Обсуждая итоги, критики разных изданий в качестве претендентов на призы называли самые разные фильмы (от Матье Амальрика до Апичатпонга Вирасетакуна, от Майка Ли до Алехандро Гонсалеса Иньярриту) – и вовсе не только потому, что конкурс был безнадежно плох. Он был плох обнадеживающе.

Оцените материал

Просмотров: 20125

Что случилось с Каннским фестивалем?

Мария Кувшинова · 24/05/2010
Он утонул. Но обязательно всплывет обратно

Имена:  Апичатпонг Вирасетакун · Майк Ли · Матье Амальрик

Понятно, что год на год не приходится, но в этот раз Канны производили впечатление фестиваля, покинутого кинематографом.

Слабый конкурс объясняли последствиями финансового кризиса — многие фильмы, которые могли бы войти в программу, просто не были сняты. Это верное наблюдение, но оно верно лишь отчасти: относительный (и, разумеется, временный) провал нынешнего Каннского фестиваля — во многом следствие обстоятельств, о которых мы в последние месяцы не раз писали на OPENSPACE.RU. Технологические изменения, влияющие на киноязык. Изменение каналов распространения и восприятия. Раздробление зрительского интереса. Явственное разделение кинематографа на индустриальное, воздействующее на физиологическом уровне, и авторское, тяготеющее скорее к видеоарту, чем к нарративному кино в его традиционном понимании.


Тромсё важнее Канн

Каннский фестиваль — по-прежнему главный инструмент пропаганды, селекции и дистрибуции арт-кино, но этот год явно был для него переходным (прошлогодний, похоже, был последним фестивалем прежнего типа — с убедительным балансом звезд и художников на ковровой дорожке).

Назрела необходимость реформы —- в том числе пересмотра подхода к формированию конкурса (не очень понятно, например, зачем в нем присутствуют режиссеры уровня Майка Ли — он свое уже получил, его давно пора показывать вне конкурса).

В бесконечных очередях на просмотры приходилось слышать мнение о том, что большой централизованный фестиваль с трудом справляется с собственным объемом. Слишком дорого, слишком много фильмов, аккредитованных журналистов и участников, полиции, зевак на Круазетт. В то же время в мире существуют тысячи локальных фестивалей, заведенных из соображения престижа, каждый из которых из кожи вон лезет, чтобы изобрести что-нибудь особенное. Часто в своих инициативах они значительно опережают консервативных конкурентов из первой пятерки, на которых до предела формализованы отношения ньюсмейкеров с прессой и до предела ужесточены полицейские меры. Попробуйте взять интервью у Клер Дени в Канны (где она довольно странно выступила в качестве председателя жюри «Особого взгляда») и на фестивале в заполярном норвежском Тромсё…

Понятно, что условный Тромсё все равно пляшет от каннской печки (имена по-прежнему создаются на Круазетт), но если в следующий раз на Каннском фестивале не произойдет крупных концептуальных изменений на уровне программирования и организации, тем хуже для него.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • karmapolice· 2010-05-24 22:34:39
    Майк Ли может и на другом фестивале свои фильмы вне конкурса показывать. Канны вырождаются в контемпорари арт? И хрен с ними.
  • egonbay· 2010-05-24 23:38:56
    Возникает ощущение, что Машенькины потуги на оригинальность проплатил Михалков и от этого становится еще более тоскливо.
  • bezumnypiero· 2010-05-25 00:04:55
    bang bang у Озона звучал в новелле Летнее платье
Читать все комментарии ›
Все новости ›