В нулевые было очень много по-хорошему странного кино, эскапизм героев которого выражался в экстравагантном поведении: они могли спонтанно кидаться в странные танцы под гаражную музыку 60-х или организовывать некое подобие военизированной секты».

Оцените материал

Просмотров: 264325

Топ-15: лучшие фильмы нулевых, которые вы не видели

Борис Нелепо, Мария Кувшинова, Владимир Захаров · 22/12/2009
Страницы:
«Забытый лес» (Umoregi). Режиссер Кохей Огури. Япония, 2005

Кадр из фильма «Забытый лес»

Кадр из фильма «Забытый лес»

Три девицы из горной деревни играют в игру — первая придумывает историю об их поселке, а следующая продолжает. Начинается рассказ с простого продавца в маленьком зоомагазине, но потом появляются верблюды, грустные киты и целый лес гигантских деревьев, закопанный под деревней тысячи лет назад. Кохей Огури — режиссер-отшельник. Он специально не вписывается в японскую киноиндустрию; не желает снимать жанровое кино, поп-артхаус про насилие или следовать любым другим течениям. Поэтому за двадцать восемь лет он сделал всего пять фильмов, а за все двухтысячные выпустил только один — «Забытый лес». Огури продолжает традиции Ясудзиро Одзу, но не нарративные, а визуальные. Одзу, как известно, игнорировал голливудские законы монтажа, а между семейными сценками неожиданно вставлял долгий план полосатых заводских труб, крыш или металлических конструкций. Из таких же долгих кадров в основном состоит и последний фильм Огури. У каждого человеческого персонажа есть характер и история, но они все детали живописного деревенского фона. Автор специально не выделяет их, не объясняет зрителю, что в фильме вымысел девочек, что реальность, а что просто сон. Режиссер совсем не против того, чтобы каждый увидел историю по-своему. — В.З.


«Короткий фильм о Филиппинах» (A Short Film About the Indio Nacional (or the Prolonged Sorrow of the Filipinos)). Режиссер Рая Мартин. Филиппины, 2005

Кадр из фильма «Короткий фильм о Филиппинах»

Кадр из фильма «Короткий фильм о Филиппинах»

Еще недавно трудно было поверить, что Филиппины — не самая заметная территория на кинематографической карте мира — станет колыбелью своеобразной новой волны молодых режиссеров, полных энергии и неожиданных идей. Один из самых востребованных на фестивалях филиппинцев — молодой режиссер Рая Мартин, снявший свой игровой дебют, «Короткий фильм о Филиппинах», в двадцать один год. Несмотря на юный возраст режиссера, это очень амбициозный проект. Дело в том, что в этой стране, пережившей несколько оккупаций, практически не осталось архивных кадров и съемок до 30-х годов. И Мартин в своих фильмах пытается восполнить эту историческую брешь. Имитируя Гриффита и Шестрема, он снимает немые черно-белые виньетки о революции 1896 года. В рамках этого проекта Мартин задумал целую трилогию. В этом году в Канне он представил вторую часть — Independencia (в честь которой критики журнала Cahiers du cinema назвали свой новый сайт). У Мартина вообще особые отношения с разными визуальными носителями и способами архивации истории и современности. Другая громкая его работа, пятичасовой Now Showing, — история жизни молодой девушки, показанная при помощи домашнего видео, снятого на VHS и цифру. — Б.Н.


«Невидимые волны» (Invisible waves). Режиссер Пен-Ек Ратанаруанг. Нидерланды — Таиланд — Гонконг — Южная Корея, 2006

Кадр из фильма «Невидимые волны»

Кадр из фильма «Невидимые волны»

Флегматичный японский повар Кедзи (Таданобу Асано) отравил любовницу по приказу ее мужа — тайского мафиози-ресторатора. Убийцу отправляют в круиз из Гонконга на Пхукет, чтобы спрятать его от полиции и заодно «потерять» по дороге — следом за ним отправился киллер-якудза по кличке Ящерица. В дороге Кедзи случайно знакомится с молодой кореянкой (Кан Хе Чон из «Олдбоя») — новой подругой того самого мафиози. Пен-Ек Ратанаруанг сделал этот фильм следом за «Последней жизнью во Вселенной» — романтической комедией о библиотекаре, мертвой проститутке и якудза, с тем же Асано в главной роли и Кристофером Дойлом за камерой. «Невидимые волны» скорее триллер (хотя сцены на корабле больше напоминают «Каникулы господина Юло» Жака Тати), но в нем стиль предыдущей работы доведен до космического совершенства — и, кроме того, почти теми же изобразительными средствами режиссеру удалось рассказать намного более глубокую историю. В 90-е похожее проделал Вонг Кар Вай с «Чунгкингским экспрессом» и «Падшими ангелами». Пен-Еку Ратанаруангу в нулевые повезло меньше. После премьеры на Берлинском кинофестивале его авторские мотивы назвали самоповторами, а за английскую речь персонажей пытались немного распнуть: европейцам оказалось сложно понять, что, во-первых, именно на таком плохом английском разговаривают между собой Global Asians, а во-вторых, это метафора. Берлинале с начала десятилетия двигался в сторону «важного» и «серьезного» кино, и «Невидимые волны» со своим визуальным совершенством и универсальной историей об одиночестве пришлись не ко двору. — В.З.


«Молодость на марше» (Juventude em marcha). Режиссер Педро Кошта. Франция — Португалия — Швейцария, 2006

Кадр из фильма «Молодость на марше»

Кадр из фильма «Молодость на марше»

Когда в 2006 году в конкурсе Каннского фестиваля соревновались Каурисмяки, Лоач и Альмодовар, критики журнала Cinema Scope ходили по Круазетт в футболках с надписью Vote for Pedro пародией на известный слоган из «Наполеона Динамита» с небольшим дополнением в скобках: «Педро Кошту, разумеется». Предмет локального, но истового культа, Кошта считается последователем и соратником бессчетного количества режиссеров (от Ясудзиро Одзу до Штрауба и Юйе, про которых он снял документальный фильм «Где скрывается ваша улыбка?»). Но, несмотря на все влияния и кинематографическую эрудицию, его фильмы выглядят так, как будто они сняты на краю земли и никаких других фильмов не было до и не будет после. В этом смысле место рождения (у самой кромки Старого Света) и фамилия (costa переводится как «берег») оказались его режиссерской судьбой. Постоянные герои Кошты — обитатели лиссабонских трущоб, выходцы с Кабо-Верде, микроскопические осколки бывшей колониальной империи. Показанная в каннском конкурсе «Молодость на марше» — финальная часть «Трилогии Ванды», начатой «Костями» (1997) и продолженной «Комнатой Ванды» (2000). Но главный герой этой наполненной долгими паузами монументальной фрески о маленьких людях — не наркоманка Ванда (Ванда Дуарте играет саму себя под своим именем), а пожилой кабовердинец Вентура, который встречает ее (и многих других) в своих скитаниях по новому кварталу, в котором окончательно потерялись бывшие обитатели снесенных трущоб. — М.К.


«Синдромы и столетие» (Sang sattawat). Режиссер Апичатпонг Вирасетакун. Таиланд — Франция — Австрия, 2006

Кадр из фильма «Синдромы и столетие»

Кадр из фильма «Синдромы и столетие»

Апитчапонг Вирасетакун — выходец еще из одной экзотической страны, снявший все четыре своих полнометражных фильма в нулевые. Современное фестивальное кино уже очень сложно представить без этого имени, что подтверждает конец нынешнего года: австрийский музей кино издал обширную книгу, посвященную Джо (кличка режиссера куда проще его труднопроизносимого имени), его персональная выставка перемещается по крупным музеям Мюнхена, Лондона и Парижа, а его «Синдромы и столетие» критики и кураторы фестиваля в Торонто назвали лучшим фильмом десятилетия (не забыв включить в список и две другие его картины). «Синдромы» построены по излюбленной режиссером двухчастной структуре. Фильм начинается с собеседования молодого человека в небольшой сельской клинике, а затем словно блуждает по рассказам разных героев, появляющихся в кадре. Затем он заканчивается и начинается заново — снова собеседование, тот же молодой человек, но действие происходит уже в другой больнице — стерильной и современной. «Синдромы» принято интерпретировать как картину о памяти, поскольку сам режиссер посвящает фильм своим родителям-врачам и их знакомству. Повествование Вирасетакуна лучше всего характеризуется словом «узор», который он плетет, не оглядываясь на общепринятые представления о построении нарратива. Иногда его называют азиатским Линчем, но он, конечно, куда мягче и спокойнее. И, конечно, одно удовольствие находить мелкие переклички и мостики между двумя, казалось бы, сюжетно не связанными частями. — Б.Н.


«Осенний бал» (Sügisball). Режиссер Вейко Ыунпуу. Эстония, 2007

Кадр из фильма «Осенний бал»

Кадр из фильма «Осенний бал»

«Осенний бал» — не самый обиженный вниманием фильм: он получил приз в венецианских «Горизонтах», награду фестиваля «Киношок» и однажды даже был показан на ММКФ. И это действительно один из лучших фильмов, снятых на постсоветском пространстве за последние двадцать лет. Несколько знакомых и незнакомых друг с другом персонажей живут в Ласнамяэ, огромном спальном районе на окраине Таллина — люди сюда попадают не по доброй воле, но по стечению неблагоприятных обстоятельств. Разведенный писатель-суицидал; модный архитектор, по странной прихоти не покидающий район; его несчастная жена, падающая в объятия портье из окраинного ресторана; мать-одиночка, работающая на швейной фабрике; пожилой парикмахер, влюбленный в ее маленькую дочь... Эстонский режиссер работает с той же узнаваемой фактурой, что и его румынские, венгерские и (немногие) русские коллеги: тот же распад, та же разлитая в воздухе покинутость, то же ощущение прошлого, довлеющего над настоящим, тот же мрачный, на грани абсурдного, юмор. Та же постоянная темнота. Но в отличие от своих ровесников, минималистов и реалистов, Ыунпуу кинематографичнее и, если угодно, барочнее; когда нужно, он не стесняется включать эмоции и музыку на полную громкость. В январе на фестивале «Санденс» будет показано «Искушение святого Антония» — второй полнометражный фильм Ыунпуу с Равшаной Курковой, Дени Лаваном и совершенно невероятным трейлером. — М.К.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:21

  • zelo· 2009-12-22 19:10:42
    один я все-таки видел. но только из заметки узнал, о чем все-таки он был. спасибо.
  • pataphysic· 2009-12-23 13:20:39
    спасибо за обзор, попробую найти и посмотреть...
  • sinefil2· 2009-12-23 13:23:58
    палфи а не пальфи
  • commentator· 2009-12-23 14:10:51
    cinephile а не sinefil

    (вы любите кино или полны греха? в любом случае, садитесь, двойка)
  • mkuvshinova· 2009-12-23 14:16:10
    Спорно. Вот здесь он отчетливо называет себя "Пальфи"
    http://www.youtube.com/watch?v=uw3lweCknRM
  • serge· 2009-12-23 16:19:53
    Типичный пример регресса так называемой критики. Материал придуман по принципу "абы что написать". Почему, например, именно 15 фильмов, а не 10 или 20? По какому ЕДИНОМУ для всех критерию выбирали фильмы, кроме "нравится-не нраится?" Почему читатели ДОЛЖНЫ их посмотреть? Это на "Чапаева" строем водили, а здесь каждый волен выбирать сам. Предлагаю заодно еще несколько тем для будущих авторов: "15 книг, которые вы не читали, но должны прочесть", "15 спектаклей, которых вы не видели, но...", "15..." ну и т.д.
    Низачот
  • masha-tereschenko· 2009-12-23 23:00:59
    А по-моему. прикольно. Это ведь правда - в любом виде искусства существуют очень хорошие вещи, которые по каким-то таинственным причинам не доходят до зрителя - об этом и материал, а вовсе "не абы о чем". А 15 - предполагаю, потому, что их вспомнилось больше, чем 10, но меньше, чем 20...
  • revelateur· 2009-12-23 23:42:16
    Уважаемый serge, я как один из составителей этого списка хочу вам ответить. 15 фильмов было выбрано, потому что список составляли трое человек. Когда мы это придумали, то решили, что лучше всего будет, если каждый возьмет себе по пять фильмов. Это самое точное число, потому что материал и так получился на три страницы, не уверен, что целесообразно было бы растягивать для первого раза его еще больше. Хотя, если будет интерес, то мы бы могли бы сделать продолжение - многое осталось за кадром (я, например, специально не стал брать фильмы режиссеров, о которых я писал в рубрике "Скрытое" - т.е. картины Наоми Кавасе, Лав Диаса, Филиппа Гранрийе, Сержа Бозона и других режиссеров).

    Критерии очень простые. Фильм не выходил в российский прокат/на двд (изначально мы хотели избегать и показов на фестивалях, но это слишком уж радикальное требование) и кажется нам не заслуживающим отсутствия такого внимания. За свой список я могу ответить конкретно, по персоналиям и фильмам - почему именно эти фильмы так важны для нулевых, потому что каждый режиссер здесь представляет определенную тенденцию - будь то новый регионализм филиппинского кинематографа, радикальная актуализация брессоновских идей у Грина, цифровая революция Кошты, новое религиозное кино Серры, странность Гомеша и тд. Про Веерасетакула я не говорю даже - недавно по всем информ.агентствам проскочила новость, что кураторы фестиваля в Торонто объявили указанный мной фильм этого тайского режиссера главным фильмом десятилетия. А у нас он ходит в неизвестных - соответственно, нужно было о нём рассказать. Разумеется, вы не должны, но странно, что у вас вызывает такое неприятие упоминание каких-то неизвестных все-таки широкому кругу зрителей имен (про ряд авторов, например, про Гомеша - в этом тексте написано на русском языке впервые, хотя ведущая иностранная критика и киноведение ему уделяет пристальное внимание).

    Но я, наверное, уже очень сильно расписался.
    С уважением,
    Борис.
  • serge· 2009-12-24 15:30:14
    Борису.
    Принято. Но вот какая штука - не хватает(мне лично) обоснований, почему надо посмотреть именно эти фильмы, а не, например, в пятый раз поймать кайф от "Персоны", "Блоу ап", "Гибели богов", "Крестного отца". Только потому, что названные вами фильмы сняты относительно недавно? Но для меня, например, явный кризис киноикусства начался уже в начале 80-х, и со мной согласны многие, просто стесняются об этом сказать, чтобы не прослыть старомодными. А кураторы фестиваля в Торонто для меня не авторитет - ведь им надо что-то говорить, чтобы продвигать фестиваль. По тем же причинам мужские бритвы обазводятся вторым, третьим и т.п. лезвием. Это обычные маркетинговые заморочки.
    И потом у вас много чисто киноведческого сленга. Ну что значит, например, выражение "радикальная актуализация брессоновских идей"? Каких именно? В чем конкретно этот радикализм и актуализация выражаются? Представьте себе, например, выражение, что у автор прозы имярек "радикально актуализирует достоевские (толстовские) идеи" и вы поймете, насколько странно это звучит.
    С уважением, Сергей.
    ПС Слова о регрессе критики по отношению к вам беру обратно
  • poza· 2009-12-24 19:05:47
    Нортфорк - года два-три назад покупал на DVD;
    Невидимые волны, кажется, тж. выходили)
  • gunyas· 2009-12-25 11:30:23
    смотрел Грина, Кошту, невыговариваемого Вирасетакула/Веерасетакула, и всё благодаря fosca (aka Инна Кушнарёва), которая стала киногидом нулевых для меня и для многих-многих-многих, за что ей огромное спасибо

    жаль, что не стали включать Сержа Бозона, несмотря на ваши объяснения в комментариях, его явно не хватает: Франция и Моды - картины великолепные

    Workingman's Death - хороший фильм с саундтреком Джона Зорна
    вообще документалистика последних лет хороша
    включая China Blue, Lavorare con lentezza и т.д.

    то, что не видел, будет исправлено, - клятвенно обещаю))
  • revelateur· 2009-12-28 22:59:18
    Serge,

    прошу прощения, что отвечаю с опозданием. Мне кажется, что написание обоснований - почему нужно смотреть сейчас эти фильмы, а не пересматривать классику - не входило в задачи этого материала. Материал - о картинах нулевых, потому все-таки предполагается, что потенциального читателя должен в той или иной мере интересовать современный кинопроцесс.

    Если уж на то пошло, то я, конечно, не могу поддержать ваш тезис о кризисе кинематографа. Понятно, что это очень старый спор, но, рискну предположить, что можно добровольно лишить себя изрядного удовольствия от просмотра современного кино. И признаюсь, я не считаю, что кино стало хуже. Мне кажется, что это надуманное противопоставление - классика/современность; в идеальной ситуации можно и пересматривать любимые классические фильмы, и отслеживать новые картины - не очень понятно, почему одно должно ущемлять другое. В скобках еще замечу, что многие классики до сих пор, слава богу, здравствуют и продолжают снимать самое удивительное и тонкое кино (вообще говоря, в этот список могли войти и работы нулевых Годара, Оливейры или, скажем, Риветта - все они вдруг тоже в момент стали вдруг "неизвестными", а Годар в 2001-м снял один из самых лучших своих фильмов). Как это ни банально, все-таки мир немного меняется, с ним изменяется и кино, появляются новые режиссеры - это абсолютно живой пласт искусства, без которого, как мне кажется, никуда.

    Про брессоновские идеи поясню. Действительно, именно в нулевые вдруг появился целый ряд режиссеров, наследующих в значительной мере Брессону, их даже прозвали пост-брессоновцами (назову, например, Рейгадаса, Кошту, Грина и Дюмона). Грин мне из них наиболее интересен - и он как раз самый радикальный. Пока Дюмон и (ранний) Рейгадас исследовали трансгрессию, Грин вдруг обратился к излюбленной им барочной эстетике, которая для него, насколько можно судить, является самым живым и современным стилем (это видно и по тому, как у него в одной из короткометражек появляется современность - его герои могут вести роман по переписке или знакомиться в интернете по электронной почте, суть не меняется). Он один из самых камерных сейчас режиссеров, актеры которого просто глядя в камеру произносят чувственные монологи - и, как по мне, это самое живое и интересное кино сегодня. И вот именно у него интересно, как вдруг преломляются и развиваются идеи Брессона.
  • natevam· 2009-12-29 01:00:29
    действительно, это редкие фильмы!... я в инете нашла только три из всех 15...
  • vadimagapov· 2010-01-02 20:36:39
    Самое поразительное в мюзикле "Йоханна" то, что это опера.
  • mkuvshinova· 2010-01-05 00:00:16
    Не буду спорить насчет оперы. Возможно и даже скорее всего вы правы, спасибо. Исправлять сейчас уже глупо. Надеюсь, люди посмотрят фильм и тоже сочтут его оперой.
  • dennyseemo· 2010-01-21 18:15:58
    а где их взять такие интересные??
  • hikkiboy.wordpress.com· 2010-01-24 20:03:49
    Насчет Ритуала - Хидеаки Анно соглашусь, остальное не смотрел.
  • 0-cube· 2010-02-21 15:10:46
    отличный обзор, побольше бы таких
  • evgenimus· 2010-02-24 14:16:05
    мне если честно больше понравились комментарии. обзор наверное тоже хорош, но только для профессиональных киноведов. мне так и не захотелось посмотреть ни один фильм.
  • solovov-v· 2010-03-12 14:20:54
    Очень хочу посмотреть "Йоханна", но не могу нигде найти...
  • munkebo· 2010-12-11 12:50:36
    Вейко Ыунпуу - очень интересный режиссер. "Осенний бал" - прекрасный фильм; но ео "Искушение Святого Антона", мне кажется, еще лучше.

    "Аура" - великолепный фильм! Красивый и интересный.

    "Смерть рабочего" Главоггера - несколько документальных новелл; некоторые из них действительно показывают то, чего раньше многие из нас не видели.

    "Нортфорк" - завораживающая, очаровывающая красота!

    "Йоганна", "Невидимые волны", "Молодость на марше" - интересно; имхо, стоит посмотреть.

    "Лицо, которое ты заслуживаешь" - очень сложно понять, о чём же этот фильм :) что всё это значит. Надо много думать :) но, в общем, тоже интересно.

    Чипри и Мареско ("Возвращение Калиостро") снимают очень провокационные, шокирующие фильмы. Не для семейного просмотра. Смотреть осторожно.

    "Ритуал" - не очень понравился.

    Остальные пока что не смотрел.
    Смотрите хорошее кино :)
Все новости ›