Оцените материал

Просмотров: 24509

Валентин Горлов: «Плакат — исчезающая натура»

Юлия Петрова · 08/12/2008
Глава Художественного фонда «Новая галерея» рассказал о своей коллекции плаката и о том, чего в ближайшем будущем ждать от «бумажного» рынка

©  Евгений Гурко

 Валентин Горлов, коллекционер, глава Художественного фонда «Новая Галерея»

Валентин Горлов, коллекционер, глава Художественного фонда «Новая Галерея»

©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Владимир Маяковский, Иван Малютин. Чини, товарищ, красный путь… 1919. 64х45. Плакат Окон РОСТа

Владимир Маяковский, Иван Малютин. Чини, товарищ, красный путь… 1919. 64х45. Плакат Окон РОСТа

— Сегодня ваша коллекция одна из крупнейших в стране. Какова была концепция собрания?

— А концепции не было. Я уже двадцать лет собирал советскую живопись 1920—1950-х годов, когда однажды ко мне пришел человек и принес под мышкой около двадцати плакатных листов. Поначалу я был настроен довольно скептически: непонятно, в чем может быть ценность тиражной вещи. Все принесенные тогда плакаты оказались одного периода — 1919—1921 годы. Уже потом стало понятно, что большинство коллекционеров формируют тематические собрания. Но для меня основным критерием отбора стал год создания работы — с 1886 по конец 1950-х.

— На первый взгляд, предмет для коллекционирования «неудобный»: возникают сложности с хранением, и в то же время ценителей бумаги не так много, как у живописи. Что вас привлекло в этом виде искусства?


©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Чай Петра Соловьева. Конец XIX в., Москва, типолитография. 38х49

Чай Петра Соловьева. Конец XIX в., Москва, типолитография. 38х49

— Плакат оказался очень перспективным и как художественное направление, и как объект инвестиций. После появления этого вида искусства в России в 1886 году никто из великих графиков не упустил возможности попробовать себя в новой художественной форме. То же можно сказать и о советском плакате — в этой области работали все известные художники, от Масютина до Малютина, от Маяковского до Родченко. В результате сформировалась художественная культура, наполненная профессиональными талантливыми людьми. Я уверен, что и сейчас есть прекрасные художники. Но плакат напрямую привязан ко времени, в которое создается, — может быть, сильнее, чем другие виды искусства. А то время ушло навсегда.

©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Ми служимо народу. 1930-е, 68,5х49,5

Ми служимо народу. 1930-е, 68,5х49,5

— Какова сегодня вероятность нахождения неизвестных плакатных листов — к примеру, дореволюционных?

— Почти нулевая. Скажем, плакатов, агитирующих на подписку займа в помощь пострадавшим в войнах 1905, 1914 годов, было достаточно много, а рекламы — в разы меньше. Плакаты рекламировали в первую очередь табак, чай и женскую косметику — мыло и духи. Если начать искать, например, конкретно рекламу швейных машинок «Зингер», то, будь у вас на руках хоть миллион, шансов не много. Плакаты чаще всего использовали как украшение, их вешали на стены вместо лубочных картинок и специально не хранили.

©  Евгений Гурко

 Валентин Горлов, коллекционер, глава Художественного фонда «Новая Галерея»

Валентин Горлов, коллекционер, глава Художественного фонда «Новая Галерея»

— Какими же путями пополняются коллекции?

— В марте 1994 года в Нью-Йорке прошел аукцион Sotheby’s, посвященный русскому конструктивистскому плакату. С тех пор минуло, конечно, почти пятнадцать лет, но сколько раз дергался рынок, столько раз многие из проданных тогда вещей меняли владельцев. Аукционный дом Bolaffi в Италии вот уже 130 лет занимается именно бумагой. В принципе, к ним можно обратиться с заказом на поиск конкретного западного плаката. Муху 1914 года они, может быть, найти смогут. А русские дореволюционные плакаты конкретной тематики — вряд ли. Это можно искать только в России. Западный рынок их не знает.

©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Александр Зеленский Папиросы «Экстра». 1920-е. Ленинград.58,5х40

Александр Зеленский Папиросы «Экстра». 1920-е. Ленинград.58,5х40

— Много ли на рынке подделок?

— Обилие, но давайте не будем говорить «подделки», лучше употреблять слова «реплика» или «вторая печать» со старого камня. Это, по сути, сувенирная продукция, и на выставках плаката во всем мире продаются нумерованные факсимильные оттиски, на которых написано, что это копия. Другое дело, если такие изделия попадают на рынок, где предлагаются по цене оригиналов, а это может быть и две, и три тысячи долларов в зависимости от автора, тиража и еще ряда особенностей. В этом случае речь идет о дезинформации покупателя, пусть порой и непреднамеренной.

— Кто выступает в роли эксперта в спорных ситуациях?

©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Александр Зеленский. Папиросы «Сафо». 1920-е.  Ленинград, 59,5х41

Александр Зеленский. Папиросы «Сафо». 1920-е. Ленинград, 59,5х41

— Экспертизу по бумаге можно сделать в ГосНИИРе на улице Гастелло или обратиться в Государственную публичную библиотеку (бывшую Библиотеку имени Ленина), где находится главное в мире собрание плаката. Вообще, это дело деликатное — когда перед вами отпечаток со старого камня на старой, «пожившей», бумаге, сложно утверждать, что это непременно подделка. Для этого нужно иметь на руках точно такой же плакат, а лучше сразу три сотни плакатов того же времени, чтобы было с чем сравнить. Поймать продавца реплики можно на чем-то другом: поля не такие, скажем. Но бывают и абсурдные ситуации, когда, например, плакаты одной и той же серии одного автора вдруг одновременно появляются в большом количестве в разных магазинах.

©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Семенова Е. Рационализуй производство и труд! 1930. 73х54

Семенова Е. Рационализуй производство и труд! 1930. 73х54

— Насколько велика конкуренция среди коллекционеров?

— Спрос сегодня существенно превышает предложение. Однако конкуренции нет; есть, скорее, разное качество собраний. Разное не только по уровню, но и по направленности. Я знаю, к примеру, человека, который только недавно стал собирателем, но подошел к этому серьезно. Ему понравился один замечательный ленинградский художник — Дмитрий Буланов. Он во многом для меня убедительнее таких общепризнанных мэтров, как Родченко, Клуцис, Стенберги. На самом деле именно этот автор, как мне думается, был основоположником русского конструктивистского плаката. Так вот, тот коллекционер собрал всего Буланова, который был на земном шаре, по всем аукционам мира. И издал о нем книгу.

©  Евгений Гурко

  Корецкий В., Савостюк О., Успенский Б. Слава великому советскому народу – строителю коммунизма! 1955. Москва.  47х117

Корецкий В., Савостюк О., Успенский Б. Слава великому советскому народу – строителю коммунизма! 1955. Москва. 47х117

Сейчас мы с вами на очередном пике интереса к советскому искусству, что, разумеется, не всегда совпадает со спросом именно на графику. «Бумажники» вообще консерваторы и стоят в стороне от подобных колебаний. Но сегодня советский материал — вполне востребованная область. Хороший советский конструктивистский плакат достать очень нелегко. Его цена уже и в первых-то руках довольно велика, не говоря о посредниках. Поэтому коллекционированием плаката должны заниматься люди, которые имеют не только достаточные средства, но и очерченный для себя круг интересов. Есть интересные корпоративные коллекции, посвященные какому-то конкретному виду деятельности, — например, железнодорожные плакаты или плакаты воздушного флота. Интерес к такого рода вещам достаточно велик даже среди тех, кто не имеет прямого отношения к искусству.

©  Художественный фонд «Новая Галерея»

 Вигилянская Н. Пионер любит природу… 1959. Москва.  38,5х56

Вигилянская Н. Пионер любит природу… 1959. Москва. 38,5х56

— Что будет дальше на плакатном рынке в условиях нынешней экономической ситуации, насколько это «безопасная зона»?

— Совершенно точно хуже не будет. Плакат — исчезающая натура. И за счет этого неуклонно растет в цене.


Последние материалы рубрики:
Анна Карганова. Ценные вклады, 4.12.2008
Анна Савицкая. Импрессионисты haute couture, 24.11.2008
Амазонки второго русского авангарда, 18.11.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • lekala· 2009-08-23 22:00:34
    Добрый вечер!
    А можно ли на Вашей странице посмотреть плакаты Михаила Буланова?
Все новости ›