©  ЗАВТРА IV

Кадр из фильма «Провидцы»

Кадр из фильма «Провидцы»

Фестиваль «Завтра» изначально, еще при старой команде, ставил перед собой образовательно-просветительские задачи, и новая продолжает традицию показом двух фильмов об американском авангарде. «Пустой город» Селин Данье посвящен нью-йоркскому малобюджетному андеграунду конца 1970-х – именно там, в подполье, начинали Джим Джармуш и Стив Бушеми. «Провидцы» – более масштабное и универсальное исследование феномена. Центральной фигурой тут становится Йонас Мекас, выходец из Литвы, – критик, теоретик и практик, стоявший у истоков американского независимого кино. В фильме, смонтированном из фрагментов картин и интервью, рассказывается о том, что было до и после Мекаса (живого и по-прежнему работающего). Важно, что в предельно четких, структурированных и в то же время визуальных «Провидцах» альтернативный американский кинематограф обретает логику исторического развития. Эксперименты сюрреалистов и Дзиги Вертова вдохновили целое поколение американских кинохудожников. Безбюджетный авангард стал частью культуры – и в начале сороковых появилась Майя Дерен, принципиально повлиявшая на Мекаса. Она стала первым кинематографистом, получившим грант от Фонда Гуггенхайма и доказавшим, что кино имеет право на поддержку арт-институтов. В числе других героев фильма – Роберт Дауни-старший, Крис Маркер (которого считает своим учителем Апичатпонг Вирасетакун), Кеннет Энгер и десятки других. В некотором смысле Уоркмен и его проводник Мекас делают для авангарда то, что для старого Голливуда сделал Мартин Скорсезе в своей «Персональной истории американского кино»: не просто дают вводный курс, но вызывают желание смотреть и изучать.


«Гитлер в Голливуде» (Бельгия, Франция, Италия). Режиссер Фредерик Сойхер

©  ЗАВТРА IV

Кадр из фильма «Гитлер в Голливуде»

Кадр из фильма «Гитлер в Голливуде»

Португальская актриса Мария де Медейрос снимает документальный фильм о своей прославленной французской коллеге и случайно узнает, что США в ранние послевоенные годы провели успешную кампанию по уничтожению европейского кино. Единственным, кто сопротивлялся агрессии, был забытый режиссер Луис Арамчек: он разоблачил связи американских кинофункционеров с Гитлером и попытался построить альтернативную студию под названием «Утопия». Студию разбомбили союзники. Де Медейрос в своей обаятельной идиотической манере разговаривает с очевидцами событий, вскрывая следы масштабного заговора. В этом милом, полубредовом мокьюментари подкупает градус паранойи и европейского патриотизма (когда об американском заговоре начинает говорить один из самых унылых актеров современного французского кино, становится по-настоящему смешно). Однако доля горькой правды есть и здесь: в конце сороковых США списали Франции долги в обмен на свободный доступ голливудских фильмов в кинотеатры; и это уже совсем не вымысел.


«Травелоги». (Франция, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, США, Великобритания). Режиссер Дастин Томпсон

©  ЗАВТРА IV

Кадр из фильма «Травелоги»

Кадр из фильма «Травелоги»

Среднеметражные «Травелоги», единственный фильм программы Avant-Garde, начинаются с титра: «Все, что вы видите, – реально. Остальное – ваше воображение». Фильм плавно смонтирован из кадров, отснятых Томпсоном во время путешествий по Европе и Америке и в сопровождении титров, любопытных и не самым очевидным образом связанных с изображением.

Трейлер фильма «Травелоги»



«Песнь Номи» (Германия). Режиссер Эндрю Хорн

©  ЗАВТРА IV

Кадр из фильма «Песнь Номи»

Кадр из фильма «Песнь Номи»

Документальный фильм об умершем от СПИДа великом музыкальном эксцентрике Клаусе Номи – часть программы «Музыка.DOC». Желание во что бы то ни стало показать эту уже не новую (2004) картину в Москве понятно: этот выдающийся документальный фильм невозможно забыть, он способен изменить наше восприятие музыки и всей культуры конца XX века в целом.

Трейлер фильма «Песнь Номи»



«Секреты нефтяного города» (Великобритания). Режиссер Джулиен Темпл

©  ЗАВТРА IV

Кадр из фильма «Секреты нефтяного города»

Кадр из фильма «Секреты нефтяного города»

Фильм закрытия фестиваля, еще один участник программы «Музыка.DOC», посвященный не самой известной британской группе 1970-х Dr.Feelgood (предыдущие фильмы из рок-цикла Темпла были про Sex Pistols и Джо Страммера из Clash. Участники группы, оставшейся в тени своих соперников, интересны Темплу и зрителю как очевидцы событий, происходивших в Британии в 1970-е годы, когда в пабах нефтяного региона Кенви-Айленд начала зарождаться новая музыкальная волна – и даже тот, кто равнодушен к музыке, вряд ли равнодушен к нефти, а она играет в картине не последнюю роль.

Трейлер фильма «Секреты нефтяного города»



В числе других внеконкурсных премьер фестиваля «2morrow/Завтра»: «Зомби из Лос-Анджелеса» члена жюри Брюса Ля Брюса (про зомби-инопланетянина, воскрешающего мертвых путем гомосексуального контакта с трупом), мини-ретроспектива андеграундного проекта OneDotZero, персональная программа президента фестиваля Сергея Бодрова и ретроспектива Шарунаса Бартаса.

 

 

 

 

 

Все новости ›